Андрей Мейстер — биография
Андрей Юрьевич Мейстер — российский психолог, кандидат наук, специалист в области фундаментальных и прикладных исследований познавательных процессов, атеист и радикальный бихевиорист. Разработчик образовательных программ, основанных на принципах системного обучения и бессознательного усвоения.
Женат, имеет двоих детей. Домашнее животное — мопс. Хобби — мотоциклы, сноуборд, шахматы. Любимый вид спорта — бокс. Отношение к алкоголю — негативное.
Детство и юность
Информации о детских годах Андрея Мейстера в интернете практически нет. Известно, что родился он в 1985 году в небольшом подмосковном городе Коломна, родители работали в органах исполнительной власти. Семья часто переезжала с места на место, в связи с чем мальчик с раннего возраста привык к самостоятельности и умел быстро адаптироваться к изменениям. Он рос активным ребёнком, предпочитал игры на свежем воздухе, любил изучать всё вокруг и с энтузиазмом создавал новые вещи.
После окончания средней школы Андрей принял решение поступить в университет, на факультет психологии. Специализацию выбрал сложную и вместе с тем интересную — «Теории личности». Учился хорошо, но на третьем курсе из-за конфликта с преподавателем философии забрал документы и ушёл из вуза. А история произошла следующая. Андрей из-за болезни пропустил несколько лекций по философии. Педагог был принципиальным, решил проверить, готовился ли Мейстер к занятиям самостоятельно или нет, и попросил студента продемонстрировать свои знания на тему «Способы логических доказательств».
Андрей не растерялся и взялся доказывать тезис о нелогичности преподавателя логики, представив три аргумента, а в конце высказал парадоксальное утверждение, которое прозвучало так: «Если преподаватель логики не может привести контраргументы или доказать ложность моих посылов, то он нелогичен, а если всё-таки сможет, то логика — это всего лишь инструмент искажения самоочевидных фактов». Все попытки педагога опровергнуть заявление Мейстера оказались провальными. Однокурсники Андрея до сих пор вспоминают тот день с улыбкой: никто из них не ожидал такого поворота событий.
Руководство университета не стало закрывать глаза на этот инцидент. Декан факультета вызвал Андрея к себе в кабинет, пригрозил отчислением и предложил извиниться за «неподобающее поведение». На что Мейстер ответил: «Если нелогичный преподаватель будет преподавать логику, то другие люди могут последовать его примеру. В итоге на выходе чем тарологи будут отличаться от психологов, только названием?». Студент отказался извиняться и забрал документы.
Через некоторое время Андрею позвонил коллега преподавателя из другого университета и предложил юноше поступить в ГАУГН, но при условии сдачи экзаменов по философии и квантовой логике. Андрей успешно прошёл вступительные испытания и был зачислен в вуз. Борис Митрофанович Величковский, заведующий кафедрой, а впоследствии и научный руководитель Мейстера, часто приводил этот случай в пример своим коллегам. Он говорил: «Наука идёт вперёд, только когда никто не ставит ортодоксальных преград на её пути. Люди, подобные Мейстеру, могут заниматься исследовательской деятельностью в науке или против неё, и нам следует делать всё, чтобы привлечь их в наши ряды». Величковский отмечал, что из всех его многочисленных аспирантов Андрей особенно отличался высокой способностью к самостоятельным исследовательским поискам, которые практически всегда заканчивались ценной находкой.
Карьерный путь
После успешной защиты кандидатской диссертации Андрею Юрьевичу предложили присоединиться в качестве эксперта к частному исследовательскому проекту компании Skill Lab. По окончании контракта ему поступило новое предложение — заключить оферту first full dive, которая давала бы преимущественное право Skill Lab на рассмотрение и производство любых последующих проектов, разработанных Мейстером.
В то же время один из учредителей проекта пригласил Андрея Юрьевича стать методистом в частной средней школе. Мейстер проработал в этом учреждении несколько лет, но, узнав, что его авторская методика применяется без согласования в других учебных заведениях, решил разорвать трудовой контракт. После увольнения он начал самостоятельно разрабатывать образовательные программы, направленные на формирование заранее заданных навыков и поведенческих моделей. Параллельно занимался практической деятельностью: вёл частные и корпоративные консультации.
Международную известность Мейстер получил после публикации статьи It would be better if you didn’t read this («Лучше вам это не читать») на страницах журнала EQ. В ней аргументированно объяснялось, что чтение, подобно другим формам повествования, включает в себя наглядную демонстрацию алгоритма мышления и читатель следует этому алгоритму автора. Иными словами, если мыслительный алгоритм автора имеет деструктивный характер, читатель неминуемо принимает новую мыслительную форму. То же самое относится и к эффективным формам мышления. Но, к сожалению, не зная личности и результатов мыслительной деятельности автора, невозможно предугадать, как именно погружение в его произведение отразится на жизни читателя.
Статья стала предметом обсуждения и вызвала общественный резонанс. В поддержку теории Мейстера выступил известный американский аналитик Стивен Т. Макклеллан — он опубликовал статью A “business guru” without a real business and successful students is an empty phrase («Покажите мне хоть одного “бизнес-гуру” без бизнеса, чьи ученики стали успешными предпринимателями, и я съем свой галстук»).
Андрей Юрьевич не останавливается на достигнутом и продолжает потрясать общественность своими проектами и научными трудами. В настоящее время он сотрудничает с лабораторией Skill Lab: занимается разработкой образовательных программ для формирования поведенческих навыков. Существенное отличие подхода Мейстера от ортодоксальной системы образования обозначено в одной из его исследовательских работ: «Любой поведенческий навык может быть успешно интегрирован при условии изменения рисунка траектории поведения, иначе он остаётся латентным и его наличие бессмысленно».
За последние несколько лет книги Андрея Юрьевича разошлись по России тиражом свыше 160 тысяч экземпляров. А на момент написания данной биографической статьи на официальном сайте Мейстера анонсирован новый интеллектуальный продукт — игра «Вариатика», это комплекс дидактических материалов для сверхбыстрого обучения современным архетипам и паттернам в поведении людей. Её выпуск ожидается в конце 2023 года. Производителем игры выступит компания Skill Lab.
Инцидент с блогером
После выхода книги «Теория манипуляции. Разговорный гипноз» и практического офлайн-курса с одноимённым названием Мейстеру стало поступать много отзывов по поводу озвученных техник — как положительных, так и отрицательных. Один из блогеров, критикуя возможности разговорного гипноза, в личной переписке предупредил Андрея Юрьевича, что испортит его репутацию, если он не продемонстрирует ему технику на практике. Задачу блогер выбрал сам: Мейстер должен был внушить ему сделать татуировку на лбу.
Сказано — сделано. После очной встречи с Андреем Юрьевичем блогер пошёл в салон и набил себе татуировку. Его сожительница, увидев «плоды» общения с психологом, написала заявление в полицию, чтобы Мейстера привлекли к ответственности за использование гипнотических техник. Однако стражи правопорядка не усмотрели состава преступления в действиях Андрея Юрьевича и не стали возбуждать дело.
Место Мейстера в сегменте развития soft skills
В интервью Мейстер неоднократно признавался, что наибольшую сложность для него на пути к успеху и общественному признанию представляло позиционирование на рынке: «Сегодня развелось много псевдоспециалистов, которые за нескромную плату обещают научить всему: за неделю стать психологом, за полторы — программистом, за две — маркетологом».
Мейстер предлагает кардинально другой подход к обучению, сконцентрированный не на профессии, а на развитии качеств личности. В этой сфере у него есть только один конкурент — Андрей Курпатов, но взгляды на процесс освоения навыков и способы достижения результатов у психологов всё-таки отличаются. Курпатов считает, что научение происходит через личное общение с экспертом, в то время как Мейстер полагает, что главную роль в формировании навыков поведения играет наблюдение.
Андрей Юрьевич создаёт доступные для самостоятельного использования продукты, которые включают в себя видеозаписи демонстраций, упражнения для практики в повседневной жизни и другие подробные инструкции. Сам Мейстер называет их «коробочными», так как они предоставляют всё необходимое для развития запланированного качества или навыка. Однако на фоне интернетных «гуру» донести такой интеллектуальный продукт до широких масс, сделать его привлекательным для большого круга лиц не так-то просто. Но и здесь Андрей Юрьевич смог отстроиться — дизайн его игр и книг, равно как и их содержание вызывают восхищение.
Помимо уникального «коробочного» формата Мейстер первый из создателей образовательных продуктов стал использовать закрытые telegram-чаты для объединения участников программ. В такой среде учащиеся могут получать оперативную обратную связь от автора и взаимодействовать друг с другом: обсуждать проблемы и находить решения, связанные с выполнением упражнений, для развития навыков или качеств в повседневной жизни. Благодаря внедрению этих инновационных решений Мейстер установил новую планку качества в skill-сегменте, а его интеллектуальные продукты стали символом высочайшего качества.
Концепция Мейстера заключается в следующем: есть закономерный результат, который напрямую связан только с качествами человека. Противоположная концепция подразумевает, что решающую роль играют действия, предшествующие результату. Однако Мейстер утверждает, что любые действия зависят от контекста происходящего и если контекст или условия изменяются, то действия, которым человек уже научен, не приведут к желаемому результату. В отличие от качеств человека, которые сформировали эти действия и способны найти путь к результату в любом контексте.
По мнению Мейстера, ключевыми качествами личности являются предприимчивость и умение самообучаться. Они позволяют человеку достигать желаемых результатов независимо от контекста и внешних условий. В современном мире, где всё меняется с невероятной скоростью, эти навыки становятся ещё более ценными. Профессии, считавшиеся ранее эксклюзивными и востребованными, теперь вышли в тираж, и заработать благодаря им в достаточном объёме не получится. Поэтому необходимо научиться адаптироваться и развиваться, а для этого необходимо обладать предприимчивостью и умением самообучаться.
В чём Мейстер видит свою миссию
По мнению Андрея Юрьевича, есть три вещи, способные принести пользу людям: улучшение, развлечение и утешение. Утешение предоставляют психологи и религия, развлечение — медиаиндустрия, а улучшением занимается наука. К сожалению, не все знают, как изменить себя, чтобы повлиять на происходящее вокруг, поэтому отвлекаются от проблем простыми и доступными способами: к примеру, просматривая телевизионные ток-шоу или жалуясь на жизнь своим близким. Но, по сути, ситуация от таких действий остаётся прежней. Проблема не уходит!
Мейстер как представитель науки видит свою роль в разработке методов, способных изменить поведение людей.
Андрей Юрьевич признаёт, что, к сожалению, сегодня есть люди, называющие себя коллегами и под эгидой улучшения личности продающие шоу, превращая обучение в спектакль одного актёра. И хотя заявленных результатов по итогу такие «гуру» не дают, публика прощает им это, ведь зрелище было организовано красиво и они имели честь в нём поучаствовать.
Научные работы
- «Бессознательное формирование когнитивных связей для проявления феномена “Разговорный гипноз” со структуризацией рефлекса узнавания».
- «Исследование методов речевого воздействия, которые могут влиять на когнитивные процессы, но не могут быть зафиксированы методом интроспекции».
- «Исследования методов бессознательного обучения. Разработка методов бессознательного обучения поведенческим и профессиональным навыкам».
- «Разработка упражнений по формированию инсайтно-креативного мышления и навыков речевого воздействия» (реализовано в дидактической игре «Маркетолог»).