Андрей Туполев – советский авиаконструктор, ученый, доктор технических наук. Под его руководством создано более 100 типов самолетов, на которых установлено около 80 мировых рекордов.
Достижения конструктора Андрея Туполева в авиастроении и его заслуги перед отечественной наукой сопоставимы со вкладом Сергея Королева в ракетостроение. Андрей Николаевич разработал более сотни моделей самолетов и стал человеком-эпохой, воспитавшим целое поколение талантливых конструкторов.
Гениальный конструктор родился 10 ноября 1888 года в Тверской губернии. Его родное село, которого сейчас нет на карте России, находилось в Кимрском районе и носило название Пустомазово. Андрей рос в многодетной семье сельского нотариуса с казацкими корнями и дворянки. Мальчик был шестым ребенком из семерых братьев и сестер.
Чтобы прокормить многочисленное семейство, отец, Николай Иванович Туполев, занимался сельским хозяйством. Сидеть без дела он не позволял никому – все дети были приобщены к труду. Как вспоминал сам авиаконструктор, с малых лет он ходил за плугом, учился столярничать и обрабатывать металлы.
Навыки, приобретенные в детстве, пригодились парню и во время обучения в Тверской гимназии, и в высшем Императорском техническом училище Москвы, куда он поступил в 1908 году.
Интересный факт из биографии Туполева: будучи гимназистом, он не смог поехать вместе с одноклассниками на экскурсию по российским городам — у родителей не было денег. Тогда смышленый юноша принес в кабинет директора гимназии модели кораблей, изготовленные своими руками и предложил их в обмен на поездку. Руководитель изыскал средства для оплаты экскурсии, воспользовавшись связями в Обществе любителей естествознания.
Во время учебы в московском техническом училище талантливого студента заметил основоположник гидро– и аэродинамики Николай Егорович Жуковский. Он доверил молодому Туполеву аэродинамическую лабораторию.
В 1910 году начинающий конструктор в первый раз сел за штурвал построенного с друзьями планера, пересек Яузу и осуществил посадку в Лефортово.
Студенческие годы Андрея пришлись на начало 20 века. Тогда, исполненный патриотизма, он увлекся революционными идеями и пополнил ряды эсеров. Туполев был арестован по обвинению в распространении запрещенной литературы. Из-под стражи его освободили, когда скончался отец, но принудительно выслали в родное село. Завершить обучение и получить диплом о высшем образовании авиаконструктор смог лишь в 30-летнем возрасте.
Андрей Туполев совместно со своим учителем Николаем Жуковским достучались до руководства молодой советской страны и убедили его в необходимости развивать отечественную авиационную промышленность. Кроме того, они привели доводы, подтверждающие целесообразность использования цельнометаллических конструкций в производстве авиационных судов. С тех пор самолеты стали строить из легкого, но прочного дюралюминия, а дерево и тяжелое железо остались в прошлом.
В названиях серий советских воздушных судов АНТ и Ту использованы инициалы Туполева и начальные буквы его фамилии. Беспосадочные перелеты Валерия Чкалова по маршрутам Москва – Северный Полюс – США и Москва – остров Удд состоялись именно на самолете АНТ-25, разработанном Туполевым.
В 1935 году с самолетом той же серии случился казус. Летчик Сигизмунд Леваневский должен был совершить громко анонсированный перелет Москва – Северный полюс — Сан-Франциско, в честь которого даже была выпущена почтовая марка.
Однако, на 2000-м километре обнаружилась протечка масла и пилотам пришлось прервать полет, сев под Новгородом. В кабинете Сталина Леваневский обвинил Туполева во вредительстве и в том, что тот сознательно строит плохие самолеты.
Андрея Николаевича вместе с женой арестовали в 1937 году. К обвинениям во вредительстве добавилось подозрение в тесном сотрудничестве с разведкой Франции и создании антисоветского движения. В заключении Туполева не избивали, но издевались, заставляя стоять по несколько часов.
Поначалу конструктор согласился со всеми выдвинутыми обвинениями, но вскоре подал на их обжалование. Советский суд назначил Туполеву 15 лет лишения свободы, но через некоторое время условия содержания стали помягче. Андрея Николаевича и других специалистов, отбывавших срок в Бутырской тюрьме, перевели в шарашку. В этих заведениях содержались ученые, научные работники, технические специалисты, которые должны были искупать вину перед Родиной инженерным трудом. Здесь заключенных довольно хорошо кормили, но с семьями видеться не позволяли. В начале Великой Отечественной войны Туполев был освобожден, а в 1955 году полностью реабилитирован.
Плод инженерной мысли Туполева и его КБ — пикирующий бомбардировщик Ту-2 стал мощнейшим оружием для поражения врага в небе. Около 750 самолетов этой серии сражались за долгожданную победу в этой страшной войне. После окончания ВОВ конструкторское бюро под руководством А.Н. Туполева создало еще один бомбардировщик – самолет Ту-4.
Вклад Андрея Николаевича в гражданское авиастроение не менее существенный, чем в военное. Реактивный гражданский самолет Ту-104 стал первым воздушным судном подобного класса в Советском Союзе. Первый в мире сверхзвуковой пассажирский Ту-144, изображение которого красовалось на почтовой марке 1969 года, также является результатом разработок гениального конструктора.
В 1970-х годах КБ, основанное Туполевым, но уже под началом конструктора Валентина Близнюка, представило разработку Ту-160 – бомбардировщика-ракетоносца с регулируемой геометрией крыла.
Во время Первой мировой войны Туполев работал в госпитале медбратом, там он и познакомился с будущей супругой Юлией. Вскоре влюбленные подали заявление и ЗАГС, и молодой зять переехал в квартиру тещи. Мать Юлии имела дворянские корни, и поначалу отнеслась к избраннику дочери настороженно. Ее сердце постепенно оттаяло, когда Андрей решил вопрос с горячим водоснабжением и построил печку.
Супруга стала надежным тылом в личной жизни Туполева: она помогала ему с переводами, занималась внутренним дизайном самолетов серии Ту, подбирала осветительные приборы и обивку салона. В более зрелом возрасте она была верным спутником мужа в заграничных командировках. В честь Юлии Николаевны конструктор назвал дочку и внучку.
В круг общения талантливого изобретателя входили такие известные личности, как министр авиапрома Петр Дементьев, министр обороны Дмитрий Устинов, поэт Сергей Михалков. Благодаря дружбе с автором слов Гимна СССР в детской библиотеке внуков Туполева были книги про трех поросят и самого высокого милиционера с автографами Михалкова.
В свободное время Андрей Николаевич занимался садом и выбирался на охоту. Любил мастерить деревянные игрушки, которыми с удовольствием играли его дети и внуки.
Многие из потомков Туполева связали свою карьеру с авиастроительной отраслью. Сын Алексей с юношеских лет трудился в конструкторском бюро отца, занимался разработкой хвостовой части законцовки фюзеляжа самолета Ту-2. Перед распадом СССР работал в МАИ на должности руководителя кафедры аэродинамики, где участвовал в создании сверхзвукового гражданского самолета.
Внук конструктора, дедушкин тезка, сейчас работает в ОАО «Туполев», где руководит центром маркетинговых исследований.
Еще в далеких 20-х годах прошлого века Туполев, переболевший туберкулезом, перенес операцию по удалению легкого. Доктора сообщили, что жить с одним легким можно, но необходимо беречь себя от перегрузок. Содержание в тюремных условиях негативно сказались на болезни, вызвав рецидив.
Андрей Николаевич умер в ночь на 23 декабря 1972 года. Накануне он был в хорошем настроении, шутил и планировал поездку в Крым.
Великий советский авиаконструктор похоронен на столичном Новодевичьем кладбище.