Аполлинарий Михайлович Васнецов

Аполлинарий Васнецов — биография


Аполлинарий Васнецов – известный российский художник и искусствовед. Васнецов был младшим братом художника Виктора Васнецова, а также входил в литературно-художественный кружок «Молодая среда».

Детство и юность

Аполлинарий родился летом 1856-го года в маленьком поселке Рябове под Вяткой. Родился будущий художник в большой и дружной семье местного священника. Отец семейства во многом поспособствовал, чтобы его сыновья в будущем стали художниками. Михаил Васнецов старался воспитать отпрысков в любви к природе, он был для детей настоящим примером для подражания. Васнецов-старший был очень образованным человеком, прекрасно рисовал, разбирался в науке, знал несколько иностранных языков.

К сожалению, когда будущему художнику было всего лишь 13 лет, он остался круглым сиротой. Юноше так и не удалось получить систематического образования, однако он был талантливым самоучкой. Художник всегда с любовью вспоминал своего отца. В своей биографии Аполлинарий рассказывал, что именно благодаря отцу в нем проснулась любовь к природе.

Портрет Аполлинария Васнецова в юности

После смерти отца и матери многодетная семья осиротела. Виктор, брат Аполлинария, был на восемь лет старше. Юноша обучался в Императорской Академии художеств, делал собственные рисунки и готовился стать художником. Виктор видел рисунки младшего брата и понимал, что из Аполлинария выйдет прекрасный живописец. Виктор стал для брата образцом для подражания, его первым учителем.

Аполлинарий всегда тянулся к живописи. Он брал уроки не только у Виктора, но и у польского художника по имени Михал Эльвиро Андриолли. Андриолли в свое время был сослан в Вятку. Каждое воскресенье начинающий художник отправлялся на уроки к польскому живописцу. Аполлинарий приносил мастеру свои рисунки, чтобы получить на них отзыв.

После окончания местного духовного училища Аполлинарий внял совету старшего брата и отправился в Петербург.

Карьера и творчество

Осенью 1872-го года Аполлинарий отправился к своему старшему брату в Петербург. Молодой человек хотел продолжить образование. Красота Северной столицы, невероятная архитектура и знакомство с местными деятелями искусств поразили провинциального юношу.

В дневниках начинающий художник описал свой первый день в Петербурге. Он рассказал, что сразу же отправился вместе с братом в мастерскую Репина, который трудился над своим шедевром, картиной «Бурлаки». Братья посетили в тот день мастерские других известных художников.

Картина Аполлинария Васнецова «Гонцы ранним утром»

С тех пор Васнецов-младший с удовольствием погрузился в культурную жизнь города. Он стал завсегдатаем местных художественных выставок, музеев, творческих кружков. На собраниях таких кружков обсуждались не только вопросы живописи, но и велись споры об экономике, судьбе искусства, политике. Знакомство с идеями Николая Чернышевского, чтение статей Виссариона Белинского помогли молодому человеку определить свое место в мире, сформировать собственное мировоззрение.

В Петербурге Аполлинарий провел три года. К сожалению, ему не удалось поступить в художественную Академию. Причиной стало отсутствие диплома о среднем образовании. Впрочем, этот период в жизни начинающего художника стал временем становления, поисков себя.

Аполлинарий начинает обучаться самостоятельно, он готовился досрочно сдать экзамены за курс реального училища.

В 1875-м году молодой человек решил вернуться в Вятку. В родном городе он завел дружбу со студентами сообщества Михаила Бородина. Мужчина занимался распространением революционной пропаганды в городе. Живописцу было доверено заниматься хранением нелегальной литературы из библиотеки. Участники кружка изучали труды Петра Лаврова и Михаила Бакунина.

Аполлинария захватили идеи народничества. Девятнадцатилетний юноша решил отказаться от искусства и служить во благо народа. Позже в своей биографии Аполлинарий Васнецов вспомнит это время. Он писал, что в кружке народников существовало два идейных движения – одни участники планировали «пойти к рабочим и землепашцам», а вторые собирались стать учителями. Последнее больше прельщало молодого человека.

Когда Виктор узнал о замысле младшего брата, он попытался его отговорить. Но Аполлинарий был тверд в своем решении. Он сдал экзамены и получил звание народного учителя. Вскоре он отправился работать учителем в поселок Быстрица. Очень скоро воодушевленный юноша понял, что крестьяне далеки от идей народников. Его пыла хватило примерно на год, потом разочарованный и больной художник отправился в Москву. Васнецов-младший поселился у брата.

Разочаровавшись в идеях народников Аполлинарий вновь берется за искусство. Художник с радостью продолжает рисовать. 1880-е годы стали особым временем в биографии Васнецова. Летние месяца братья проводили на даче в усадьбе близ Абрамцева. Аполлинарий пишет этюды подмосковного имения князей Трубецких. Так в творчестве мастера началась усадебная тема. Аполлинарий был частым гостем Саввы Мамонтова, у которого поблизости тоже была дача.

В Абрамцеве создается творческий кружок, в который входит весь свет русской культуры тех лет. Аполлинарий вошел в кружок с подачи старшего брата. Молодой живописец получил возможность общаться с самыми известными деятелями искусства, беседовать о литературе и живописи, слушать музыку. Кружок Мамонтова стал для Васнецовых своеобразной «академией».

Достаточно большую роль в творческом развитии Аполлинария Васнецова сыграл Илья Репин. Юноша бывал в студии мастера в Санкт-Петербурге, даже позировал Репину для картины «Крестный ход в Курской губернии». Советы Репина помогли Аполлинарию совершенствовать технику написания картин. Благодаря советам Репина картины Васнецова обрели более светлую палитру, стали ярче и красочнее.

С подачи Репина в 1883-м году Васнецов начал принимать участие в выставках передвижников. Во время 11-й выставки ТПХВ художник продемонстрировал две своих картины – «Роса» и «Серый денек». Эти картины принесли своему создателю первую славу. Позже последнюю картину для своей коллекции купил Третьяков.

«Серый день»

Признание современников подарило Аполлинарию вдохновение. Он писал природу Финляндии и средней полосы России. В своих письмах к брату художник писал, что ему с легкостью удается писать поля, долины и луга, при этом основной мотив произведения обусловлен общим тоном и небом. Неброские краски среднерусской природы гармонировали со спокойным и уравновешенным характером мастера.

Васнецов-младший продолжал свое творческое становление. Эстетика и идеи передвижников оказали на художника огромное влияние. Он много работал, старался рисовать жизнь такой, какой она была на самом деле. Васнецов писал, что главным в творчестве является цельность образа, основанная на впечатлении творца и на его памяти.

Сюжеты для новых картин живописец нередко искал в путешествиях. Он объездил всю западную часть России, побывал в Прибалтике, на Кавказе, в Украине. Во время путешествий по Австрии, Италии, Германии, Франции и Швейцарии художник создал огромное количество этюдов.

Главным периодом в творческом пути Васнецова стали 1890-1900-е годы. Если до этого времени художник писал в большинстве своем небольшие пейзажи, то теперь его стали интересовать более сложные темы.

В 1886-м году художник впервые побывал в Крыму. Во время путешествия Аполлинарий не расставался с красками. Он бродил по горам, бывал на крепостных руинах, на старых кладбищах, о которых сложена далеко не одна легенда. Здесь Васнецов придумал сюжет картины «Элегия». Картина впервые была продемонстрирована зрителям в 1900-м году на Всемирной Парижской выставке. Автор получил серебряную медаль.

Васнецов написал серию картин во время отдыха на Урале. Уральские пейзажи навеяны эстетикой полотен Ивана Шишкина. Васнецов изобразил на картинах суровую, но красивую природу тех мест. Уральский цикл Васнецова был высоко оценен его современниками.

В 1898-м году художник поехал в Париж. Он посетил Лувр, изучал методику работы европейских художников. Потом он отправился в Италию.

После возвращения в Россию художник вновь берется за работу. Васнецов-младший пытался найти новые способы в живописи. Он принимал участие в выставке «Мир искусства», демонстрировал свои работы на выставках, организованных Сергеем Дягилевым.

«Озеро»

В последующие годы Васнецов написал одну из лучших своих картин – «Озеро». Произведение имеет отсылки к искусству модерна, который активно развивался в начале прошлого века. В 1903-м году живописец становится участником творческого объединения «36 художников», а потом становится членом творческого сообщества под названием «Союз русских художников».

Васнецов активно работал не только над отдельными картинами. В его творческой биографии нашлось место и театру. Еще в Абрамцевском кружке, где ставили любительские спектакли, Аполлинарий увлекся театральной тематикой. Вскоре Савва Мамонтов основал Московскую оперу. В постановках принимали участие не только режиссеры, композиторы и музыканты, но и художники.

В 1897-м году художник создал декорации для оперы Мусоргского «Хованщина». Оформление постановки было выдержано в стилистике Руси 17-го века. Спектакль ждал оглушительный успех.

В дальнейшем Васнецов работал над декорациями для оперы под названием «Сказание о граде великом Китеже и тихом озере Светлояре». Васнецов занимает особое место в истории русского декорационного искусства. Специализировался мастер на оформлении русских опер.

Старая Москва Аполлинария Васнецова

Занимался художник и изображением видов старой Москвы. Васнецов изучал прошлое города, создавал рисунки, изображающие Москву в разные временные периоды. Тема «старой Москвы» стала занимать особое положение в творчестве живописца.

В 1900-м году Васнецов получил звание академика, в этом же году он становится членом ИАХ. Спустя несколько лет живописец принимается в Московское археологическое общество. Под руководством художника проводилась реставрация предметов и памятников искусства. Живописец принимал участие в реставрации Архангельского собора.

Занимался Аполлинарий Васнецов и преподавательской деятельностью. Он работал в Московском художественном училище.

Послереволюционные годы стали непростым временем для художника. В стране наступали новые времена, менялось и искусство. От преподавания художественных дисциплин были отстранены многие преподаватели «старой школы», в том числе и Васнецов. У него отобрали мастерскую, он лишился заработка и привычного комфорта.

Личная жизнь

Если говорить о личной жизни, то известно, что художник был женат. Он обладал мягким и спокойным характером, без особого труда сходился с людьми. В 1902-м году мужчина женился на Татьяне Одоевской.

Спустя год у молодых супругов родился сын. Мальчика назвали Всеволодом. Всеволод Васнецов в дальнейшем стал известным полярным исследователем. Вместе с супругой Всеволод Васнецов основал музей в память своего отца. Музей был открыт весной 1965-го года. В музее были восстановлены три мемориальные комнаты.

Последние годы, смерть и память

В последние годы жизни художник преподавал в столичном техникуме. Он продолжал заниматься общественной деятельностью, выступал за сохранение культурных памятников. Интересно, что Васнецов стал единственным живописцем, который открыто выступил против сноса храма Христа Спасителя. Однако обращение художника так и не появилось в печати.

В год своего семидесятилетия живописец написал картину «Шум старого парка (Все в прошлом)», которая стала одной из последних в творческой биографии мастера.

Памятник Виктору и Аполлинарию Васнецову

Зимой 1933-го года Аполлинарий Васнецов умер. Он был похоронен на Введенском кладбище рядом с могилой старшего брата.

Музей памяти Васнецова до сих пор работает в самом центре Москвы. В Кирове живописцу был установлен памятник, в 1956-м году в память о Васнецове была выпущена почтовая марка.

Ссылки

Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter.

Share