Борис Семёнович Якоби

Борис Якоби — биография


Борис Якоби – русско-немецкий физик-изобретатель, основатель гальванопластики. Якоби является создателем первого электродвигателя, а также телеграфа, способного печатать буквы.

Детство и юность

Будущий физик родился в состоятельной еврейской семье в Потсдаме, в сентябре 1801-го года. Отец Морица Германа был персональным банкиром при прусском монархе Фридрихе Вильгельме III. Мать Бориса занималась домашним хозяйством и воспитанием сына.

Поскольку в Потсдаме не было учебного заведения по подготовке к поступлению в вуз, юноше пришлось заниматься дома. Его обучением руководил брат его матери дядя Леман. Весной 1821-го года молодой человек стал студентом Берлинского университета. По настоянию родителей он поступил на строительный факультет, а потом перевелся в Гёттингенский университет.

В 1823-м году Якоби-младший становится участником Бранденбургского экономического общества, которое располагалось в Потсдаме. После окончания университета молодой человек стал архитектором. Он работал в прусском строительном департаменте.

Изобретение электродвигателя

Якоби всегда интересовался физикой и много учился самостоятельно. В 1934-м году он переезжает в Кёнигсберг. Здесь в университете работал преподавателем его младший брат. Самостоятельные занятия физикой вскоре натолкнули Бориса на создание первого электродвигателя, который работал благодаря вращению вала. До изобретения электрического двигателя Якоби подобные технические агрегаты работали благодаря качательным или возвратно-поступательным движениям якоря. Якоби писал, что подобные машины представляют собой «забавную игрушку для физических кабинетов», которые нельзя использовать с экономической выгодой.

Якоби быстро определил свою главную цель – он планировал создать электродвигатель с повышенной мощностью, который можно будет использовать в производстве. В 1834-м году изобретатель создал такой агрегат, работа которого была основана на отталкивании и притяжении между электромагнитами.

Электродвигатель Бориса Якоби

Изобретение Якоби состояло из магнитов – часть из них крепилась к раме, остальные были размещены на вращающемся роторе. Исследователь оснастил устройство коммутатором собственного изобретения, который до сих пор используется в железнодорожных локомотивах.

Двигатель работал при помощи гальванических батарей и представлял собой самый совершенный электрический прибор того времени. Устройство могло принимать груз массой до 5 килограммов и поднимать его на высоту в 30 см в секунду. Мощность изобретения Якоби составляла около 15 Вт, ротор вращался с частотой в 80-120 оборотов в минуту.

В этом же году изобретатель представил описание своей работы, отдав рукопись в Парижскую академию наук. Двигатель был изучен на одном из заседаний академии, после чего работа была опубликована. Таким образом, уже в этом году Якоби прославился и стал известен как создатель первого электрического двигателя.

Жизнь и работа в России

В дальнейшем Якоби становится одним из самых известных изобретателей мира, о нем узнают в других странах. Работы физика привели в восторг П.Л. Шиллинга, а также В.Я. Струве. По рекомендации этих ученых Якоби становится профессором в Дерптском университете. В 1835-м году талантливый изобретатель опубликовал исследование, в котором рассказал о возможностях применения электродвигателя в движении машин. Эта работа также вызвала повышенный интерес со стороны академической общественности.

Спустя несколько лет при поддержке членов Петербургской академии наук немецкий физик составил докладную записку, в которой предложил использовать электродвигатель на практике. Данный документ был передан главе академии, министру посвящения графу С.С. Уварову.

Вскоре записка Якоби попала в руки самого императора Николая I. Российский монарх приказал опытным путем найти наилучшие способы использования электродвигателя. Комиссию возглавил сам адмирал И. Крузенштерн. На опыты была выделена огромная по тем временам сумма – 50 тысяч рублей.

Якоби переезжает в Санкт-Петербург, принимает российское гражданство. В дальнейшем мужчина называл Россию своей второй родиной. В это время исследователь много работал. В 1838-м году ученый открыл гальванопластику, благодаря которой было основано целое направление электрохимии. Помимо этого, Якоби разработал целый ряд механизмов, предназначенных для проверки электрического сопротивления. Изобретение было названо вольтагометром.

Интересно, что Якоби прославился и в области телеграфии. Ему принадлежит около десяти вариантов телеграфных аппаратов, среди которых значится телефон синхронного действия. Якоби создал первый телеграф, который мог печатать буквы – этот прибор был изобретен в 1850-м году.

Исследователь был руководителем строительства первых телеграфных подземных линий. В это время ученый занимался исследованием изоляционных материалов для кабельных путей. В итоге соответствующие линии появились между кабинетом российского императора и кабинетом военного министра.

Телеграфный аппарат Бориса Якоби

Николай I приказал засекретить работы Якоби в области электрической телеграфии, из-за этого Россия утратила свой приоритет в данной области. В дальнейшем России пришлось закупать телеграфное оборудование в других странах.

В истории российского военного дела исследователь по сей день считается ведущим изобретателем гальванических батарей, а также морских мин совершенно нового типа.

В 1839-м году ученый становится членом организации под названием «Комитет о морских минах». В своих исследованиях Якоби достиг огромных успехов. Благодаря стараниям изобретателя, к началу Крымской войны российский флот был оснащен несколькими тысячами морских мин. Мины в дальнейшем были размещены на подступах к Кронштадту. Благодаря изобретению Якоби был осуществлен подрыв 4- британских пароходов, что привело к срыву плана франко-английской эскадры по нападению на Кронштадт.

В дальнейшем исследователь сформировал гальванические команды на базе саперных частей в российской армии. Спустя время под руководством ученого на Неве прошли испытания первого электрохода. Приспособление представляло собой шлюпку, которая приводилась в движение при помощи электричества. Двигатель питался от батареи, оснащенной 320 гальваническими элементами.

Работы немецкого исследователя был признаны на государственном уровне. Сначала он получил чин адъютанта Императорской академии наук, спустя время стал академиком. За свои исследования Якоби получил Демидовскую премию, которая составляла 5 000 рублей. В дальнейшем он был удостоен Большой золотой медали во время парижской Всемирной выставки. Во время этого мероприятия Якоби представлял Россию. В 1864-м году мужчина получил дворянский титул.

Среди многочисленных наград исследования были орден Святой Анны, Святого Владимира и другие награды разного достоинства, среди которых были и иностранные. В 1852-м году исследователь получил чин статского советника.

После смерти Николая I исследователь несколько изменил свою профессиональную биографию. Поскольку на престол взошел новый император, поменялись и интересы власти. Новый правитель не был так заинтересован в развитии электротехники, поэтому Якоби пришлось сократить свои исследования в данной сфере.

В тот период Якоби переключил свое внимание на обработку платины. В 1864-м году исследователь приступил к поиску способов определения спирта в алкоголе.

Среди многочисленных интересов исследователя особое место занимала метрология, он даже выдвинул несколько интересных предположений. Совместно с Эмилием Ленцем мужчина предложил производить электроизмерения при помощи баллистического метода. Во время работы над эталонными мерами содержания спирта, Якоби оказал большое влияние на определение метрической системы в России.

Интересно, что Якоби в свое время создал несколько реостатов. Данные устройства являлись прототипами пишущих машинок. В 1840-м году исследователь предложил научному сообществу еще одно свое изобретение – агометр Якоби. Будущие создатели реостатов Иоганн Поггендорф и Чарльз Уинстон в дальнейшем опирались в своих работах на разработки Якоби.

Личная жизнь

Если говорить о личной жизни, то в этой сфере Якоби был достаточно успешен. Он стал многодетным отцом. Женился он на женщине по имени Анна, которая родила супругу семерых детей. К сожалению, пять отпрысков великого изобретателя умерли в детстве.

Совершеннолетие пережили лишь два сына Якоби – Николай и Владимир. Интересно, что последний решил пойти по стопам своего именитого отца – Владимир стал изобретателем.

Последние годы и смерть

В последние годы своей жизни Якоби руководил Физическим кабинетом при Петербургской академии наук. Достаточно продолжительное время мужчина состоял в мануфактурном совете в Министерстве финансов.

Могила Бориса Якоби

Не стало великого изобретателя в 1874-м году. Причиной смерти Якоби стал сердечный приступ – на момент смерти мужчине было уже 73 года. Похоронен исследователь на Смоленском лютеранском кладбище.

Память

Борис Якоби до сих пор является одним из самых знаменитых российских ученых. В Петербурге, на здании Дома академиков, размещена мемориальная вывеска. На мемориальной доске напечатана надпись о том, что в свое время в этом доме проживал выдающийся исследователь и изобретатель.

Ссылки

Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter.

Share