Карл Черни — биография
Карл Черни – австрийский музыкант чешского происхождения, автор этюдов и педагогических трудов по фортепианной музыке. Ученик Людвига Ван Бетховена и наставник Ференца Листа.
Австрийский и чешский композитор Карл Черни внес в музыкальную культуру поистине бесценный вклад. Соединив в своем творчестве классицизм с романтизмом, творец открыл дорогу молодым экспериментаторам следующих поколений музыкантов.
Каждое юное дарование, осваивающее игру на фортепиано, прекрасно знает имя знаменитого австрийца. Ученики могут быть незнакомы с произведениями Чайковского, Бетховена или Шопена, но этюды Черни играл каждый из них.
Детство и юность
Музыкант родился 21 февраля 1791 года в австрийской столице. Его отец, Венцель Черни, был известным пианистом и преподавателем, ставшим для сына первым наставником. О матери будущего гения известно мало: сохранились сведения, что происходила она из моравских крестьян. Карл был единственным наследником, осчастливившим своим появлением уже довольно возрастных родителей.
Мальчик рос в строгости и послушании. Братьев и сестер у него не было, приятелями обзавестись не получалось из-за постоянной занятости уроками и домашним трудом. Черни-старший считал, что ребенка надо воспитывать в крайней сдержанности и не потакать его мимолетным желаниям.
Дар к музыкальному искусству у Карла проявился еще на раннем этапе биографии. Он с легкостью освоил фортепиано, и уже в девятилетнем возрасте начал создавать собственные композиции. На некоторое время семье пришлось покинуть Австрию и поселиться в Польше, но после польского мятежа юноша вновь вернулся на родину и прожил там до конца своих дней.
Жизненные этапы
- 1794 – семья Черни вернулась в Вену.
- 1900 – в дом приходит Бетховен, согласившийся заниматься с талантливым мальчиком.
- 1812 – начало концертной деятельности. Карл впервые выступил перед венской публикой, исполнив Пятый концерт своего учителя.
- 1822 – молодой музыкант выступает в роли наставника Ференца Листа. По воспоминаниям Карла, на первых порах ученик был совершенно неуправляемым: крутился на стуле, спорил, недостаточно внимательно слушал учителя. Однако именно Черни удалось разглядеть в юноше гения, который в будущем покорит весь мир.
- 1827 – после смерти Бетховена австриец сочинил «Траурный марш» в его честь. Тогда же скончалась мать композитора, и его творчество обрело религиозную направленность. Большинство этих произведений автор никогда не публиковал, они были написаны для успокоения собственной души.
- 1828 – знакомство с Паганини, которое, по словам Карла, вернуло его к жизни после траура.
- 1832 – смерть Черни-старшего, ставшего после ухода матери и Бетховена главным человеком в его жизни.
- 1837 – поездка в Париж и встреча с Ференцом Листом. Наставник не стеснялся критиковать игру своего уже состоявшегося ученика, к чему последний относился с большим вниманием.
- 1839 – композитор создает первую часть труда под названием «Первая фортепианная школа». Это была главная фундаментальная работа автора, прославившая его на весь мир.
- 1841 – Черни представил свою Первую симфонию. Музыкант и до этого сочинял произведения симфонического направления, но именно эта вещи стала первой его зрелой работой.
- 1842 – мастер публикует вторую часть фортепианной школы. Одновременно с этим педагог начинает писать мемуары.
- 1851 – выходит в свет еще один труд композитора – «Обзор всей истории музыки». Здесь Черни демонстрирует не только педагогический талант, но и дар кропотливого исследователя искусства.
- 1852 – Карл пишет очередной литературный труд, посвященный жизни своего любимого педагога Бетховена.
- 1857 – 15 июля этого года великий композитор скончался, находясь в родной Вене.
Творческое наследие
Черни написал немало произведений, вошедших в сокровищницу мировой музыки. Однако при жизни композитора его знали больше, как создателя полезных упражнений для фортепиано. Судьба распорядилась так, что творец остался в тени своего великого учителя Бетховена и не менее великого ученика Листа.
Педагогический авторитет Карла был непререкаем. Однако природная скромность не позволила ему выбиться из автора этюдов в знаменитые композиторы. К застенчивому мастеру многие современники относились иронично, что является в высшей степени несправедливым.
Личная жизнь
Карл имел репутацию скромного, застенчивого человека, что разительно отличало его от других приверженцев романтизма. Он ни с кем не конфликтовал, в шумных вечеринках не участвовал, предпочитая уединение или путешествия. Возможно, по этой причине композитор так и не смог обустроить свою личную жизнь. Были ли у музыканта романы с женщинами, не знают даже самые «въедливые» биографы.
Многие из окружения Черни обвиняли его в черствости и отсутствии человеческих эмоций. На самом деле творец был очень преданным другом, способным пожертвовать ради окружающих многим.
Карл трудился по 12 часов в сутки, а в старости и того больше. На склоне лет он стал вести затворническую жизнь, окружив себя домашними питомцами. В своих мемуарах автор писал, что жалеет о потраченном на развитие фортепианной техники времени. Вместо этого ему следовало больше внимания уделять созданию новых произведений.
До смерти родителя Черни заботился о нем и старался сделать все, чтобы тот ни в чем не нуждался. Сыновья любовь композитора была направлена и на Бетховена, которого он считал своим вторым отцом. Детьми музыканта бог не наградил, их заменили его многочисленные ученики, к которым мастер проявлял искреннюю заботу.