Карл Черни – австрийский музыкант чешского происхождения, автор этюдов и педагогических трудов по фортепианной музыке. Ученик Людвига Ван Бетховена и наставник Ференца Листа.
Австрийский и чешский композитор Карл Черни внес в музыкальную культуру поистине бесценный вклад. Соединив в своем творчестве классицизм с романтизмом, творец открыл дорогу молодым экспериментаторам следующих поколений музыкантов.
Каждое юное дарование, осваивающее игру на фортепиано, прекрасно знает имя знаменитого австрийца. Ученики могут быть незнакомы с произведениями Чайковского, Бетховена или Шопена, но этюды Черни играл каждый из них.
Музыкант родился 21 февраля 1791 года в австрийской столице. Его отец, Венцель Черни, был известным пианистом и преподавателем, ставшим для сына первым наставником. О матери будущего гения известно мало: сохранились сведения, что происходила она из моравских крестьян. Карл был единственным наследником, осчастливившим своим появлением уже довольно возрастных родителей.
Мальчик рос в строгости и послушании. Братьев и сестер у него не было, приятелями обзавестись не получалось из-за постоянной занятости уроками и домашним трудом. Черни-старший считал, что ребенка надо воспитывать в крайней сдержанности и не потакать его мимолетным желаниям.
Дар к музыкальному искусству у Карла проявился еще на раннем этапе биографии. Он с легкостью освоил фортепиано, и уже в девятилетнем возрасте начал создавать собственные композиции. На некоторое время семье пришлось покинуть Австрию и поселиться в Польше, но после польского мятежа юноша вновь вернулся на родину и прожил там до конца своих дней.
Черни написал немало произведений, вошедших в сокровищницу мировой музыки. Однако при жизни композитора его знали больше, как создателя полезных упражнений для фортепиано. Судьба распорядилась так, что творец остался в тени своего великого учителя Бетховена и не менее великого ученика Листа.
Педагогический авторитет Карла был непререкаем. Однако природная скромность не позволила ему выбиться из автора этюдов в знаменитые композиторы. К застенчивому мастеру многие современники относились иронично, что является в высшей степени несправедливым.
Карл имел репутацию скромного, застенчивого человека, что разительно отличало его от других приверженцев романтизма. Он ни с кем не конфликтовал, в шумных вечеринках не участвовал, предпочитая уединение или путешествия. Возможно, по этой причине композитор так и не смог обустроить свою личную жизнь. Были ли у музыканта романы с женщинами, не знают даже самые «въедливые» биографы.
Многие из окружения Черни обвиняли его в черствости и отсутствии человеческих эмоций. На самом деле творец был очень преданным другом, способным пожертвовать ради окружающих многим.
Карл трудился по 12 часов в сутки, а в старости и того больше. На склоне лет он стал вести затворническую жизнь, окружив себя домашними питомцами. В своих мемуарах автор писал, что жалеет о потраченном на развитие фортепианной техники времени. Вместо этого ему следовало больше внимания уделять созданию новых произведений.
До смерти родителя Черни заботился о нем и старался сделать все, чтобы тот ни в чем не нуждался. Сыновья любовь композитора была направлена и на Бетховена, которого он считал своим вторым отцом. Детьми музыканта бог не наградил, их заменили его многочисленные ученики, к которым мастер проявлял искреннюю заботу.