Чуя Накахара – поэт из Японии. Автор переводов произведений французского символизма на японский язык. Работал в период раннего Сева.
Поэт японского происхождения Чуя Накахара или как его назвали при рождении Тюя Накахара, в своем творчестве отдавал предпочтение дадаизму, а так же всем формам экспериментальной лирики в европейской литературе. Благодаря этому молодой человек стал новатором, ведущим специалистом и значимой фигурой в национальной культуре ХХ века. К сожалению, этот поэт скоропостижно скончался в возрасте тридцати лет, но, тем не менее, оставил после себя в наследство более трехсот пятидесяти литературных произведений.
Будущая звезда японской литературы родился в городе Ямагути, расположенном на острове Хонсю 29 апреля 1907 года. Его родителями стали Накахара Фуку и Кашимура Кенсуке, которые на протяжении долгих лет мечтали о ребенке и уже практически потеряли надежду. В честь рождения наследника родители устроили торжество, которое длилось около трех дней.
Отец воспитывал старшего сына в строгости, а потому по воспоминаниям поэта у него практически не было детства. Мужчина не разрешал сыну играть на улице с детьми, которые относились к другому социальному классу. Из-за риска утонуть Чуя даже не мог искупать в реке, которая находилась недалеко от их дома. Обиднее всего для ребенка был тот факт, что эти запреты вовсе не распространялись на его младших братьев и сестер.
Любые нарушения установленных в доме правил строго карались. Накахару неоднократно стоял у стены без движения. За жалобы и любое движения следовало наказание в виде тушения о пятки ребенка горящих сигарет. Наиболее жестким наказанием для мальчика становились ночи в сарае, на холодном полу без матраца и любых удобств. Отец уверял, что эти меры необходимы в воспитании старшего наследника, ведь в будущем именно он займет место главы семьи.
После того как в 1915 году в семье случилось несчастье – умер один из младших братьев по имени Аро, в Накахара словно проснулась страсть к литературе и творчеству в целом. Чтобы хоть как-то отвлечься от мыслей об утрате, мальчик стал сочинять стихи. В 1920 году в одной из местных газет были напечатаны его первые литературные шедевры. В тот же период, будучи старательным и весьма умным учеником Накахара успешно сдал все вступительные экзамен и был принят в среднюю школу. Свою учебу парень стал использовать в борьбе против отцовской строгости. Его оценки с каждым месяцем становились все хуже, а вот творчество занимало все больше времени и места в его жизни.
В свою очередь отец сильно волновался из-за влияния, которое литература оказывала на наследника. В один из дней, отыскав в комнате Накахара книгу, родитель наказал мальчика, сначала избил его, а после заперев на всю ночь в сарае. Со временем боязнь наказания вылилась в протест со стороны будущего поэта, который пристрастился не только к курению, но и к спиртным напиткам, что в итоге стало сказываться на его оценках в школе.
В 1923 году молодой человек специально не сдал экзамены, просто порвав листок, на котором были записаны верные ответы. Тогда отец вновь наказал наследник, но тот пересдавать категорично отказался. И здесь, по словам поэта, произошло настоящее чудо. Родитель раскаялся и извинился перед отпрыском за свою политику воспитания и образования. В последующем он помог Накахара устроиться в новое учебное заведение, которое располагалось в Киото. Поэт до последних дней своей жизни жил отдельно от семьи, но полностью зависел от них в финансовом плане.
Его произведения наполнены тоской и болью. По мнению литературоведов это именно те эмоции, которые присутствовали в его жизни всегда. Первое время молодой человек писал стихи в истинных традициях Японии, придерживаясь формы танка. После переезда парень познакомился с таким направлением как авангард и дада-литература, в чем ему помог Синкити Такахаси.
Сказать, что поэт полностью отошел от японской лирики невозможно. Он продолжал создавать произведения, которые были написаны в жанре хайку и танка, однако в целом они более мелодичны, ритмичны и адаптированы для современного читателя. Значительно позднее несколько стихотворений Чуя Накахара, были положены на музыку и превратились в национальные песни.
Всего за несколько лет дадаизм занял в жизни и творчестве молодого поэта центральное место. Накахару даже стали называть «Дада-сан». Его любовь к авангарду только окрепла после знакомства с творчеством Поля Верлена и Артюра Рембо. Именно произведения этих авторов японец переводил на родной язык, за что литературоведы называли его «Японский Рембо».
В 1934 году был издан сборник «Песнь козерога», который стал единственным, напечатанным при жизни автора вариантом. За несколько месяцев до своей смерти поэт закончил редактировать второй сборник, под названием «Песни былых дней», но до издания уже не дожил.
1923 год в личной жизни поэта ознаменовался знакомством с Ясуко Хасегавой, известной в стране актрисой. В апреле 1924 года пара стала вместе жить. Сначала в Киото, а позже переехали в Токио. К сожалению отношения долго не продлились, и уже в 1925 году девушка стала встречаться с другим поэтом из Японии, Хидэо Кобаяси.
В конце 1933 года поклонники поэта узнали о его женитьбе на Такако Уэно, одной из дальних родственниц. Спустя год супруги стали молодыми родителями мальчика по имени Фемия. К сожалению, в возрасте двух лет ребенок умер от туберкулеза. Эта трагическая смерть привела к нервному срыву Накахар, от которого он так и не оправился, несмотря на то, что в 1936 году у него родился второй ребенок.
В начале 1937 года известного японского поэта госпитализировали и разместили в санатории Тиба. Через месяц он вернулся домой, однако болезнь все еще прогрессировала.
Чуя Накахара скончался 22 октября 1937 года. На тот момент ему было только тридцать лет. По словам врачей, причиной смерти стал туберкулезный менингит. Спустя некоторое время после Накахары от той же болезни умер и его второй наследник.
Чуя Накахара похоронили в семейной могиле в родном для него городе Ямагути.
Комментарии
дааа