Демосфен — выдающийся древнегреческий политик и оратор из Афин. Он стал известен своими острыми выступлениями против агрессии со стороны Македонии и других враждебных политических сил. Его карьера оказалась неоднородной: хотя он достигал значительных успехов в политике и дипломатии, он также стал свидетелем поражения Афин в Ламийской войне, что вынудило его совершить самоубийство.
Известно, что Демосфену приписывается более 60 произведений, включая речи и другие публицистические тексты, которые являются ценным источником для изучения политической истории и риторики древней Греции.
Демосфен появился на свет в 384 году до нашей эры. Его родителем был богатый оружейник, носивший то же имя, что и сын, и проживавший недалеко от Афин. Отец Демосфена был членом племени пандионис и резидировал в деме Паяния. Противник Демосфена, Эсхин, утверждал, что мать оратора, Клеобула, происходила из скифского племени, однако это мнение оспаривается рядом современных исследователей.
К семилетнему возрасту Демосфен остался без родителей, но перед смертью отец обеспечил его будущее. Тем не менее, законные опекуны — Афоб, Демофонт и Фериппид — промотали его наследство.
Исей был его основным наставником в области красноречия, а согласно некоторым сведениям, Демосфен также был учеником Платона. По словам Диогена Лаэртского, Демосфен также обучался у Евбулида, когда работал над своими ораторскими недостатками. Стремясь к ораторской славе, он взял за образец Перикла и усердно изучал произведения Фукидида, переписывая их восемь раз. В те времена афиняне требовали от ораторов не только содержания, но и определённой мимики, жестикуляции и контроля над лицом. Несмотря на косноязычие, слабый голос, короткое дыхание и другие недостатки, Демосфен смог их преодолеть благодаря настойчивости и упорству.
Для улучшения дикции он наполнял рот камешками и выступал на берегу моря, где шум волн заменял шум толпы, восходил на склоны, громко читая стихи, и тренировался перед зеркалом. Особенностью его тренировок было также то, что меч, подвешенный к потолку, колол его каждый раз, когда он неосторожно приподнимал плечо. Сидя в затворничестве, он стриг себе половину головы, чтобы избегать соблазнов покинуть комнату. Его первые выступления не имели успеха, но поддержка актёра Сатира побудила его продолжать работу над собой.
В 366 году до н. э., достигнув совершеннолетия, Демосфен потребовал от своих опекунов отчёта о наследстве. Оказалось, что вместо ожидаемых 15 талантов осталось всего 70 мин. В 20 лет он через суд потребовал компенсации ущерба, произнеся пять речей: три против Афоба в 363 и 362 годах до н. э. и две против Онетора в 362 и 361 годах до н. э.
Демосфен занялся профессией логографа, создавая судебные речи на заказ. Его политическая карьера началась в конце 350-х годов до н.э., когда он начал выступать с совещательными речами. В течение нескольких лет он руководил теориконом, зрелищным фондом, а затем перешёл к управлению военным фондом.
Политическая активность Демосфена активизировалась с приходом к власти Филиппа Македонского, который стал македонским царём в 359 году до н. э. Уже в следующем году Филипп атаковал Амфиполь, заявив афинянам о своих намерениях передать им город после захвата. Афиняне отправили к Филиппу посольство, которое, по словам Демосфена, заключило тайное соглашение о передаче Пидны в обмен на Амфиполь. Однако Филипп, захватив оба города, удержал их под своим контролем, что спровоцировало возмущение афинян и последующую войну, в которой Афины не смогли активно противостоять Филиппу из-за вовлеченности в другие конфликты.
Демосфен, осознавая угрозу для афинской свободы, начал серию своих знаменитых филиппик и олинфских речей. В 351 году до н. э., в своей первой филиппике, он яростно призывал афинян к созданию мощного флота и армии, утверждая, что поражения Афин вызваны не превосходством Филиппа, а недостаточным использованием их собственного потенциала. Он внимательно следил за действиями Филиппа и призывал афинян поддерживать его противников, чтобы ослабить македонского правителя.
Когда Филипп смог установить контроль над Фокидой и проникнуть в Тивы, Демосфен произнес речь «О мире», советуя афинянам принять временное поражение и ждать удобного момента для возобновления борьбы. Вскоре он стал частью афинской делегации, заключившей мир с Филиппом, который позже был назван Филократовым миром.
Несмотря на миролюбивые заверения послов Филиппа, Демосфен продолжал разоблачать его замыслы в своих речах, вызывая рост напряженности между афинскими партиями. Особенно его действия стали заметны после того, как Филипп захватил Эвбею, что стало прямой угрозой для Афин. В результате, поддержанный энергией и настойчивостью Демосфена, афинский народ поднялся против македонского завоевателя.
После смерти Филиппа Македонского, Демосфен обрёл новую надежду возродить независимость Греции. Он убеждал афинян не признавать гегемонию Александра, сына и наследника Филиппа, стремясь восстановить сопротивление против македонского владычества. Однако Александр быстро подавил возникшие волнения и жестко ответил на восстание Фив, которое Демосфен использовал для призыва к сопротивлению. После разгрома Фив Александр потребовал от афинян выдачи Демосфена, но под давлением общественного мнения оставил его в покое.
Тем не менее, в следующие годы преследования за Демосфеном не прекращались. Его враги вовлекли его в крупный юридический процесс, в результате которого он был приговорён к уплате значительного штрафа. Не имея средств для его оплаты, Демосфен бежал на острова Эгина и Трезен, чтобы избежать тюремного заключения.
Смерть Александра Македонского внезапно изменила политическую обстановку, дав Демосфену возможность вернуться из изгнания. Афиняне торжественно встретили его и под его влиянием начали готовиться к новому восстанию, вдохновлённые действиями Леосфена, который осадил Антипатра в Ламии. Но после поражения в битве при Кранноне и приближении Антипатра к Афинам, Демосфен, понимая всю серьёзность угрозы, был вынужден снова покинуть родной город и укрылся на острове Калаврия.
Демосфен, один из самых знаменитых древнегреческих ораторов, как сообщает Псевдо-Плутарх, был женат всего один раз. Особенности личной жизни этого видного политического деятеля остаются до конца не разгаданными, особенно поскольку имя его жены так и не сохранилось в источниках. Известно лишь, что она была дочерью известного афинянина Гелиодора. Сведения о его личной жизни ограничиваются лишь краткими и эпизодическими упоминаниями.
Трагической страницей в биографии Демосфена является судьба его дочери, о которой известно крайне мало. Эсхин, соперник Демосфена, отметил, что дочь была «единственной, кто когда-либо называл его отцом». Смерть дочери, случившаяся вскоре перед убийством Филиппа II, добавила трагичности в жизнь оратора.
Кроме того, у Демосфена был племянник, Демохар, который также занимал значимое место в афинской политике и был одним из видных ораторов периода упадка города. Информация о Демосфене и его семье, хоть и скудна, но позволяет чувствовать дух той эпохи и понимать, как личные утраты переплетались с политической деятельностью в его жизни.
По инициативе Демада афинский народ вынес смертный приговор Демосфену и его сторонникам. Вслед за этим, Антипатр послал своих «охотников на людей» под руководством Архия для их ареста. Оказавшись в окружении приспешников Архия в храме Посейдона, Демосфен решил употребить яд, чтобы не попасть живым в руки своих врагов. Это произошло в 322 году до нашей эры. Плутарх, описывая эти события, отмечает, что, хотя Демосфен и пытался сперва договориться о своей жизни, он своевременно нашёл и принял яд, укрывшись в святилище и издеваясь над жестокостью Антипатра.
Афиняне, оценивая его поступок и вклад в историю города, вскоре установили памятник в честь Демосфена возле храма Посейдона, где он нашёл последнее убежище.
Среди прочих памятников на острове Канцы находится мраморный лев, который, согласно преданиям, был частью мавзолея Демосфена и датируется IV веком до н.э. Этот артефакт до сих пор вызывает интерес как напоминание о значимой исторической фигуре древней Греции.
Речи Демосфена отражают его личные взгляды и характер, в отличие от софистической риторики, которую Платон критиковал за формальный подход и отсутствие глубины в высказываниях. Риторический стиль Демосфена тесно связан с теоретическими положениями риторики, разработанными Аристотелем, его современником. Демосфен видел риторику как практическую логику, что подразумевало акцент на логичности, последовательности и точности аргументации, преимущественно уделяя внимание argumentum ad rem и ad veritatem вместо ad hominem и ad pathos. Это подход отодвигал на второй план декоративные элементы речи.
Демосфен часто проводил ночи в подготовке к своим выступлениям. Его стиль был величественным, но одновременно простым и приятным, концентрированным, но изящно текучим. Он достигал успеха не за счёт эффектности, а благодаря моральной убедительности, благородству мысли и преданности родине. Его обличительные речи, отмеченные остротой и язвительностью, за что современники даже прозвали его «змеей», по сообщению Плутарха.
Из 65 речей Демосфена, известных в древности, сохранилось 61, хотя авторство некоторых из них вызывает сомнения. Также Демосфену приписывают создание фразеологизма «спорить о тени осла», который он упоминал в одном из своих судебных процессов. Среди его учеников был Киней, заметный оратор и дипломат, служивший Пирру.