Диего Ривера — биография
Диего Ривера – выдающийся мексиканский художник-монументалист, приверженец левых политических взглядов. Считается главным мужчиной в жизни знаменитой портретистки Фриды Кало.
Чаще всего имя эксцентричного монументалиста Диего Риверы ассоциируют с экспрессивной портретисткой Фридой Кало, ставшей его любовью, музой и соратницей на долгие годы. Однако в биографии художника были и иные, не менее яркие моменты, связанные с творческим поиском, политическими взглядами и другими женщинами.
Риверу называют одним из самых значимых живописцев первой половины 20-го века. Харизматичный мастер буквально притягивал взгляды как к своему творчеству, так и к собственной персоне.
Детство и юность
Полное имя мексиканского художника — Диего Мария де ла Консепсьон Хуан Непомусено Эстанислао де ла Ривера и Баррьентос Акоста и Родригес. Он родился 8 декабря 1886 года в столице штата Гуанохуато, расположенного на северо-западе страны. Семья мальчика была весьма состоятельной, а его отец происходил из знатного испанского рода.
Рождение Диего и его брата-близнеца далось матери нелегко – она потеряла много крови и чуть не погибла. Будущий живописец тоже был на грани жизни и смерти, однако ему удалось выкарабкаться, в отличие от второго мальчика, который скончался на втором году жизни.
Едва научившись ходить, маленький Ривера стал демонстрировать талант к рисованию. Объектом росписи становились стены жилища, в котором обитало семейство. Деятельность юного художника достигла таких масштабов, что родителям пришлось завесить весь дом холстами. Таким образом Диего предоставили полную свободу в выражении его творческих порывов.
Профессиональное образование мексиканец получил, окончив Академию художеств в Сан-Карлосе. По окончании учебы юноше выдали грант, позволивший ему совершить поездку в Европу и своими глазами увидеть картины великих Ван Гога, Гогена, Сезанна. За границей Диего провел почти полтора десятка лет, перемещаясь по городам Франции, Испании и Италии.
Ранняя творческая биография Риверы была тесно связана с кубизмом. Полотна молодого художника имели определенный успех, однако среди его поклонников был лишь узких круг посвященных интеллектуалов. А Диего мечтал достучаться до сердец миллионов людей, особенно представителей простого народа.
Революцию в родной стране и аналогичные события в России Ривера полностью поддерживал. Постепенно он распрощался с кубизмом и стал писать реалистичные картины, отражающие действительность.
В 1920-м живописец побывал в Италии, где воочию увидел фрески эпохи Кватроченто. Произведения мастеров 15-го века вдохновили Диего на воплощение социалистических идей посредством монументальной живописи. С этого времени в полотнах мастера все чаще звучала тема революционных перемен.
Вернувшись на родину, Ривера стал одним из самых востребованных мастеров, получавших государственные заказы на роспись правительственных и общественных зданий. Стиль художника был ярким и узнаваемым: его работы представляли симбиоз новых политических веяний и культурного наследия великих предков, издревле населявших территорию Мексики.
Отношения с Советским Союзом
Ривера свято верил в коммунистические идеи и поддерживал революцию как на родине, так и в далекой России. В начале 1920-х активист вступил в компартию Мексики, и уже в 1927 году получил приглашение посетить СССР по случаю празднования годовщины Октябрьской революции.
На первых порах отношения Риверы и советских властей были очень теплыми. Диего выступал с лекциями о латиноамериканском искусстве, осуществлял деятельность в художественном фонде «Октябрь». Художнику доверили создание серии фресок для Центрального дома Красной Армии и даже доверили создание изображения Иосифа Сталина. После того, как мексиканского художника обвинили в «антисоветчине», ситуация в корне поменялась – его выгнали из СССР.
Незадолго до этого Ривера подружился с Владимиром Маяковским, который приезжал в Мексику с целью обмена культурным опытом между государствами. В 1925-м латиноамериканец лично встречал советского поэта на перроне железнодорожного вокзала Мехико. Маяковский гостил три недели, и все это время Диего был для него гидом. Он знакомил нового друга с культурными объектами родной страны, водил по музеям и другим знаковым местам.
Уже находясь в Советском Союзе, живописец продолжил свое общение с поэтом, писавшим знаменитой «лесенкой». Их встречи проходили в квартире Маяковского, либо в доме Бриков. В своих воспоминаниях Ривера писал, что благодаря Владимиру он познакомился со многими выдающимися людьми, в том числе с автором «Американской трагедии» Теодором Драйзером.
Вторую поездку в страну советов художник совершил только в середине 1950-х, после смерти Иосифа Сталина. Приглашение было инициировано сотрудниками Государственного музея Маяковского, которые, помня о дружбе двух выдающихся личностей, попросили живописца создать портрет поэта. Свою работу Диего подписал следующим образом: «Таким я помню Маяковского в Мексике».
В Соединенных Штатах
Послереволюционная Мексика с ее культурным подъемом оказалась в центре внимания европейских и американских интеллигентов. Особый интерес вызывали полотна Риверы, популярность которого в конце двадцатых годов шагнула далеко за пределы родной страны. Американцы засыпали мастера заказами как на монументальные картины, так и на станковую живопись. После проведения персональной выставки в музее современного искусства Сан-Франциско его попросили изготовить три фрески и поучаствовать в создании декораций к театральной постановке «Лошадиная сила».
Позже творца пригласили в Детройт, где ему предстояло оформить Институт искусств. Далее художник отправился в Чикаго, где он получил заказ на выполнение нескольких фресок. Помимо этого, Ривере довелось поработать в только что открытой нью-йоркской рабочей школе и в Рокфеллер-центре.
Сотрудничество с американцами омрачилось серьезным конфликтом, возникшим во время создания работы «Человек на распутье», которую мастер писал по заказу Рокфеллер-центра. При создании композиции Диего решил использовать изображение Владимира Ленина, что вызвало возмущение американской стороны. На требование удалить портрет советского вождя автор ответил отказом, вследствие чего его творение было уничтожено. Гонорара создатель так и не получил.
Со своим очередным шедевром художник расставаться не собирался: через несколько лет он реконструировал фреску, дав ей новое название «Человек, управляющий Вселенной». В эту композицию, помимо портрета Ленина, автор включил изображение Льва Троцкого, который был вынужден скрываться в Мексике. Получив политическое убежище в латиноамериканской стране, опальный революционер поселился в доме Фриды Кало, где прошли детские годы знаменитой художницы.
«Человек на распутье» стал не единственным шедевром, оказавшимся под угрозой уничтожения. Власти Штатов раскритиковали росписи в Детройте, на которых мастер изобразил «пугающие» промышленные образы, якобы диссонирующие с концепцией музея. Живописец был восхищен мировым техническим прогрессом, и это не могло не сказаться на его творчестве. К сожалению, это поняли далеко не все.
Тем не менее, успех Риверы в Соединенных Штатах продлился несколько лет, пока реализм оставался самым популярным направлением в искусстве. Постепенно Америкой завладели авангардизм, а также привезенные европейцами сюрреализм, дадаизм и кубизм.
Одной из последних знаковых работ стала масштабная композиция «Панамериканское единство», созданная Диего в начале 1940-х. Этот мурал он создавал на выставке «Золотые ворота», проходившей в Сан-Франциско. Каждый посетитель мог воочию увидеть, как творит знаменитый мэтр. Работа включила в себя ряд сцен, описывающих прошлое, настоящее и будущее североамериканского континента. В создании гигантской фрески Ривере помогали местные художники. Проект был полностью готов лишь через двадцать лет – помешала Вторая мировая война. После завершения композицию перевезли в городской колледж Сан-Франциско и разместили в одном из его кампусов.
В наши дни колледж возводит новый Центр искусств, где планируется разместить эту гениальную работу. Пока же «Панамериканское единство» хранится в музее современного искусства и радует взоры всех желающих.
Личная жизнь
Удивительно, но этот человек с довольно посредственной внешностью разбил не одно женское сердце. Только официальных браков у маэстро было пять, два из которых он заключил с Фридой Кало. Среди его возлюбленных были женщины, посвятившие жизнь культуре и искусству – писательницы, поэтессы, художницы. Первой супругой Риверы стала русская художница Ангелина Белова, прибывшая в Париж в начале 20-го века.
Их свадьба состоялась в 1911 году. Спустя несколько лет жена подарила Диего наследника, однако малыш заразился легочной инфекцией и скончался, не прожив и двух лет. Ангелина поддерживала супруга во всем: даже в самые тяжелые годы Первой мировой она бралась за любые подработки, чтобы дать художнику возможность творить, не отвлекаясь на бытовые проблемы. Избранница прекрасно знала о существовании у мужа любовницы – Марии Воробьевой-Стебельской, известной сегодня под именем Маревна. Любовь к Диего десятки раз останавливала женщину от развода.
Страдали как законная супруга, так и пассия живописца. Маревна родила мэтру дочь Марику, которую он отказывался признавать официально. Девочка, выросшая под фамилией своего знаменитого отца, в будущем стала известной актрисой и танцовщицей. В 1921-м Ривера оставил и Ангелину, вернувшись в Мексику. Из-за нехватки денег на дорогостоящие билеты через океан супруга была вынуждена остаться во Франции. Некоторое время Диего поддерживал с ней связь и даже высылал небольшие денежные переводы, но после встречи с моделью Марин Гуадалупе это общение прекратилось. Счастливая личная жизнь пары продолжалась семь лет, и за это время у них родилось двое дочерей. После встречи с «главной» женщиной своей жизни живописец оставил вторую семью и полностью погрузился в новые отношения.
Женившись на Фриде Кало, Диего Ривера начал совершенно новый этап своей жизни, связанный с невероятными любовными перипетиями. В самом начале семейной жизни мастер завел роман со спортсменкой Хелен Муди, о чем вскоре узнала Фрида. Эксцентричная портретистка не стала устраивать истерик, вместо этого она просто закрутила интрижку с женой его коллеги Кристиной Гастингс. Всего за годы брака супруги изменили друг другу несколько десятков раз, причем с особой изощренностью и цинизмом.
Одной из любовниц Диего стала сестра художницы Кристина. Затаив обиду, Кало на некоторое время оставила мужа, а вернувшись, отомстила ему с опальным Львом Троцким. В то время русский революционер проживал в любезно предоставленном ею родительском доме.
Устав от бесконечных «соревнований» супруги развелись. Однако любовь художников была настолько сильной, что уже через год состоялось их повторное бракосочетание. Измены никуда не исчезли, но, несмотря ни на что, муж и жена прожили вместе вплоть до самой смерти знаменитой мексиканки. Уход Фриды из жизни Диего воспринял очень тяжело: позже он писал, что сильно недооценивал силу своей любви к этой удивительной женщине.
Смерть
Как утверждали современники живописцев, незадолго до смерти Кало нашла для своего возлюбленного новую спутницу в лице актрисы Марии Феликс. Как бы то ни было, Ривера действительно женился, но не на Марии, а на владелице галереи и писательнице Эмме Фуртадо. С этой женщиной творец прожил недолго: всего через два года их разлучила его смерть.
Диего Ривера 24 октября 1957 года от онкологического заболевания. На тот момент художник проживал в Мехико, где его и похоронили на территории гражданского пантеона «Ротонда выдающихся деятелей».