Джоаккино Россини — биография


Джоаккино Россини — итальянский композитор, автор 39 опер, а также духовной и камерной музыки. Его наиболее известные произведения включают оперы-буффа «Севильский цирюльник» и «Золушка», а также франкоязычные эпопеи «Моисей в Египте» и «Вильгельм Телль». Россини был известен своей склонностью к вдохновенным, мелодичным мотивам, что заслужило ему звание «итальянского Моцарта». Его творчество сыграло ключевую роль в возрождении и реформировании итальянской оперы, а также оказало значительное влияние на развитие оперного искусства в Европе XIX века.

Детство

Джоаккино Антонио Россини увидел свет 29 февраля 1792 года в музыкальной семье, обитавшей в Пезаро, маленьком городе на адриатическом берегу Италии, на тот момент находящемся под властью папского Рима. В семействе Россини он был единственным детём Джузеппе Антонио Россини (1758—1839) и Анны Гвидарини-Россини (1771—1827). Джузеппе, его отец, был трубачом и валторнистом, а также занимался обязанностями городского трубача. Мать Джоаккино, Анна, владела врождённым сопрано. Несмотря на отсутствие формального музыкального образования, она осваивала оперные партии на слух, что позволило ей выступать в провинциальных театрах. Её первое выступление состоялось на сцене театра «Чивико» в Болонье, где Джузеппе выступал с оркестром.

Ранние годы Джоаккино омрачены как последствиями Французской революции, так и нищетой в семье. Его отец был сторонником революционных идей и приветствовал наполеоновские войска в Северной Италии, даже участвовал в музыкальном сопровождении церемоний у «Дерева свободы». Однако после возвращения власти Австрии он был заключён в тюрьму в 1799 году, где провёл более полугода. Анна вместе с маленьким Джоаккино отправилась в Болонью, где юноша начал зарабатывать, выступая солистом. После освобождения, Джузеппе присоединился к семье.

Во время гастролей родителей заботу о Джоаккино принимала его бабушка, Лючия Гвидарини. В Болонье он обучался в местной школе, характеризовался как ленивый и шаловливый ученик, часто подвергавшийся наказанию.

Начальное музыкальное направление для Джоаккино было выбрано в области вокала, учитывая его ярко выраженные голосовые данные. Однако, столкнувшись с растущей возбудимостью мальчика, родители предпочли направить его к обучению композиции под руководством падре Станислао Маттеи, который впоследствии поручил его обучение Анджело Тезеи из Болоньи. В итоге Россини оказался в школе Маттеи, где продемонстрировал себя как одарённый ученик.

В 1802 году семья переехала в Луго, где Джоаккино познакомился с каноником Джузеппе Малерби, который дал ему уроки пения и музыки. В Луго Россини впервые выступил на оперной сцене, заменив баса в опере Валентино Фьораванти.

Его первые композиторские работы относятся к 1804 году, когда он написал сонаты для квартета, стиль которых напоминает Гайдна и Моцарта, и в которых уже заметны оперные наклонности.

В 1805 году Россини вернулись в Болонью, где Джоаккино продолжил обучение в музыкальном лицее, где в итоге вступил в тесные отношения с тенором Доменико Момбелли и его семьёй, для которых он написал музыку к опере на либретто Винченцы Момбелли. В 1808 году он сочинил мессу, которая была исполнена в Равенне.

Эти годы положили начало звёздной карьере Россини как одного из величайших композиторов оперы.

Начало творчества

Два музыканта, близких друга семьи Россини, Джованни Моранди (1777—1856) и его супруга Роза Моролли (1782—1824), оказали значительное влияние на направление творческой деятельности Джоаккино Россини в течение следующих девятнадцати лет. Моранди, выступавший ранее с родителями Россини в провинциальных оперных театрах, был умелым хормейстером и автором как духовной, так и оперной музыки, в частности, лёгких оперных фарсов. Роза обладала прекрасным меццо-сопрано.

В августе 1810 года Моранди прибыли в Болонью по пути в Венецию, где они должны были присоединиться к оперной труппе, собранной маркизом Кавалли для выступлений в театре «Джустиниан а Сан-Моизе». Анна Россини рассказала им о желании сына завершить оперу «Деметрио и Полибио», начатую четыре года назад для семьи Момбелли и до сих пор не поставленную. Моранди пообещали помочь Джоаккино в Венеции.

Театр «Сан-Моизе» специализировался на одноактных операх-буффа, известных как фарсы. Сезон, организованный маркизом Кавалли, включал в себя как уже известные произведения, так и четыре новые оперы, созданные специально для него. Моранди предложили Россини принять участие в создании одного из фарсов. Получив приглашение, Россини незамедлительно отправился в Венецию, где получил либретто «Брачный вексель», адаптированное Гаэтано Росси из пятиактной комедии Камилло Федеричи или из одного из ранних либретто, основанных на этом произведении. Россини быстро обложил музыкой текст Росси, и после завершения партитуры, она была исполнена Кавалли. Этот дебют заложил основу его карьеры как создателя ярких и оригинальных комических опер.

После возвращения в Болонью Россини надеялся, что другой импресарио также захочет поставить его следующую оперу, ведь аудитория того времени стремилась к новинкам.

С самого начала своей карьеры у Россини проявилась способность быстро и легко создавать музыку. В 1811 году, работая в театре «Дель Корсо», он получил заказ на оперу «Странный случай», либретто которой написал Гаэтано Гаспарри. Премьера состоялась 26 октября 1811 года и принесла успех всем участвующим исполнителям.

В декабре того же года Россини отправился в Венецию для работы над либретто Джузеппе Марией Фоппой к опере «Счастливый обман». Это произведение, ставшее вариацией на тему, ранее использованную Паизиелло, пользовалось успехом в течение всего сезона.

Вскоре после успешной премьеры в Венеции Россини написал оперу-сериа «Кир в Вавилоне, или Падение Валтасара». Либретто к этой работе создал феррарский аристократ граф Франческо Авенти, и она была поставлена в марте 1812 года в театре «Комунале» в Ферраре под видом «духовной оратории».

В том же 1812 году Россини получил заказ от театра «Ла Скала» в Милане. Либретто «Пробный камень», написанное Луиджи Романелли, Россини превратил в успешную оперу, которая укрепила его славу среди молодых итальянских композиторов.

1813 год стал значимым в его оперной карьере благодаря созданию «Итальянки в Алжире» и «Танкреда», которые заложили основы его дальнейшего творчества. В связи с этими работами, а также созданием «Гимна независимости» и участием в патриотических мероприятиях, Россини оказался под негласным полицейским наблюдением, хотя сам никогда не ассоциировал себя с политической деятельностью.

В 1815 году Россини вернулся в Болонью, где импресарио Доменико Барбая привлёк его на пост музыкального директора театров Сан-Карло и «Дель Фондо» в Неаполе, что оказало огромное влияние на его карьеру, поскольку под его руководством было создано десять опер.

Музыка

Джоаккино Россини, в своём творческом пути, впервые обозначил себя на оперной сцене дебютом с комедией «Вексель на брак» в ноябре 1810 года, хотя оперу «Деметрий и Полибий» он начал писать ранее. За свою первую постановку он получил 40 скудо, что в современной валюте эквивалентно примерно 2000 рублей. Следующие его работы включали «Счастливый обман» и «Шелковая лестница» в 1812 году, а также «Синьор Брускино, или Случайный сын» в 1813 году.

Россини не ограничивал свою деятельность только Венецией. В Болонье он представил свою версию «Времен года» Гайдна, хотя и не добился успеха со «Странным случаем». Его ранние работы также находили отклик в театрах Феррары и Рима. В Милане его опера «Случай делает вором, или Перепутанные чемоданы» в 1812 году была поставлена 53 раза, что принесло ему не только финансовый успех, но и освобождение от военной службы и звание di cartello — композитора, способного гарантировать аншлаг.

«Танкред», написанный в 1813 году по драме Вольтера, пользовался популярностью за пределами Италии, с успешными постановками в Лондоне и Нью-Йорке. Вскоре после венецианской премьеры «Танкреда», Россини написал «Итальянку в Алжире», расширив тем самым круг своих поклонников.

В 1814 году оперы «Турок в Италии» и «Сигизмунд» не встретили ожидаемого приема у публики Венеции и Милана. Однако 1815 год стал важным этапом в карьере Россини, когда он переехал в Неаполь, чтобы возглавить королевские театры, включая Teatro di San Carlo. Неаполь тогда считался оперной столицей Европы, где ранее работали такие композиторы, как Доменико Чимароза и Джованни Паизиелло.

В Неаполе Россини написал «Елизавету, королеву Англии» (1815), используя известные мелодии из своих предыдущих опер, что принесло ему значительный успех. В период с 1815 по 1822 годы Россини создал 18 опер, девять из которых были написаны для неаполитанских театров, а девять — для других городов.

Одним из знаковых произведений стал «Севильский цирюльник» (1816), который изначально был представлен под названием «Альмавива, или Тщетная предосторожность». После неудачного дебюта, изменение названия привело к успеху оперы, которая теперь популярнее оригинальной версии Паизиелло.

Среди других заметных работ того периода — «Отелло, или Венецианский мавр» (1816), «Золушка, или Торжество добродетели» (1817), «Сорока-воровка» (1817), «Моисей в Египте» (1818), и «Дева озера» (1819). Провал «Эрмионы» (1819) показал, что Неаполь устал от его творчества, что побудило Россини переехать в Вену.

После переезда в Вену Россини встретился с Бетховеном, который посоветовал ему сосредоточиться на лёгких оперных стилях. В Венеции последней итальянской работой Россини стала «Семирамида» (1823), после чего он отправился в Лондон, где заработал значительные суммы, а затем переехал в Париж.

В Париже Россини написал такие оперы, как «Путешествие в Реймс» (1825) и «Граф Ори» (1828). Его последней крупной работой стал «Вильгельм Телль» (1829), увертюра к которому стала одной из самых известных оркестровых партитур. Несмотря на планы написать ещё несколько крупных произведений для Франции, значительными стали только молитва «Stabat Mater» (1831) и сборник песен «Музыкальные вечера» (1831).

Личная жизнь

Личная жизнь Джоаккино Россини была полна ярких историй, несмотря на его стремление сохранять приватность. Известно, что Россини имел слабость к певицам, с которыми сотрудничал. Особое место в его жизни занимали Эстер Момбелли и Мариетта Марколини, но наибольшее влияние на его жизнь и творчество оказала Изабелла Кольбран, примадонна Teatro di San Carlo.

Изабеллу Кольбран Россини впервые услышал в 1807 году на сцене в Болонье. После переезда в Неаполь, композитор создавал музыкальные произведения специально для Кольбран, которая исполняла главные роли в таких его оперных работах, как «Елизавета, королева Англии», «Отелло», «Армида», «Дева озера», «Магомет II», и «Семирамида». Отношения между ними были не только профессиональными, но и интимными, что в итоге привело к их браку в марте 1822 года в Кастеназо, когда Кольбран было 37, а Россини — 30 лет.

Их совместная жизнь продолжалась до 1830 года, когда Россини уехал в Париж, оставив супругу в Кастеназо. После этого они больше не виделись. В Париже композитора очаровала Олимпия Пелисье, известная куртизанка. Олимпия, ради своего возлюбленного, преобразилась в идеальную жену, заботясь о здоровье и быту Россини, включая приготовление лекарств, уход за одеждой и протезами. Их брак, состоявшийся в 1846 году, продолжался 22 года, демонстрируя глубокое душевное единение.

У Россини не было детей ни от первого, ни от второго брака, что добавляет ещё один слой загадочности к его личной истории.

Причина смерти

После смерти матери в 1827 году здоровье Джоаккино Россини резко ухудшилось. Развившаяся гонорея вызвала ряд болезненных побочных эффектов, от уретрита до артрита, и композитор начал страдать от приступов изнурительной депрессии. Ему также приписывали биполярное расстройство. Кроме того, «итальянский Моцарт» был известен своей страстью к кулинарии, что в конце жизни привело к заболеваниям желудка и ожирению, что особенно заметно на его портретах, начиная с конца 1850-х годов.

Памятник Джоаккино Россини

Джоаккино Россини скончался в возрасте 76 лет в Париже 13 ноября 1868 года. Причиной смерти стал «букет» болезней, усугубленный неудачной операцией по лечению колоректального рака. На прощание с великим композитором в Троицкую церковь пришли более 4 тысяч человек. Первоначально его тело было захоронено на кладбище Пер-Лашез в Париже. Однако в 1887 году останки Россини были перенесены в церковь Санта-Кроче во Флоренции, где он теперь покоится рядом с такими великими деятелями, как Микеланджело, Галилео Галилей и Никколо Макиавелли.

Ссылки

Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter.

Share