Джорджоне — итальянский живописец, представитель венецианской школы, и один из выдающихся мастеров Высокого Возрождения. Необычайно одарённый художник, он также был поэтом и музыкантом. Джорджоне прожил короткую жизнь, но успел создать уникальное, идиллическое направление в живописи, продолжателем которого частично стал Тициан Вечеллио.
Джорджоне был уроженцем Кастельфранко-Венето, маленького города неподалеку от Венеции. В 1493 году он перебрался в Венецию, где начал обучение в артелье Джованни Беллини. Прозвище «Джорджоне» (что означает «Великий Джорджио»), как предполагается, связано с его не крупным телосложением и скромным ростом. Однако в «Жизнеописаниях» Джорджо Вазари о нем говорится иначе, отмечается его «внешний вид и величие духа».
Хотя при жизни Джорджоне пользовался значительной славой, он остается одной из самых неуловимых фигур в истории искусства. Художник не оставил после себя подписанных работ, и составление каталога его произведений, а также расшифровка иконографических значений его картин до сих пор вызывают множество научных дискуссий и исследований.
В 1497 году была завершена первая заметная самостоятельная работа Джорджоне — картина «Христос, несущий крест». Известный биограф Джорджо Вазари утверждает, что в марте 1500 года Джорджоне имел встречу с Леонардо да Винчи во время его кратковременного пребывания в Венеции. Несмотря на это, точные подробности их возможного знакомства остаются неясными. Существует предположение, что не сам Леонардо, а его ученики и последователи, а также художники из «эмилианской» (феррарской) школы, в частности Лоренцо Коста, оказали влияние на творчество Джорджоне.
В 1504 году Джорджоне создал алтарную картину «Мадонна Кастельфранко» по заказу знатной семьи Костанцо для капеллы кафедрального собора в Кастельфранко-Венето. Этот образ, предназначенный для родного города художника, стал значимым вкладом в его артельный путь и укрепил его репутацию как выдающегося мастера.
Джорджоне обладал романтическим обаянием, славился как великолепный любовник и талантливый музыкант, стремился воплотить в своих произведениях чувственную грацию и образную поэтичность, которая была пронизана меланхолией, характерной для венецианской культурной атмосферы его времени.
Его ранние работы, выполненные до 1505 года, отличаются тонким вниманием к пейзажу, который играет ключевую роль не только как фон для персонажей, но и как средство передачи глубины и атмосферности произведения. Например, в картине «Читающая Мадонна» заметны элементы венецианской архитектуры, а в произведении «Юдифь» видна характерная для Джорджоне тема — покой и внутренняя сила мира, раскрывающаяся не через активное действие, а через состояние спокойствия и одухотворенности.
Следуя за своим учителем Джованни Беллини, Джорджоне также принес значительный вклад в развитие темы «Святых бесед», к которой относится его «Мадонна Кастельфранко». Его произведения, такие как «Гроза (Буря)» и «Три философа», критики определяют как принадлежащие к новому жанру — «философскому пейзажу», что отличает их от традиционной пасторали.
В позднейших работах Джорджоне окончательно сформировалась основная тема его творчества — гармония человека и природы. Художник достиг высшей живописной целостности, используя мягкую светотень для создания естественного объединения фигур и ландшафта. Он особенно уделял внимание ясности объемов и чистоте контуров, добавляя теплоту и свежесть к основным цветам его палитры, что способствовало тонкой игре света и тени.
Тема слияния земного и небесного миров нашла свое отражение в шедевре «Спящая Венера», изображающем обнаженную богиню в состоянии покоя под деревом, и в картине «Сельский концерт», завершенной после смерти художника его другом Тицианом. Тициан, который продолжил развивать тему Венер, так и не смог добиться уровня мастерства Джорджоне в передаче пластичности и красоты.
Влияние искусства Джорджоне и его последователей было огромным. Оно символизировало переход к идеалам Высокого Возрождения в венецианской живописи, аналогично роли Леонардо да Винчи в искусстве Средней Италии. Это было искусство созерцательное и философское, выражающее глубокие пантеистические идеи, которые оказали значительное влияние на формирование венецианского гуманизма и празднование земной красоты эпохи Возрождения.
Джорджоне скончался 17 сентября 1510 года во время страшной эпидемии чумы, бушевавшей в Венеции. Его последние дни прошли на острове Лаццарето Нуово, который служил карантинной зоной в периоды эпидемических вспышек. Существует романтическая легенда, зафиксированная Джорджо Вазари, о том, что художник заразился чумой от своей возлюбленной и, по слухам, сделал это намеренно, чтобы умереть вместе с ней. Однако эта возлюбленная умерла лишь в 1511 году, что делает эту историю сомнительной.
Более того, сведения о смерти Джорджоне опровергаются письмом маркизы Мантуи Изабеллы д’Эсте, датированным 1510 годом, в котором она выразила желание приобрести у художника картину, но к тому времени Джорджоне уже был мертв. Таким образом, его кончина остается покрытой тайной и до сих пор вызывает интерес исследователей его жизни и творчества.