Джотто Ди Бондоне — биография


Джотто Ди Бондоне — итальянский живописец и архитектор XIV века, ставший одним из первых представителей проторенессанса. Его вклад в историю западноевропейского искусства трудно переоценить. Преодолевая византийскую иконописную традицию, Джотто заложил основы итальянской школы живописи и разработал новый подход к изображению пространства, который стал важным этапом на пути к возникновению ренессансного искусства. Его произведения, олицетворяющие глубокие человеческие эмоции и натуральное изображение реальности, стали источником вдохновения для многих великих художников, таких как Леонардо да Винчи, Рафаэль Санти и Микеланджело Буонарроти.

Детство

Точная дата рождения Гиотто ди Бондоне остается предметом споров, причем предположения варьируются между 1266 и 1267 годами. Историк искусства Джорджо Вазари, который подробно исследовал биографию и творчество Гиотто, утверждал, что его отец был простым крестьянином из местечка Веспиньяно. Однако, согласно другим источникам, предок великого художника скорее был мастером кузнечного дела.

Вокруг детских лет Гиотто сплетены многочисленные легенды. Одна из самых известных рассказывает о том, как молодой Гиотто, занимаясь пастушеством, изобразил на камне овцу так мастерски, что это привлекло внимание Ченни ди Пепо, известного также под именем Чимабуэ, знаменитого своими мозаиками в Пизанском соборе. Будучи принятым в ученики к Чимабуэ, Гиотто не только усвоил уроки мастера, но и превзошел его, добавив в одну из картин насекомое, настолько реалистичное, что от него инстинктивно хотелось отмахнуться.

Такие анекдоты, вошедшие в «Жизнеописание» Вазари, часто вызывают сомнения в их достоверности среди исследователей. Многие из них предпочитают не уделять внимание раннему периоду жизни Гиотто, хотя и не отрицают, что к двадцати годам он уже был квалифицированным художником, способным самостоятельно выполнять значимые заказы.

Творчество

Информация о творчестве Гиотто ди Бондоне содержит столько же противоречий, сколько и сведения о его образовании и развитии художественных наклонностей. Среди множества биографических деталей и фактов, историки искусства выделяют рассказ о том, как Папа Римский Бонифаций VIII отправил своего посла с просьбой к молодому Гиотто создать произведение, которое бы демонстрировало его мастерство и способности для выполнения масштабных и значимых работ.

Примерно в 1282 году Гиотто, работая вместе со своим учителем Чимабуэ и группой помощников, приступил к выполнению серии изображений, посвященных жизни святых Исаака и Иакова. Его работы поразили современников невероятной реалистичностью фигур и мастерским использованием естественного света, распределенного по сценам равномерно и умело.

К сожалению, многие документы, касающиеся этого периода и работы францисканских монахов, были утрачены во время нападений войск Наполеона, из-за чего точно неизвестно, какие из фресок были созданы Чимабуэ, а какие — Гиотто. Впрочем, исследования 2002 года подтвердили, что авторство фресок на нижнем уровне церкви принадлежит именно Гиотто.

«Бадия полиптих»

К концу 1280-х годов Гиотто создал произведение «Бадия полиптих», которое изначально украшало главный алтарь аббатства во Флоренции и в настоящее время хранится в архивах знаменитой галереи Уффици. Эта работа принесла ему широкую известность и новые заказы, в том числе на роспись капеллы дель Арена в Падуе, где он сосредоточился на изображении Девы Марии и представил сцены Благовещения и Страшного Суда в духе древнеитальянских традиций.

Отходя от традиционных византийских канонов, Гиотто вложил в своих персонажей истинные человеческие эмоции, тем самым произведя революцию в таких фресках, как «Рождество Богородицы», «Поклонение волхвов», «Поцелуй Иуды и арест Христа», а также в изображениях «Тайной вечери», «Крестного пути», «Оплакивания Христа» и «Сошествия Святого духа».

«Рождество Богородицы»
«Поцелуй Иуды»
«Поклонение волхвов»

«Мадонна Оньиссанти», ставшая кульминацией его работы и символом перехода от готики к Ренессансу, отметилась необычайной живостью и натурализмом, достигнутыми за счет объемного представления как центральных, так и второстепенных фигур, и акцентом на значимости человеческого образа в искусстве.

К началу 1330-х годов Гиотто добился такой известности, что стал приглашенным художником при дворе короля Неаполя и впоследствии — главным архитектором Флоренции. Его имя навсегда вписано в историю города благодаря работе над колокольней кафедрального собора Санта-Мария-дель-Фьоре, получившей название кампанилы Гиотто.

Завершающим аккордом в жизни и творчестве Гиотто стало украшение часовни рядом с Барджелло, главным общественным зданием Флоренции, которое он выполнил одновременно с работой над колокольней, подчеркивая свой неповторимый стиль и вклад в развитие искусства.

Личная жизнь

Жизненный путь великого мастера ренессанса Джотто ди Бондоне открывает перед нами удивительную картину не только его безграничного таланта и вклада в искусство, но и глубоко личной, человеческой стороны его существования. Союз с Чиутой ди Лапо дель Пела, дочерью уважаемого жителя Флоренции, в 1290 году, стал началом новой главы в жизни Джотто, запечатлённой общими радостями и заботами семейной жизни.

Брак, укреплённый любовью и взаимопониманием, подарил миру 8 детей – четверых дочерей и четверых сыновей, став ярким свидетельством глубокой привязанности мастера к дому и семье. Среди его детей особенно выделялся Франческо, который, переняв от отца страсть к живописи, продолжил семейную традицию, вписав своё имя в историю искусства.

Приобретение собственного дома во Флоренции в начале 1300-х годов стало для семьи ди Бондоне олицетворением устойчивости и благополучия. Этот дом, ставший для Джотто убежищем и местом вдохновения, был наполнен шумом детских голосов, теплотой семейного очага и атмосферой творчества. Возвращение мастера из путешествий, связанных с выполнением заказов, всегда сопровождалось радостным воссоединением с семьёй, где он находил поддержку, покой и вдохновение для новых творений.

Жизнь Джотто ди Бондоне, обрамлённая любовью к жене и детям, его творческим наследием и вкладом в мировое искусство, остаётся вечным напоминанием о том, что величие человека заключается не только в его профессиональных достижениях, но и в способности любить, создавать и воспитывать. Семья ди Бондоне, со своими радостями и испытаниями, является ярким примером гармонии таланта и человечности, оставившей неизгладимый след в истории.

Смерть

О последних годах жизни Гиотто ди Бондоне сохранилось крайне мало сведений, в особенности, что касается личной жизни и обстоятельств его кончины.

Скульптура в память Джотто Ди Бондоне

Историки и исследователи искусства предполагают, что в преддверии своей смерти, которая наступила в январе 1337 года по невыясненным причинам, Гиотто завязал знакомство и поддерживал тесные контакты с Джованни Боккаччо. Боккаччо, автор знаменитых новелл «Декамерон», впоследствии мог черпать вдохновение из своего общения с выдающимся художником, что, однако, не нашло прямого отражения в доступных исторических источниках.

Ссылки

If you have found a spelling error, please, notify us by selecting that text and tap on selected text.

Share