Эдуард Кочергин — советский и российский театральный художник и писатель. Он занимал должность главного художника БДТ имени Г. А. Товстоногова, был академиком Академии художеств СССР и народным художником РСФСР.
Начало Великой Отечественной войны застало Эдуарда Кочергина в родном Ленинграде. В 1941 году его, как и многих других детей из семей, попавших под репрессии, эвакуировали в детский дом в Омске. В этом учреждении собрали детей «врагов народа,» и Эдуард оказался в числе тех, кто лишился родителей из-за их политических преследований. Жизнь в детском доме была полна испытаний — из-за своего иностранного происхождения и хрупкого телосложения он часто подвергался насмешкам и унижениям со стороны других воспитанников. Чтобы хоть немного отвлечься от суровой реальности, дети играли в самодельные игры, такие как карты, мячи, стреляли из рогаток, однако эти развлечения были лишь слабым утешением в их тяжелой судьбе.
После окончания войны, в 1945 году, Эдуард Кочергин, которому тогда было всего 8 лет, решился на отчаянный шаг — сбежал из омского детдома, стремясь вернуться в родной Ленинград. Следующие шесть лет его жизни прошли в скитаниях по разным городам Советского Союза. Будучи ребенком, он путешествовал автостопом, цеплялся за товарные поезда и шел пешком по бескрайним дорогам, преодолевая огромное расстояние в поисках дома и семьи.
В 1953 году, спустя многие годы скитаний, Эдуард наконец добрался до Ленинграда. Здесь его ждала трогательная встреча с матерью, которая к тому моменту была освобождена из заключения. Воссоединение с родным человеком положило конец его многолетним странствиям и стало поворотным моментом в его жизни.
Вернувшись в Ленинград, Эдуард Кочергин решил посвятить себя искусству. В 1952-1954 годах он начал посещать среднюю художественную школу при Институте живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина, где его талант в живописи стал раскрываться. В 1955 году он окончил вечернюю художественную школу имени В.А. Серова, что стало важным этапом в его становлении как художника. Продолжая свой путь в искусстве, Эдуард поступил в Ленинградский театральный институт имени А.Н. Островского, где обучался на постановочном факультете и завершил обучение в 1960 году.
Начав профессиональную карьеру, Кочергин работал в различных ленинградских театрах, в том числе в Малом театре оперы и балета, а также в Комбинате графических работ Художественного фонда РСФСР. Именно в это время он сделал свои первые шаги в театрально-декорационном искусстве, что впоследствии принесет ему признание и славу. Несмотря на тяжелое послевоенное детство и испытания, через которые ему пришлось пройти, Эдуард Кочергин сумел получить художественное образование и найти своё призвание в искусстве, став выдающимся мастером в своей области.
После завершения учебы в театральном институте в 1960 году начался новый этап в творческой карьере Эдуарда Степановича Кочергина, ознаменовавший расцвет его таланта как театрального художника. Он быстро завоевал признание, работая над созданием сценографий для ведущих театров Ленинграда. В этот период его творчество становилось всё более ярким и значимым.
С 1963 по 1966 год Эдуард Кочергин занимал должность главного художника Ленинградского областного театра драмы и комедии. Это время стало важным этапом в его профессиональной карьере, когда его работы начали привлекать внимание театральных критиков и публики. С 1966 по 1972 год он руководил художественной частью в Театре имени Веры Комиссаржевской, где создал множество запоминающихся декораций для постановок, ставших значительными в истории театра. Успех этих спектаклей обеспечил молодому художнику заслуженное признание в театральных кругах Ленинграда и за его пределами.
Одновременно с активной работой в театре, в 1970-1974 годах, Кочергин посвятил себя преподавательской деятельности. Он преподавал композицию в Ленинградском институте театра, музыки и кинематографии, где его педагогический дар нашел широкое признание. Эдуард Степанович передавал свои знания и опыт молодым художникам, формируя новое поколение театральных деятелей.
К началу 1980-х годов имя Эдуарда Кочергина уже ассоциировалось с высшим уровнем театрально-декорационного искусства. В 1972 году он начал свою работу в качестве главного художника Большого драматического театра имени М. Горького в Ленинграде, где его творческая деятельность достигла своего апогея. Под его руководством были созданы декорации для множества выдающихся спектаклей, которые стали знаковыми в истории российского театра.
Талант и вклад Кочергина в искусство были высоко оценены на государственном уровне. В 1987 году ему было присвоено звание народного художника РСФСР — одной из высших наград, подтверждающих его выдающиеся заслуги в области искусства. В 1988 году он стал членом-корреспондентом Академии художеств СССР, что еще раз подчеркнуло его значимость в мире художественного творчества.
Эдуард Кочергин активно участвовал в международных выставках и театральных фестивалях, где его работы неоднократно удостаивались высших наград и призов. Его уникальный стиль и мастерство были признаны и коллегами, и критиками, что позволило ему стать одним из самых уважаемых и влиятельных деятелей театрально-декорационного искусства того времени.
В начале 2000-х годов Эдуард Степанович Кочергин занялся литературным творчеством, обращаясь к мемуарному жанру, где описал свои воспоминания о послевоенном времени и детских годах. Его писательская деятельность оказалась столь же успешной, как и работа в театре. Особое признание получил его автобиографический роман «Крещенные крестами», изданный в 2009 году. Эта книга стала важным событием в литературном мире, заслужив престижную премию «Национальный бестселлер». В Большом драматическом театре (БДТ) по мотивам романа был поставлен спектакль, который привлек внимание зрителей и критиков.
Мемуары Эдуарда Кочергина представляют собой не только личные воспоминания о трудных годах его жизни, но и ценные свидетельства о трагической эпохе сталинских репрессий, Великой Отечественной войне и сложном послевоенном периоде. Его произведения глубоко проникают в суть человеческих переживаний того времени, передавая атмосферу страданий и надежды, которые переживали люди в условиях жестоких исторических испытаний.
Вклад Кочергина в театральное искусство Ленинграда—Петербурга поистине неоценим. Его декорации стали неотъемлемой частью десятков выдающихся спектаклей, внесших значительный вклад в развитие отечественного театра. Работы Кочергина отличались высоким художественным мастерством, смелыми решениями и необычайной выразительностью, что сделало его имя символом творческого искусства как в России, так и за её пределами.
Книги Кочергина не только рассказывают о трагических страницах истории, но и наполнены глубокой верой в человеческую доброту и стойкость. Они пронизаны гуманизмом, стремлением к пониманию и состраданию, что делает их актуальными для читателей любых эпох. Эти произведения являются не только литературным памятником трагическому прошлому, но и вдохновляющим напоминанием о том, что даже в самых трудных обстоятельствах человек способен сохранить надежду и веру в лучшее.