Екатерина Вильмонт — биография
Екатерина Вильмонт – российский литератор, романистка, создательница детских детективов. Собственные книги начала писать почти в 50-летнем возрасте, а до этого занималась исключительно переводами чужих произведений.
Перу российской писательницы Екатерины Вильмонт принадлежат десятки увлекательных романов и детских детективов. Творческая биография автора интересна тем, что почти тридцать лет она проработала переводчиком с немецкого языка, а о создании собственных произведений задумалась уже в весьма зрелом возрасте. Сегодня книги Вильмонт входят в список самых публикуемых на территории Российской Федерации.
Детство и юность
Писательница родилась 24 апреля 1946 года в столичной семье интеллигентов. Отец девочки, Николай Вильям-Вильмонт, исследовал немецкую литературу, а мать, Наталия Ман, переводила книги английских, французских и немецких авторов.
Катя была младшим и поздним ребенком, и оттого пользовалась особой любовью родителей. В доме Вильмонтов часто собирались представители творческих профессий, такие как Борис Пастернак, Марина Цветаева, Александр Солженицын и Арсений Тарковский.
По примеру отца с матерью Екатерина выбрала переводческую стезю. Выбор дочери горячо поддержала мама, считавшая, что для советского гражданина это одна из лучших профессий. Наталия Семеновна часто вспоминала, что в сталинские времена она выжила во многом благодаря переводам книг европейских авторов. Это была одна из редких свобод, дозволенных обычному человеку.
Карьера
Специальных учебных заведений Екатерина не оканчивала, что не помешало ей стать профессиональным и востребованным переводчиком. Издатели охотно сотрудничали с молодым специалистом, хотя поначалу думали, что переводы она делает не сама, а ее известные родители.
В Советском Союзе каждый человек должен был быть официально трудоустроенным, иначе – статья за тунеядство. Поначалу Вильмонт устроилась секретарем с давнему другу семьи – писателю Геннадию Фишу. Позже стала формальной сотрудницей издательства «Художественная литература». На этой «липовой» должности женщина числилась вплоть до вступления в Союз писателей.
Литература
Начало творческой биографии Екатерины Николаевны пришлось на так называемые «лихие 90-е». Переводы почти не приносили дохода, финансовое состояние оставляло желать лучшего. По совету приятеля Вильмонт попробовала написать собственное произведение, получившее название «Путешествие оптимистки, или Все бабы дуры».
Книгу удалось опубликовать в 1997-м, через два года после ее завершения. Одновременно с этим писательница сочиняла детективные истории для самых маленьких читателей. Издательство выдвинуло довольно жесткие условия – от Екатерины Николаевны требовалась минимум одна книга в месяц. Как позже вспоминала сама Вильмонт, это стало для нее отличной школой и очень помогло в дальнейшей карьере литератора.
Детские произведения сочинять непросто: этот жанр обязывает соблюдать множество ограничений. Детективы для малышей помогли писательнице сформировать собственный профессионализм и позволили получить первую известность. Став самостоятельным автором, Екатерина Николаевна почувствовала дух свободы и оценила преимущества собственного творчества.
«Ироническая проза» — так зачастую характеризовали жанр, в котором сочиняла Вильмонт. Сама же писательница с таким определением не соглашалась, считая, что автор легко может стать заложником собственной иронии. По мнению создательницы, фраза «иронический детектив» может и вовсе уничтожить литературное творение.
Книги Екатерины Николаевны отличают простота изложения захватывающих сюжетов и непременный счастливый конец. Последнее автор считала своим профессиональным принципом. «Чернухой» писательница никогда не увлекалась и старалась избегать прочтения подобного рода произведений.
У творений Вильмонт есть еще одна отличительная особенность – это яркие, ни на что не похожие названия и цитаты, взятые из реальной жизни. Так, «Девственная селедка» появилась благодаря увиденному автором ценнику с наименованием «девственная сельдь». «Умер-шмумер» появился благодаря фразе из старого анекдота, где после смерти Рабиновича героиня восклицает: «Ой, умер-шмумер, лишь бы был здоров!».
Многие персонажи писательницы перекочевали в ее книги из реальной жизни. Прототипами героев становились приятели, соседи, случайные знакомые и бывшие возлюбленные. Неудачные отношения, описанные Вильмонт в произведениях, помогали ей легче переносить собственные переживания.
Многие романы Екатерины Николаевны легли в основу художественных фильмов, часть из которых автор подвергала критике и называла откровенно «безобразными».
Личная жизнь
Писательница никогда не состояла в браке и детей у нее не было. Она не считала, что в угоду общественному мнению должна как-то подстраивать свою личную жизнь.
К одинокой жизни автор приучилась после трагической смерти матери, погибшей в пожаре. Как рассказывала Вильмонт, к середине 80-х здоровье Наталии Ман пошатнулось, начали проявляться признаки потери рассудка. Женщина имела привычку курить прямо в постели, что и привело к возгоранию. Отцу писательницы удалось выбраться из огня, а вот супругу он вызволить не смог: к тому моменту пламя в ее комнате уже сильно разгорелось. После гибели Наталии Семеновны Николай Николаевич прожил еще два года.
Была еще одна причина, по которой романистка предпочла одиночество: она так и не встретила настоящую любовь. Романов в жизни Вильмонт было немало, некоторые из них она описала в своих книгах. Наиболее болезненные отношения писательница пересказала в произведении «Путешествие оптимистки…».
Еще один роман, оставивший глубокий след на душе Екатерины, у нее был с ракетчиком. Человек, имя которого автор предпочла оставить в тайне, был женат и семью бросать не собирался. Писательница признавалась, что «была готова стирать ему носки», что для Вильмонт являлось свидетельством искренней любви.
Смерть
Воскресным утром 16 мая 2021 года Екатерина Николаевна почувствовала плохо: давление упало, началась рвота. Женщину срочно госпитализировали, однако спасти ее медикам не удалось. Прах писательницы хранится в колумбарии Донского кладбища столицы.