Эмили Бронте — английская писательница с непростой биографией. Несмотря на то что ее сестра Шарлотта Бронте была более известной в литературных кругах, Эмили сумела сохранить свою индивидуальность и заявила о себе, написал роман «Грозовой перевал», который читаем книголюбами и сегодня.
Эмили Джейн Бронте родилась 30 июля 1818 года в графстве Уэст-Йоркшир, в густонаселенной деревне Торнтон в семье священника Патрика Бронте и его супруги Марии. Среди предков писательницы ирландцы и англичане. Немногим позже семейство перебралось в другую местность — глухую деревню Хоэрт, там писательница и творила свою судьбу.
Маленькая Эмили в компании сестер и брата часто созерцала из окна торфяники и цветущие вереском поля. Там же дети проводили свободное время, играя в подвижные игры и веселясь. Семья Бронте была многодетной, но еще сызмальства им пришлось пережить горе. Рождение шестого ребенка (пятой дочери Энн) стало печальным событием: в муках умерла жена Патрика. Трехлетняя Эмили, как и другие дети, ощущала острую нехватку материнской любви. Соседи с горечью наблюдали за тем, как некогда веселые и резвые дети, теперь ходили с хмурыми лицами по вересковым полям парами, крепко держась за руки.
Материальное состояние, в котором оказался священник, оказалось крайне затруднительным, и многие неравнодушные желали хоть чем-то помочь несчастным детям. В силу своего характера Патрик Бронте расценивал это как подаяние милостыни и отвергал все, что ему предлагали. Однажды кто-то подарил детям шесть пар обуви, ведь было очевидно, что купить их сам священнослужитель просто не в силах. Придя домой и увидев новые башмаки, мужчина, не раздумывая предал их огню.
Будучи не в силах воспитывать детей в одиночку, отец принял решение определить девочек в благотворительную школу, располагавшуюся неподалеку (соседнее графство Ланкашир). Воспитанниц готовили к работе гувернантками, а условия содержания были просто ужасными: и без того несчастные девочки терпели издевательства, часто оставались без еды и без причины получали наказания. В заведении сестры пробыли недолго: разразившаяся эпидемия тифа унесла жизни сорока пяти детей, среди которых оказались талантливые и добрые Мария и Элизабет Бронте. Большое количество детских смертей привлекло к приюту внимание общественности, в результате администрация была полностью заменена. Отец приехал похоронить двух дочерей, а затем забрал с собой младших. Несмотря на то что девочки (Энн, Эмили и Шарлотта) выжили, их здоровье было совсем слабым.
Трагические события, произошедшие в жизни сестер позже нашли свое отражение в их творчестве. Все дети Бронте обладали талантами и от природы были одарены умением чувствовать и видеть прекрасное. Отец, тяжело переживавший утрату, реши во что бы то ни стало дать детям приличное образование, поэтому устроил их в школу в Роу-Хед.
Отучившись два года, Эмили самовольно оставила учебу, устроившись гувернанткой в Лоу-Хилле. Ее целью была вовсе не корысть: она старалась скопить нужную сумму, чтобы учиться мог и ее брат Бренуэлл. Работать было невыносимо сложно: Эмили была на ногах с 6 утра до 11 вечера, при этом на отдых отводилось всего тридцать минут. В это время тяжело заболела младшая сестренка Энн, и чтобы спасти ее, Эмили увезла девочку домой.
В 1842 году Эмили и Шарлотта делают первый серьезный шаг — девушки поехали в Брюссель, чтобы поступить в бельгийский пансион и выучить французский язык. Не имея ни гроша за душой, они не знали, чем оплатить учёбу, но, проявив смекалку, договорились о проведении уроков английского языка вместо отплаты. Константин Эже, возглавлявший учебное заведение, быстро разглядел талант в сестрах и предрек им писательский успех.
Эмили начала демонстрировать писательский талант еще в раннем детстве: едва научившись читать и писать, она стала сочинять короткие стишки и небольшие рассказы. Часто девочка проводила время с младшей сестрой: вместе они выдумывали волшебный мир, представляли, что живут в нем и окрыленные сочиняли стихи.
Детская любовь к стихосложению с годами лишь укрепилась в сердце поэтессы, и в 1846 году вышел сборник «Стихотворения Каррера, Эллиса и Эктона Беллов». На самом деле за именами трех братьев крылись Шарлотта, Эмили и Энн Бронте. Часть стихотворений была написана совместно, но немало было и авторских. Так, стихотворение «Эллиса», принадлежавшее перу Эмили, горячо полюбилось читателями. Критики одобрительно оценили сборник, наделив его хвалебными отзывами.
Через год Эмили Бронте представила роман «Грозовой перевал», повествующий о жизни двух семейств из Йоркшира – Линтонов и Эрншо, которым пришлось столкнуться с появлением злого гения Хитклиффа. Между ним и Кэтрин Эрншо зародилась настоящая страсть, бурная и всепоглощающая, которая не могла не закончиться трагично. Сердца влюблённых соединились уже на небесах.
Произведение не вызвало ажиотажа, и при жизни писательница получала о нем прохладные отклики. Однако уже после смерти Эмили Бронте сестра Шарлотта переиздала роман. На сей раз читатели смогли оценить мрачную тайну и скрытую романтику. «Грозовой перевал» был воспринят как шедевр. Этот статус произведение сохранило по сей день.
По мнению британской романистки Элизабет Гаскелл, «Грозовой перевал» вызвал в сердцах читателей ужа, так как содержал слишком много подробных сцен, где автор дала волю отрицательным персонажам. Наряду с этим, как и полагается в литературе, разум и справедливость одержали победу над коварством и жестокостью.
В 1848 году Энн, младшая из сестер, опубликовала роман «Незнакомка из Уайлдфелл-Холла». Произведение сочли одним из самых радикальных из творчества Бронте и рассмотрели, как первое феминистское, подчеркнув наличие темы гендерного неравенства. Экземпляры книги были проданы за шесть недель, а успех романа Энн оказался куда серьезнее, чем ее старшей сестры Эмили.
Проживая в Брюсселе, в то время когда сестры Бронте овладевали французским языком, Эмили создала несколько лаконичных произведений, позднее получивших единое название «Бельгийские эссе». Помимо них, читатели сумели оценить и четыре личных дневника автора.
Хоэрте действует Музей сестер Бронте, где представлены эссе и дневниковые записки Эмили. Однако личных переписок там найти не удастся, поскольку сохранились лишь две записки, адресованные подруге Эллен Насси, которая призналась, что Эмили никогда не адресовывала ей приличных писем.
Поэзия Эмили Бронте оказалась настолько глубокой, что и сегодня не уступает творениям Байрона. Стихи «Воспоминание» и «Узник» вознесли имя поэтессы на вершину славы.
В 1992 состоялась одна из самых удачных экранизаций романа «Грозовой перевал» под режиссерством Питера Космински. Главные роли в мелодраме сыграли Жюльет Бинош, Рэйф Файнс и Саймон Шепард.
Этот фильм стал не первым. Ранее вышло восемь экранизаций. В первой были задействованы Лоуренс Оливье и Мерл Оберон (1939 год). В то же время вышла картина «Унесенные ветром», ставшая вершиной голливудского романтизма и затмившая многие «добротные» фильмы.
Современная экранизация «Грозового перевала» вышла в 2011 году. Режиссером драмы стала Андреа Арнольд, являющаяся землячкой именитых сестёр. Главные роли исполнили Кая Скоделарио и Джеймс Хоусон. Фильм удостоился номинации на «Золотого льва».
Писательница ушла из жизни в тридцать лет, не успев обзавестись семьёй. Молчаливость и застенчивость, присущие Эмили не позволили ей завязать яркие романы. Впрочем, благодаря дневниковым заметкам и воспоминаниям сестры Шарлотты, в сердце Эмили точно жила большая любовь — к своей семье.
Осенью 1848 года семью Бронте вновь настигли потери. Брату диагностировали туберкулез, лечить который было слишком поздно. Мужчина скоропостижно скончался, а в день его похорон погода была настолько скверной, что Эмили простудилась.
Никто и подумать не мог, что недомогание выльется в скоротечную чахотку, от которой писательница и умерла. Наступившая весна унесла жизнь и младшей сестры Энн, похороненной в фамильном склепе в Хоэрте рядом с близкими.