Эпикур

Эпикур — биография


Эпикур — древнегреческий философ, основатель философской школы эпикуреизма в Афинах. Эпикур и его последователи практиковали простой образ жизни, уделяя внимание философским размышлениям и обсуждению различных тем. Из более чем трёхсот произведений, оставленных Эпикуром, до наших дней сохранились лишь три письма — к Геродоту, к Пифоклу и к Менекею, а также два сборника афоризмов и изречений: «Главные мысли» и «Ватиканское собрание».

Становление

Эпикур появился на свет в афинской полисной структуре на острове Самос, расположенном в Эгейском море, в период между январем и февралем 342 или 341 года до нашей эры. Его родители, Неокл и Херестрата, были коренными жителями Афин. В течение примерно четырех лет Эпикур получал образование под началом Памфила, который был учеником Платона. Из письма к Менекею и сохранившихся отрывков других трудов Эпикура становится ясно, что он обладал глубокими знаниями в области риторики. После смерти Александра Македонского Пердикк выселил афинян с острова Самос в Колофон, что на побережье современной Турции. После службы в армии Эпикур примкнул к своей семье в Колофоне, где продолжил свое обучение у Навсифана, приверженца идей Демокрита, и у Пиррона, чья жизненная философия оказала на него значительное влияние.

Эпикур

К 32 годам Эпикур основал свою философскую школу, сначала на острове Лесбос в Митилене, а затем в Лампсаке на азиатском берегу пролива Дарданеллы. С 306 года до н.э. школа была перенесена в Афины, где Эпикур вместе с учениками обосновался в приобретенном им саду, что дало название эпикурейскому направлению в философии — «философы Сада». Над входом в этот сад красовалась надпись: «Гость, тебе здесь будет приятно. Здесь удовольствие является высшим благом». Эпикур ушел из жизни в 271 или 270 году до н.э., причиной смерти стало, как утверждает Диоген Лаэртский, заболевание камнями в почках.

Философские взгляды и учение

Творческое наследие Эпикура, состоящее из почти трехсот произведений, в настоящее время представлено тремя важными письмами, адресованными его друзьям, восемью десятками афоризмов, известных как «Главные мысли», и несколькими десятками фрагментов, выдержанных из его сочинений. Философия Эпикура разделяется на три основные части: каноника, физика и этика.

Эпикур

Эпикур называл свою теорию познания «каноникой», основываясь на учении о канонах, или критериях истины. Отходя от мнений Платона и Аристотеля, он видел первичным критерием истины ощущения, через которые, по его мнению, человек воспринимает реальность. Разум, по мнению Эпикура, зависит от этих ощущений. Ошибки в познании возникают, по его мнению, из-за неверных суждений о содержании ощущений.

В канонике также выделяются вторичные критерии истины, такие как «предвосхищение» — это концепция воспоминаний о часто встречаемых внешних явлениях, формирующаяся на основе ощущений. «Претерпевание» в его учении служит скорее критерием отношения, чем истины, и лежит в основе моральных оценок. Понятие «образный бросок мысли» Эпикур определял как интуицию или интеллектуальное восприятие, считая, что совершенное знание возможно через наблюдение или интуитивное понимание.

Эпикур

В натурфилософии Эпикур поддерживал мнение, что Вселенная состоит из атомов и пустого пространства, но в отличие от Демокрита, считал, что атомы способны изменять свои траектории. Вселенная, по его убеждению, не имеет границ и содержит бесчисленное множество миров. В промежутках между этими мирами проживают боги, не вмешивающиеся в дела мира и людей. Эпикур также утверждал, что живые существа и души, состоящие из особенно легких и подвижных атомов, возникают и исчезают.

В своем объяснении природных явлений, таких как гром, молнии, ветер, снег, радуга, землетрясение и кометы, Эпикур заложил основы эмпирического естествознания, подобно ученым Нового времени, что делает его взгляды предвестниками современной научной мысли.

Идеалом для Эпикура являлся мудрец (др.-греч. σοφός), который осознанно дистанцируется от общества, воспринимая его как источник неразумности и несправедливости. Эпикур рекомендовал воспринимать социальную среду как внешнюю переменную, сохраняя при этом невозмутимость и внутреннюю гармонию. Такой подход сближает его с философией стоиков и скептиков.

Эпикур

Познание природы, по Эпикуру, не является самоцелью; оно нужно для освобождения от суеверий и страха смерти. Смерть для него — это прекращение ощущений. Философ говорил: «Смерть не касается нас, потому что когда мы существуем, смерти нет, а когда смерть наступает, нас больше нет».

Эпикур разделял желания на естественные, включая необходимые, и «пустые». Все поступки, по его мнению, должны стремиться к душевному спокойствию и блаженству. Хотя все удовольствия считались началом и концом счастливой жизни, не все желания следует удовлетворять из-за возможных последующих страданий. Мудрец должен выбирать с умом, какие желания удовлетворять.

Эпикур, вероятно, был одним из первых, кто формулировал проблему зла, как это описывает Лактанций, оспаривая эпикурейский «парадокс зла».

В отличие от стоиков, Эпикур не занимался активной политической жизнью, считая это источником бед. Он призывал мудреца быть дружелюбным, но сдержанным к общественности и государству, проповедуя принцип «живи незаметно», чтобы избежать стремления к славе и богатству, наслаждаясь простыми радостями жизни.

Эпикур

Справедливость Эпикур видел как общественный договор, заключенный для избежания вреда и обеспечения порядка в обществе. Законы и наказания, по его мнению, должны сдерживать глупцов, но мудрец видит пользу в соблюдении договора без нарушений.

Эпикур также размышлял о возникновении человеческой речи, связывая её с географическими и климатическими условиями, которые влияли на звуки, издаваемые людьми, что привело к разнообразию языков.

Эти учения отражают его взгляд на мир, где человек сам ответственен за свою судьбу, живущий в мире, где боги не вмешиваются в земные дела, и душа, умирающая вместе с телом, не оказывает влияния после смерти.

Эпикур, по словам Марианны Шахнович, является фигурой, вызывающей парадоксы в истории философии: хотя его часто воспринимают как атеиста, он не только признавал существование богов, но и уделял теологии значимое место в своей философской системе. Эпикур отвергал идею провиденциализма, утверждая, что боги, будучи бессмертными и блаженными, обитают в пространствах между мирами и не интересуются человеческими делами, не вмешиваются в жизнь людей и не наказывают их за поступки.

Эпикур

Основные положения учения Эпикура о богах следующие:

  • Боги существуют и являются бессмертными и блаженными.
  • Истинное знание о богах формируется через предвосхищение (пролепсис).
  • Обывательские представления о богах являются ложными.
  • Боги обитают в интермундиях, междумириях.

Шахнович отмечает, что Эпикур в своём учении также подвергает сомнению теодицею, отвергая возможность существования всеблагого бога при наличии зла в мире, что Лактанций освещает в своем труде «О гневе Божьем».

В дополнение, Эпикур вступал в полемику с учениями Платона, создавая свою философскую систему в противовес академической философии. Он был критикован некоторыми современниками за якобы плагиат. Аристон утверждал, что Эпикур заимствовал идеи своего «Канона» у Навсифана, а стоики обвиняли его в присвоении идей Демокрита об атомах и Аристиппа-киренаика о наслаждении как высшем благе. Сам Эпикур, согласно некоторым источникам, относился к упомянутым философам с пренебрежением, что отражает его независимый подход к разработке собственной философии.

Ссылки

Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter.

Вам нравится Эпикур?

Пожалуйста, напишите комментарий
Пожалуйста, введите ваше имя