Эрнст Гофман — немецкий писатель, автор новелл и романов, поражающих обилием готических образов. Известный всему миру герой Крошка Цахес некрасив и даже груб, но при этом неимоверно талантлив; несчастному Щелкунчику писатель определил всю жизнь дробить орехи. Сказки Гофмана красивы, чувственны, неповторимы, но обрамлены ужасающей канвой повествования и адресованы вовсе не детям.
Эрнст Теодор Вильгельм Гофман — так звучит полное имя писателя — родился 24 января 1776 года в Кёнигсберге (сегодняшняя Калининградская область России). Мальчик стал третьим ребёнком в семействе Кристофа Гофмана и Ловизы Доффер.
Когда младшему сыну исполнилось два года, родители решили расстаться, и дети оказались разлучены друг с другом. Старший сын уехал с отцом в Инстербург (сегодня – город Черняховск в Калининградской области), а Эрнст остался с матерью в Кёнигсберге, средний сын умер, будучи младенцем.
Эрнст рос творческим мальчиком: искусно играл на фортепиано, талантливо рисовал и пытался писать картины и даже создал карикатуру на себя. Бесспорно, младший Гофман имел хорошее творческое начало, но развивать его было негде, ведь детство будущего писателя прошло в провинции, где даже самые образованные люди не располагали знаниями о высоком искусстве, его классических формах и новых идеях и направлениях.
В период с 1781 по 1792 годы ребенок получал образование в лютеранской школе Burgschule. Помимо основных занятий мальчик с воодушевлением читал произведения Шиллера, Гете, Руссо и других популярных авторов, у которых было чему поучиться. В это время произошло знакомство с Теодором Готлибом фон Гиппелем, который позже стал ярким политическим деятелем. Именно этот человек открыл для Эрнста творчество Иммануила Канта, лекции которого Гофману удалось послушать.
В 1790-е годы писателю приходилось часто переезжать, его «странствия» проходили по такому маршруту: сначала Глогув, после — Дрезден, где Гофман воочию увидел полотна Рафаэля и Корреджо, затем – Берлин.
Именно Белине молодой человек начал свою творческую биографию, попробовав себя в качестве композитора, написав оперетту «Die Maske». Показать плоды своего таланта Гофман отважился с самой королевой Пруссии Луизой. К удивлению, государыня дала одобрение и направила молодого человека к директору Королевского театра, который, доверившись рекомендации высокопоставленной женщины, готовился принять произведение. Но по ряду обстоятельств Эрнст отбыл в Позен (современную Польшу) и не дождался ответа.
Впервые молодой человек пребывал так далеко от дома, и это наложило определённый отпечаток. Как признавался писатель, он превратился в того, кого приличные люди (священники, директора школ) нарекают развратными. Но этот разврат заключался в том, что Эрнст серьёзно занялся творчеством, но шутливым и далёким от академического.
Однажды, находясь на балу (1802 г.), Гофману стало так скучно, что он начал писать карикатуры на прусских офицеров. Неизвестным образом смешные картинки попали в руки к гостям, и имя автора стало известно. Безобидные карикатуры привели к наказанию: когда на художника начали поступать жалобы, власти Берлина, имевшие понятие о роде Гофман, не стали сурово наказывать шутника, но все же отправили в ссылку в Плоцк, бывшую столицу Польши.
На этом фоне психическое здоровье молодого человека пошатнулось. Он все чаще изображал себя в карикатурах, при этом его персонаж часто утопал в грязи, а лицезрели это необразованные сельчане. Однако принудительное затворничество в годы нахождения в Плоцке все же воздействовало на Гофмана и в положительном ключе, отразившись на творчестве. Написав заметки о театре, немец решил принять участие в литературном конкурсе от газеты «Die Freimüthige». Все четырнадцать работ, отправленные автором, были отмечены жюри, но главный приз все же достался другому автору. Однако Гофман удостоился ста фридрихсдоров (золотых монет) за талантливое исполнение.
В 1804 году Гофмана приняли на должность в Варшаве, по дороге туда Эрнст заехал в родной Кёнигсберг, и этот визит в город, где прошло детство, стал последним.
Время, проведённое в Польше, писатель называл самым счастливым. Именно там состоялось знакомство с Юлиусом Эдуардом Гитцигом, ставшим впоследствии биографом. На тот момент Юлиус входил в литературное общество «Северные звезды», глубоко разбирался в литературе. Благодаря Гитцигу Гофман открыл для себя творчество Ахима фон Арнима, Новалиса, Людвига Тика и прочих немецких писателей, оказавших непосредственное влияние на его слог.
Вдохновившись знакомством с людьми, близкими к искусству, Эрнст в 1804 году написал двухактный зингшпиль «Веселые музыканты» на песенное творчество Клеменса Брентано. Именно тогда был впервые употреблён псевдоним Эрнст Теодор Амадей Гофман, размещённый на обложке. Имя Амадей автор использовал неспроста: таким образом он отдал дань памяти любимому композитору Моцарту.
Счастливая пора в жизни молодого человека продлилась недолго: осенью 1806 года войска Наполеона вторглись в Варшаву и захватили ее, в результате чего прусские бюрократы оказались без работы. Гофман, будучи одним из них, находился в оккупированном Берлине. Он страдал от голода, сильно скучал по дому и семье, а поскольку положительных сдвигов в развитии ситуации не намечалось, он сочинил гениальное музыкальное произведение «Песнь шестая». Спустя время авторство будет присвоено Иоганнесу Клейслеру, являвшемуся главным героем романа «Житейские воззрения Кота Мурра».
Скачок в литературном творчестве произошел в 1809 году после публикации премьерной новеллы «Кавалер Глюк». по задумке автора, мужчина встречается с почившим мир живых композитором Кристофом Виллибальдом Глюком. Это произведение стало своеобразной данью термину Жана Поля «доппельгангер», что эпоху романтизма в литературе означало «темную» личность человека.
Выпуск «Кавалера Глюка» положил старт золотым временам в творчестве Гофмана-писателя. В 1814 году была напечатана повесть «Золотой горшок», завершились работы над оперой «Ундина». В то же время, в 1815 году, автор приступил к написанию «Эликсира сатаны», а про себя называл роман «эликсир жизни», надеясь на скорое получение прибыли. Надеждам суждено было сбыться — собрав короткие рассказы в единый сборник «Фантазии в манере Калло», автор добился тёплого расположения читательской аудитории.
В 1816 году прогремел «Щелкунчик и Мышиный король», изначально планировавшийся как сказка для детей друга, он в мгновение стал одним из популярнейших произведений. Опираясь на сюжет произведения был поставлен балет Петра Чайковского, а также созданы многие экранизации даже мультфильмы.
Сюжет сказки вращается вокруг игрушечного человечка, который не умеет ничего, кроме как колоть зубами твёрдые орешки. Как-то раз маленькая Мари, которая получила Щелкунчика в подарок, увидела бой человечка с Мышиным королем. Оказалось, что Щелкунчиком является юноша, которого заколдовала злая королева Мышильда. Для возвращения истинного облика, Щелкунчику необходимо победить короля и найти даму сердца.
В отличие от многих произведений автора, история о Щелкунчике не просто нравится детям, она создана для них. Чего не скажешь о злобных мистических поверьях «Песочный человек», «Майорат», вошедших в сборник «Ночные этюды».
В 1819 году в воображении писателя «родился» уродец и циник «Крошка Цахес, получивший прозвище Циннобер». После того как добрая фея наложила на героя заклинание, все вокруг перестали видеть внешние изъяны карлика. Случилось обратное: все злые идеи воспринимались с восторгом, казались блестящими. А все шутки на тему человеческих пороков расценивались как верх остроумия. Привычным Цахеса видят немногие: студент Бальтазар и другие творческие люди
Тем временем Бальтазар испытывает нежные чувства к Кандиде, дочке учёного. Уродец, видя намерения влюблённого молодого человека, очаровывает наивную девушку, и Бальтазар не видит другого выхода, как вступить в борьбу со злодеем Цахесом.
1819 год выдался плодотворным — вышла первая книга «Житейских воззрений Кота Мурра». Повествователем на сей раз выступило животное, проживающее при дворе Иоганнеса Крейслера. Время от времени в рассказе встречаются отрывки, по сюжету не связанные с событиями, описанными в произведении. В итоге читатель узнает, что кот, испытывая сильнейшие творческие муки, вырывал по несколько страниц работ своего хозяина-композитора.
Главные герои произведения имеют прототипов: Крейслер – сам Гофман, а Мурр – котенок Гофмана, которому писатель и посвятил роман. К сожалению творца, кот скончался к моменту завершения второго тома, в связи с чем писатель отметил в строчках произведения, что непревзойдённого в разуме и философии кота настигла смерть. Вторая книга была издана в 1821 году.
Личная жизнь автора начала строиться в 1794 году, когда писатель влюбился в замужнюю женщину, которой преподавал музыку. Дора Хатт оказалась старше на десять лет и была многодетной матерью, родившей шестерых детей. Семья Эрнста не могла допустить развития отношений, поэтому в 1796 году Гофмана отослали в Глогув, объясняя поступок добрыми намерениями.
В 1801 году мужчина женился на Марианне Текле Михалине Рорер, которую близкие называли Миша. Через четыре года супруги стали родителями: у пары родилась дочь, которую назвали Цецилия. Девочке суждено было прожить всего два года, и родители долго переживали утрату.
В 1810 году, находясь в браке, Гофман снова полюбил ученицу. На этот раз ей оказалась юная Джулия Марк. Писатель настолько не скрывал силы своих чувств, что родители девушки в срочном порядке выдали ее замуж, чем нанесли сильнейший удар влюблённому в их чадо учителю. Горе любвеобильного творца было настолько сильным, что он чуть ли не покончил с собой. Неудавшийся роман подтолкнул Эрнста Гофмана к написанию новеллы «Дон Жуан» (1813 год).
К 1819 году здоровье сорока тех летнего писателя все чаще начало давать сбои. Жизненные обстоятельства сыграли с человеком злую шутку: он увлёкся алкоголем и перестал контролировать количество выпитого, заразился сифилисом, который повлёк за собой ослабление конечностей, а ещё через три года произошёл паралич до шеи. Вопреки этим страданиям писатель все ещё творил, а поскольку сам писать уже не мог, диктовал свои последние произведения жене и секретарю.
Смерть медленно подступала к Гофману, а в это время ему пришлось бороться с судебной несправедливостью. Карикатура на комиссара Кампца, воссозданная на страницах романа «Повелитель блох» (1822), наделала много шума. После того как Кампца назначили председателем комиссии политического инакомыслия, при одобрении королём Пруссии Фридрихом Вильгельмом III, он незамедлительно ответил Гофману, арестовав его. Сам король дал поручение выписать автору выговор, а «Повелителя блох» подвергнуть жёсткой цензуре.
Эрнста Гофмана не стало 25 июня 1822 года от сифилиса, на тот момент писателю было 46 лет. Похоронен автор «Щелкунчика» на Иерусалимском кладбище Берлина. Надгробие содержит следующую надпись: «Советник суда, превосходный в своём красноречии, поэт, музыкант, художник, преданный своим друзьям».