Еврипид — древнегреческий драматург, чьё творчество оставило неизгладимый след в истории классической афинской трагедии. Его талант и глубокое понимание человеческой души отразились в создании около 90 произведений. Из этого обширного наследия до наших дней дошли 17 трагедий и сатировская драма «Киклоп». Еврипид славился своими произведениями, которые сочетали в себе глубокие философские мысли, интригующий сюжет и мастерское изображение человеческих страстей. Его трагедии, такие как «Медея», «Бакхантки» и «Электра», поражали своей эмоциональной напряжённостью и вечной актуальностью.
В древности существовали «Биографии» Еврипида, указывающие на его рождение на острове Саламин в день славного триумфа греков над персидским воинством в морском бою 23 сентября 480 года до нашей эры. Его родителями были Мнесарх и Клейто, которые находились на Саламине среди афинян, избегавших встречи с армией персидского монарха Ксеркса. В этой исторической битве участвовал Эсхил, а Софокл, будучи шестнадцатилетним, принимал участие в хоре молодых людей, воспевавших победу. Таким образом, летописцы древней Греции зафиксировали наследие трех выдающихся трагедийников. Связь дня рождения Еврипида с этим триумфом является выдумкой, типичной для легенд античных писателей о знаменитостях. В труде «Суд» говорится, что Еврипид был зачат в период вторжения Ксеркса в Европу (май, 480 года до н.э.), что ставит под сомнение возможность его рождения в сентябре того же года. Паросская мраморная стела определяет год рождения поэта как 486 год до н. э., при этом имя Еврипида упоминается в ней трижды, что чаще, чем имена любых царей. Другие источники предлагают дату 481 год до н. э. как возможный год рождения.
Мнесарх, отец Еврипида, пользовался уважением и, по всем признакам, был состоятельным человеком, тогда как его мать Клейто занималась продажей овощей. В юности Еврипид увлекался гимнастикой и даже победил в соревнованиях среди юношей, надеясь участвовать в Олимпийских играх, однако его заявку отклонили из-за несовершеннолетия. Затем он пробовал себя в искусстве живописи, хотя и без заметного успеха. Еврипид получил отличное образование, вероятно, был учеником Анаксагора и знакомился с Продиком, Протагором и Сократом. Он начал собирать книги для своей библиотеки и вскоре сам приступил к написанию. Его первая драма, «Пелиады», была представлена на сцене в 455 году до н.э., однако из-за разногласий с судьями автор не одержал победы. Еврипид завоевал свой первый приз за мастерство в 441 году до н. э. и продолжал создавать свои произведения до конца жизни. Он также проявил себя в общественной жизни, участвуя в посольстве в Сиракузы на Сицилии, где, по всей видимости, подкреплял цели дипломатической миссии своим авторитетом как писатель, признанный во всей Элладе.
Из обширного наследия Еврипида, включающего в себя 92 произведения (среди которых 22 тетралогии), предписываемых ему в античные времена, нам известны названия 80. Однако до современности дошло только 19 трагедий. Среди них «Рес» обычно приписывается более позднему автору, тогда как сатирическая драма «Киклоп» является единственным сохранившимся образцом этого жанра. Согласно оценкам древних критиков, многие из лучших драм Еврипида были утрачены; из дошедших до нас произведений лишь «Ипполит» был удостоен почёта. Среди сохранившихся творений наиболее ранней является «Алкеста» (известная также как «Алькеста» или «Алкестида»), в то время как «Ифигения в Авлиде» и «Вакханки» относятся к позднему периоду творчества писателя.
Еврипид стал новатором в освещении женских образов в трагедии. Такие персонажи, как Гекуба, Поликсена, Кассандра, Андромаха, Макария, Ифигения, Елена, Электра, Медея, Федра, Креуса, Андромеда, Агава и другие героини античных сказаний, представлены в его пьесах как полноценные и живые образы. В произведениях Еврипида важную роль играют мотивы супружеской и материнской любви, нежной привязанности, бурной страсти и женской мести, переплетающиеся с хитростью, коварством и жестокостью. Героини Еврипида отличаются от его мужских персонажей силой воли и насыщенностью эмоций. Рабы и рабыни в его драмах не являются просто фоном для событий; они обладают собственными характерами, человеческими чертами и способны вызывать сочувствие у зрителей. Лишь некоторые из сохранившихся трагедий отвечают критериям целостности и единства сюжета. Еврипида отличает прежде всего мастерство психологической разработки сцен и монологов. Глубина изображения душевных переживаний, часто доведённых до предела, становится ключевым аспектом его трагедий.
Существуют основания полагать, что Еврипид был не только драматургом, но и композитором, создававшим музыкальное сопровождение к своим трагедиям. Доказательством тому служит обнаруженный на папирусе III века до нашей эры фрагмент первой антистрофы из «Ореста», где над поэтическим текстом размещены чётко различимые нотные символы. Этот фрагмент музыки, приписываемый Еврипиду, подтверждает его репутацию смелого новатора в области композиции, о чём упоминается в нескольких немузыкальных источниках. Древние свидетельства утверждают, что Еврипид внёс в трагедию хроматические элементы и начал активно использовать кифару, в то время как в более ранних трагедиях преимущественно задействовался лишь авлос. Нотация указанного фрагмента демонстрирует использование Еврипидом всех трёх видов греческого мелоса — диатонического, хроматического и энармонического, что свидетельствует о высокой степени изысканности и сложности его музыкального языка.
Ещё один сохранившийся музыкальный фрагмент Еврипида, найденный в «Ифигении в Авлиде» (это хоровой эпод из второго музыкального антракта, датированный примерно 280 годом до н.э.), интересен наличием не только символов, обозначающих высоту звуков, но и знаков, указывающих на ритмическую структуру. Анализ этого фрагмента позволяет утверждать, что музыкальный ритм оказывает влияние на метрику стихотворения. Таким образом, традиционное представление филологов о тексте трагедии как о наборе «чистых» стихов, не учитывающее музыкальное оформление, не отражает полноту восприятия античной драмы.
Брачная жизнь Еврипида оказалась довольно трудной. От первого брака с Хлоириной, которая подарила ему троих сыновей, он решил развестись, обвинив супругу в измене. Этот жизненный опыт нашёл отражение в трагедии «Ипполит», где драматург язвительно критикует сексуальные взаимоотношения. Его вторая супруга, Мелитта, также не оправдала ожиданий Еврипида. В результате сложившихся обстоятельств Еврипид приобрёл репутацию мизогина, что послужило поводом для насмешек со стороны Аристофана, великого мастера комедии.
В 408 году до нашей эры знаменитый драматург принял решение оставить Афины, уехав по приглашению македонского монарха Архелая. Мотивы этого решения Еврипида остаются предметом спекуляций среди историков. Существует мнение, что в основе его отъезда лежали не столько преследования, сколько обида на соотечественников за недооценку его таланта. Несмотря на внушительный творческий вклад, состоящий из 92 (или 75, согласно другим данным) пьес, лишь четыре произведения были отмечены призами при его жизни, и одна — посмертно. Однако рассказ Плутарха о поражении афинян на Сицилии в 413 году до нашей эры подчёркивает высокую популярность Еврипида среди народа, несмотря на отсутствие широкого признания со стороны официальных инстанций.
В труде «Политика» содержится упоминание о неком Декамнихе, которого передали Еврипиду для наказания бичеванием за оскорбление великого драматурга. В отместку Декамних организовал заговор, в итоге которого был убит македонский царь Архелай. Это произошло после смерти самого Еврипида в 406 году до нашей эры. Кончина столь выдающегося человека породила множество легенд, зафиксированных в сборнике «Суда».
Одна из версий, отсылающая к женщинам, является грубой шуткой, связанной с трагедией Еврипида «Вакханки», в которой обезумевшие женщины насмерть разодрали царя. Плутарх же рассказывает о предполагаемой страсти пожилого писателя к юношам. Современная версия гласит, что организм Еврипида не выдержал суровой македонской зимы.
Афиняне запросили разрешение на перевозку останков драматурга в родной город, однако Архелай настоял на том, чтобы могила Еврипида осталась в его столице, Пелле. Софокл, узнав о смерти Еврипида, в знак траура заставил актёров выступать с непокрытыми головами. В честь Еврипида в Афинах была установлена статуя, посмертно почтив его память. По преданию, переданному Плутархом, в гробницу Еврипида ударила молния — редкое знамение, которым был отмечен из знаменитых людей только законодатель Ликург.
На южной стороне острова Саламин, возле селения Перистерия, на склоне холма с видом на Саронический залив, расположена пещера Еврипида. Эта узкая гротовая полость глубиной около 47 метров известна с древности как место, где великий трагик создал одно из своих произведений. Основываясь на результатах археологических исследований, в частности, на находке фрагментов скифоса конца V века до н.э. с начертанными буквами ΕΥΡΙΠΠ (частью имени Еврипида), ученые пришли к выводу о том, что поклонники посещали это место, принося обетные дары классику афинской трагедии.