Фатих Амирхан – татарский писатель, журналист и публицист начала 20-го столетия. В молодости оказался прикованным к инвалидной коляске, но продолжил вести писательскую и журналистскую деятельность.
Судьбу татарского писателя и журналиста Амирхана Фатиха можно без преувеличения назвать трагической. В результате паралича он оказался прикованным к инвалидному креслу, но продолжал заниматься главным делом своей жизни – литературой.
Мухамметфатых Амирханов родился в первый день 1886 года в Ново-Татарской слобод города Казань. Мальчик рос в окружении простых людей, занимавшихся ремеслами и трудившихся на заводах. Центром района считалась мечеть «Старинный камень», где много лет служил отец будущего литератора.
Начальное образование юноша получил в школе при мечети, далее его устроили в медресе под названием «Мухаммадия». Здесь Фатих получил среднее образование с традиционным в те годы религиозным уклоном.
Амирханов обладал выдающими лидерскими качествами, благодаря которым он умел сплачивать вокруг себя людей. Студент стал основателем тайного сообщества «Иттихал», направленного на развитие образования и улучшение условий жизни учеников. Кружок даже выпускал журнал, который приходилось размножать рукописным путем.
В 1905-м юноша покинул медресе и занялся деятельность организованного им реформаторского сообщества «Ислах». Будучи имамом, отец молодого человека был против светского образа жизни сына. Это приводило к частым конфликтам в семье, а вскоре между родными людьми и вовсе случился разрыв. В 1906 году, лишившись поддержки родителя, Фатых покинул родные края и перебрался в Москву.
Прибыв в Москву, молодой человек устроился редактором в издание «Воспитание молодежи». Здесь начинающий писатель и журналист начал публиковать свои первые труды.
В 1908 году увидело свет его романтическое произведение «Мой сон в предпраздничный день». Рассказ автора критикует архаичные устои, которые сохранились в татарском обществе.
Летом того же года писателя разбил паралич, после чего он мог передвигаться только в инвалидном кресле. Несмотря на тяжелое состояние, Амирхан продолжил работу над изданием газеты «Реформа». Среди единомышленников журналиста было много известных людей, в том числе поэт Габдулла Тукай.
В 1909 году Фатих представил перевод самоучителя эсперанто на родной язык.
В тот же период были изданы повесть «Фатхулла хазрет», пьеса «Молодежь» и рассказ «Татарка».
В 2011-м свет увидела повесть «Хаят», главная героиня которой воспитывалась в русских традициях. Автор познакомил читателя с внутренним миром татарки, по воле судьбы вынужденной соблюдать патриархальные законы. Произведение наполнено глубоким лиризмом, эстетикой и любовью к окружающему миру. Здесь же присутствуют элементы психоанализа, представленные писателем в виде глубоких монологов и описаний внутренних чувств героев.
С 1912 года Амирхан сотрудничал с газетой националистического толка «Солнце». Тогда же его произведения были опубликованы в популярных журналах «Зарница» и «Сознание».
В 1913-м автор начал публиковать рассказы из серии, посвященной народным татарским преданиям. Сюда вошли работы «Девушка Зухра на Луне», «Сююмбике», «На развалинах», «Зульхабира, проигранная в карты».
Спустя год писатель представил драму «Неравные», созданную в импрессионистском стиле. С помощью ярких образов литератор создал картину неравенства в обществе, несчастной любви и беззащитности человеческого счастья перед жизненными трудностями.
В начале 1917-го писатель опубликовал публицистический труд «Порвались цепи», посвященный революционным событиям.
В конце Октябрьской революции журналист начал сотрудничать с легализовавшимися изданиями «Красная армия», «Новости Татарстана», «Дочь Востока» «Труд» и «Наш путь». В тот же год писатель стал активным деятелем политики и культуры страны.
Когда в 1920 году было принято решение о создании ТАССР, Амирхан горячо поддержал эту идею.
Спустя два года автор выпустил романтический рассказ «Соболезнование», отражающий извечные вопросы жизни и смерти.
Татарский писатель умер 9 марта 1926 года и был погребен согласно мусульманским традициям.
Биография литератора содержит, в основном, официальные данные, а вот историй из его личной жизни практически не сохранилось. Неизвестно даже, был ли автор женат. На опубликованных фотоснимках он запечатлен в окружении друзей и их супруг, сам же он был неизменно без пары. По воспоминаниям современников, Фатих одевался по моде и следил за своим внешним видом.