Феофан Прокопович — биография
Феофан Прокопович – русский писатель, философ, богослов, сподвижник царя Петра I. Известен научными трудами в разных областях науки а также просветительскими проповедями.
В своих речах и проповедях императорский богослов Феофан Прокопович создал тот самый культ Петра I, который существует и в наше время. Именно Феофан является автором монументального образа Медного Всадника, «поднявшего Россию на дыбы».
Реформатор Русской церкви и ближайший сподвижник государя – фигура спорная и неоднозначная. Его яркие мысли, увековеченные в философских трудах, у одних вызывали восхищение, у других же – чувство ненависти. Проповеди и вирши Прокоповича раскрывают новым поколениям и хрестоматию русского ораторского искусства, и полную антологию уникальной национальной поэзии.
Детство и юность
Будущий петровский богослов родился 18 июня 1681 года в Украине. При рождении мальчик получил имя Елеазар, но в истории он остался, как Феофан Прокопович. Происходил из купеческой семьи, которую потерял в раннем возрасте. Оставшегося без родителей сироту взял к себе его родной дядя, служивший наместником Киево-Братского монастыря и ректором Киево-Могилянской коллегии. В этом учебном заведении юноша изучал латынь и греческий язык. Окончив коллегию, стал студентом иезуитской школы в Польше, где ему пришлось вступить в раскольнические ряды униатов.
Получив диплом польской школы, молодой человек перебрался в Рим, где поступил в престижную по тем временам коллегию Святого Афанасия, куда брали исключительно греков и славян. Здесь Елеазар увлекся римской и греческой литературой, читал философские и богословские труды прославленных классиков. Парень показал себя необычайно талантливым и прилежным студентом, и вскоре на него обратил внимание сам папа Римский. Глава Ватикана предложил юному богослову продолжить работать в Италии, но тот решил вернуться на родину.
Начало карьеры
Вернувшись в 1704-м в Киев, Прокопович устроился преподавателем в Киево-Могилянскую академию, в которой когда-то обучался сам. Читая студентам лекции по риторике, философии и этике, педагог одновременно составлял руководство по богословию. От предыдущих книг подобного рода этот труд отличала ясность изложения и практически полное отсутствие схоластических приемов. Разносторонне образованного Елеазара вскоре назначили ректором учебного заведения.
Работая в академии, Прокопович создал произведение «Владимир» в жанре трагикомедии, рассказывающее о победе христиан над язычниками. Помимо этого, писатель сочинял стихи и издавал их на трех языках – русском, латыни и польском. Позже Феофан опубликовал свой труд «Епиникион», который посвящался Полтавской битве и также был переведен на разные языки.
Еще при жизни христианский ученый стал признанным гением ораторского мастерства и лучшим литературным теоретиком. Критики современности считают его сочинения «Риторика» и «Поэтика» настоящими шедеврами писательского искусства. Последнее произведение увидело свет лишь в 1786-м, через несколько десятилетий после смерти автора. «Риторику» издали намного позже – в 1982 году. Оба сочинения в оригинале были написаны на латыни, в них вошли самые известные лекции Феофана во время работы в Киево-Могилянской академии.
При Петре I
В 1711-м по указу императора Петра I талантливый богослов был назначен игуменом с киевский Братский монастырь. На этом посту Феофан продолжил литературную деятельность и выступления с проповедями на важные для общества темы. Его произведения и речи отличал живой язык, остроумие и стремление к критической оценке любой ситуации. Являясь приверженцем европейских взглядов, игумен противился схоластическим методам и католицизму. Ученый с особым уважением относился к трудам Рене Декарта и Френсиса Бейкона, с которыми познакомился еще в молодости.
Популярность Прокоповича росла, и в 1716 году Петр I решил вызвать его в Петербург. Поначалу государь сделал Феофана своим советником, в обязанности которого входило толкование заграничных книг и их переводы на русский язык. В этот период писатель создал «Духовный регламент», принял участие в разработке ряда государственных документов, в том числе «Морского устава». Через четыре года выдающемуся ученому был пожалован архиепископский сан. В 1721 году философ занял пост вице-президента Священного Синода. Император был сильно привязан к своему талантливому подданному, благодаря чему последний получал огромные материальные блага.
Смерть
После смерти Петра Великого Прокопович остался при дворе, примкнув к сподвижникам Екатерины. Феофан был максимально лоялен императрице, поддерживал ее в любых вопросах. Прошло всего несколько месяцев, и богослову пожаловали сан архиепископа Новгородского. Быстрый карьерный взлет ученого вызывал зависть коллег, поэтому Прокоповичу приходилось постоянно бороться с недоброжелателями.
Со временем давление врагов только усиливалось, и Феофан был вынужден пересмотреть свою позицию. Продолжая заниматься просвещением и наукой, он уже не так рьяно отстаивал свои политические убеждения. Некогда яростный борец с несогласными, деятель стал панегириком, соглашавшимся на сложившийся порядок и забывшим о собственных идеалах.
Прокопович Феофан скончался 8 сентября 1736 года на своем Карповском подворье в российской столице. Тело преосвященного богослова перевезли в Новгород и захоронили на южной стороне Софийского собора, рядом с мощами митрополита Новгородского Иова.