Франциск Скорина – восточнославянский книгопечатник, лекарь, философ-гуманист 16-го века. В Белоруссии ученого считают одним из самых выдающихся деятелей науки.
Ученый Франциск Скорина посвятил свою жизнь философии, медицине, языкознанию и творчеству. Выдающийся восточнославянский просветитель оставил после себя настоящее сокровище – переведенную со старого церковнославянского языка Библию.
Гуманист стал очень почитаемой личностью для многих славянских народов. В его честь названы учебные заведения и улицы больших городов, а также учреждены медаль и орден, которые вручают за заслуги в научной или творческой области.
Точная дата рождения ученого не сохранилась. Предположительно это произошло в 1470 году в городе Полоцк, входивший тогда в Великое Литовское княжество.
Род деятельности и социальный статус отца Франциска Лукиана и матери Маргариты неизвестны, однако, судя по всему, обеспеченными людьми они не являлись. Исследователи предполагают, что у них даже не было средств, чтобы отправить сына в монастырскую школу бернардинцев.
Изучив грамоту и латынь, в начале 1500-х парень стал студентом университета в городе Краков. Успешно сдав экзамены по праву, философии, богословию и медицине, Скорина стал обладателем диплома бакалавра. Позже подал запрос на получение докторской степени в университете итальянского города Падуя.
Глубокие познания в области диалектики и риторики помогли провинциальному пареньку добиться внимания со стороны высокопоставленных ученых мужей. Блестяще защитившись перед мэтрами науки, Франциск получил звание доктора медицинских наук.
Медицинские навыки помогли Скорине во время службы при дворе Сигизмунда I. Ученый находился при незаконнорожденном сыне короля, когда тот обучался в Италии.
В биографии Франциска есть белое пятно: в период с 1512 по 1517 годы о его деятельности ничего не известно. После этого сразу же появляются сведения о том, что он бросил заниматься медициной и занялся книгопечатным делом.
Некоторое время молодой человек жил в Праге. Здесь он открыл небольшую типографию, где переводил книги с церковнославянского на язык восточных славян. Первым переведенным произведением Франциска стал «Псалтырь», далее выходец из Полоцка выпустил еще более двух десятков переведенных книг, ставших бесценным вкладом в культуру нескольких народов.
Станки книгоиздателя выпускали поистине бесценные произведения. Изложенные простым языком и дополненные пояснениями Скорины, они становились доступными для понимания самых разных слоев общества. Печатник уделял огромное внимание просветительскому значению и следовал традициям философов-гуманистов Европы прошлых столетий.
Скорина лично занимался изготовлением вензелей и гравюр для украшения книг. В результате шедевры мастера стали не только литературными сокровищами, но и самыми настоящими произведениями искусства.
В 1520-х годах в Праге стало неспокойно, Франциск был вынужден закрыть типографию и вернуться в родной край. На территории современной Беларуси он выпустил свой первый сборник «Малая подорожная книжка», предназначенный для светского образовательного чтения. При создании книги автор выступил в роли писателя-просветителя, знакомившего читателей с различными любопытными вещами. Так, в издание вошли рассказы об устройстве гражданского мира, о явлениях природы, календаре, народных праздниках, астрономических открытиях и многом другом.
В 1525 году Скорина издал свою последнюю книгу под названием «Апостол», после чего отправился в длительное путешествие по европейским странам. Точный маршрут ученого историкам отследить не удалось, поэтому многие интересные факты его биографии остались неизученными.
Многие исследователи дискутируют на тему того, посещал ли Франциск Германию и встречался ли там с основоположником протестантской веры Мартином Лютером. Помимо этого, ученые до сих пор не сошлись во мнении, с какой целью философ приезжал в Москву.
Есть данные, что из этих стран издателя выгнали, объявив его еретиком. Его книги, выпущенные на деньги католиков, были публично сожжены.
Франциск окончательно оставил книгопечатание и поступил на службу к королю Фердинанду I по одним данным – врачом, по другим – садовником.
В своих трудах Франциск Скорина следовал традициям европейских просветителей. Он был сторонником общедоступного образования и обращался к людям с призывами изучать грамоту.
Современники философа характеризовали его, как истинного патриота. Он всей душой любил свое Литовское княжество и считал, что для каждого порядочного человека понятие родина должно быть святым. Комментируя библейские тексты, Скорина призывал к установлению мира на всей планете и воспитанию каждой отдельной личности по канонам добродетели.
Кем по вероисповеданию был уроженец Полоцка, доподлинно неизвестно. По мнению исследователей, одно вполне мог принадлежать к любой конфессии, но во многих описаниях тех лет его нередко называли распространителем ереси и чешским отступником.
Скорину прославили церковные книги, переведенные и дополненные в соответствии с католическими канонами. Поэтому не исключено, что он являлся сторонником западноевропейского направления христианства, считавшего себя единственным носителем истины на планете. Это подтверждают и такие переводы, как «Песня песней» и «Притча о царе Соломоне», которые яростно раскритиковали и сожгли русские православные священнослужители.
Еще одно свидетельство в пользу принадлежности философа к западноевропейской церкви — его родственник Иоанн Хризанс являлся помощником архиепископа Полоцка и ревностным приверженцем католического вероисповедания. На основе этих сведений историки выдвинули предположение, что всем отпрыскам из рода Скорина прививали одни и те же ценности и воспитывали их в единой вере.
Однако многие биографы склонны предполагать, что философ мог быть сторонником православной веры. На это указывают книги начала 1500-х годов, где автор рассказывает о таких восточнославянских святых, как Ларион, Борис и Глеб, исповедовавших православие.
Есть еще мнение, согласно которому ученый был протестантом. В качестве доказательства приводится его связь с Мартином Лютером, которую, впрочем, другие ученые подвергают сомнению.
До наших дней жизнеописаний Скорины дошло крайне мало, подробностей его личной жизни практически нет. Установлено, что его супругой в 1520-х стала женщина по имени Маргарита, незадолго до этого потерявшая мужа.
Ученым удалось обнаружить сведения о том, что в 1529-м, после смерти старшего брата Франциска, все его долги и кредиторские претензии достались книгопечатнику. К тому моменту философ овдовел и в одиночку растил маленького сынишку по имени Симеон. Денег расплатиться у Скорины, разумеется, не было, и бедного вдовца бросили в темницу. Благодаря стараниям родного племянника, Франциск вскоре оказался на свободе и вернулся к воспитанию наследника. Последовало еще несколько судов, на которых ответчику удалось добиться полного помилования, в том числе избавления от долговых обязательств.
Точную дату смерти философа, как и дату его рождения, установить не удалось. По мнению ряда биографов, это случилось в 1551 году в Праге. Основанием для такого предположения является то, что именно в этот период Симеон приезжал в чешскую столицу по вопросу отцовского наследства.
В белорусской столице в честь выдающегося медика, книгопечатника и философа воздвигли памятник, переименовали одну из главных улиц. Личная жизнь и общественная деятельность ученого стали сюжетом для художественного фильма «Я, Франциск Скорина…» с Олегом Янковским в главной роли. В память о знаменитом соотечественнике была выпущена почтовая марка и сувенирная монета номиналом 1 рубль.