Геннадий Рождественский — биография
Геннадий Рождественский – выдающийся потомственный дирижер, посвятивший жизнь служению музыке. Пианист и композитор, он в течение пятидесяти лет был руководителем отечественных и зарубежных коллективов, являлся замечательным наставником и педагогом. Несмотря на сложную биографию, жизнь этого музыканта была наполнена множеством ярких и запоминающихся моментов.
Детство
Родился 4 мая 1931 года в Москве. Родителями мальчика стали выдающиеся люди: папа – известный в то время дирижер Николай Аносов, мама (Наталья Рождественская) солировала на Всесоюзном радио, слыла замечательной певицей. С раннего детства ребенка приобщали к музыке, иногда даже неумышленно. Когда сын подрос, родители начали разучивать с ним ноты. Это занятие доставляло мальчику немало удовольствия, поэтому в семье были предположения на тот счет, что свою жизнь Геннадий так или иначе свяжет с музыкой.
Одним из самых ярких воспоминаний детства стал час, когда была объявлена война. Затем последовала эвакуация, а потом – возвращение домой и откапывание со слезами на глазах того самого пианино, на котором он еще ребенком учился брать первые ноты. Хозяйка квартиры, у которой снимали недвижимость родители композитора, не захотела, чтобы музыкальный инструмент достался немцам, поэтому она закопала его, хоть и надежды на его сохранение практически не было. В итоге, инструмент не пострадал, и еще многие годы исправно функционировал.
Когда война закончилась, возникла возможность получить музыкальное образование. Мальчика устроили в школу им. Гнесиных, а его учителем стала сама Елена Гнесина. Затем последовали годы обучения в Московской консерватории у профессора Льва Оборина. Одновременно с этим проводились и домашние занятия. Отец обучал сына управлению оркестром и достиг того, что наследник смог руководить оркестром только лишь взглядом.
К дирижерской деятельности Рождественский пришел случайно. Проходя по коридору музыкальной школы, он услышал разучивание секстета Чайковского. Войдя в класс, юноша понял, что ученики испытывают некоторые трудности. Самопроизвольно он начал им помогать, дирижируя. К его удивлению, дело пошло в гору. Именно в этот момент, ощутив пользу своей помощи, Геннадий четко решил, что станет настоящим дирижером.
Карьера
Ещё обучаясь в консерватории, Рождественский был руководителем студенческого оркестра, с которым не раз выходил на большую сцену. В 20 лет молодой человек уже проходил стажировку в Большом театре, где в результате тщательного отбора стал балетным дирижером.
Первой пробой стала «Спящая красавица» Чайковского, оставившая яркий след в памяти музыканта. Затем последовали оперы и балет, в общей сложности в течение пяти лет службы в Большом театре оркестром было исполнено 40 опер и балетов. Наряду с этим Рождественский руководил Большим симфоническим оркестром Всесоюзного радио и телевидения.
Этот талантливый дирижер был первым из СССР, кому удалось поработать в Европе. В 70-е годы он получил разрешение на гастроли в Стокгольм, после фееричного выступления маэстро предложили руководить Королевским оркестром Швеции.
Министерство культуры не сразу показало зеленый свет, но после официального визита в Швецию председателя Совмина СССР и убеждения его в том, что Рождественского там действительно ждут, было принято решение разрешить дирижеру выезд. Такого поворота не ожидал никто, что говорить о Геннадии.
Уйти с должности Геннадий Николаевич был вынужден в 1974 году. Причина этого крылась в развитии негативного отношения к музыкантам евреям. После начала волны эмиграции евреев в Израиль, несколько музыкантов из оркестра покинули свои места. Тогда председателем Гостелерадио Сергеем Лапиным было выдвинуто требование Рождественскому о том, что необходимо принять в состав оркестра русских музыкантов.
Помимо этого, Лапин указал четкое число: всего требовалось уволить за погрешности в исполнении или нарушение дисциплины сорок два человека. Во время разговора дирижер держался более чем достойно, а спустя пару дней увидел на своем рабочем столе анонимку, автор которой утверждал, что оркестр Рождественского напоминает сионистский центр, где дирижер во всем солидарен с жидами и ни во что не ставит русских музыкантов.
Чтобы не быть замешанным в эти нечистые события, Геннадий решил уволиться. Его заявление было рассмотрено и подписано. А уже после официального ухода новое руководство проредило ряды музыкантов и исключило из состава все лица неприятной национальности.
Будущее рисовалось удручающими красками, но снова случай вмешался в жизнь талантливого дирижера, сумевшего не потерять своего человеческого достоинства. В то время известный режиссер Борис Покровский ставил оперу «Нос» Шостаковича. В ходе случайной встречи он предложил Рождественскому присутствовать на репетиции. В результате получился совместный проект, получивший одобрение зрительской аудитории.
После этого Геннадий в течение нескольких лет являлся оперным дирижером в Большом театре, по приглашению оказывал помощь в симфоническом оркестре BBC. Кроме этого, создал собственный оркестр Минкультуры СССР и руководил им несколько лет.
Все это время зрители имели возможность видеть и слышать изумительные концертные программы. Геннадий Рождественский стал известен всему миру и совершил большой гастрольный тур, в котором сыграл более двух тысяч произведений. Прославившись, без преувеличения, во всем мире, этот дирижер получил несчетное количество наград, главной из которых всегда была признательность зрителя.
Этот человек играл исключительно особенную музыку, не боялся неодобрения и жесткой критики. Выбирая партию, он всегда отдавал предпочтение неизвестным произведениям, которые еще никто не играл.
Подобно археологу, он отыскивал музыкальные сокровища. Сам композитор считал, что театр должен воспитывать зрителя репертуаром, а не подстраиваться под ее запросы. За многолетнюю музыкальную карьеру Рождественским было выпущено множество дисков с симфониями и композициями. Этот человек поистине уникальный: не сломался перед трудностями и натиском начальства, выбирал композиции для исполнения сердцем, служил искусству и видел в этом свое предназначение и счастье.
Личная жизнь
Первой избранницей дирижера стала артистка балета Нина Тимофеева. Однако брак оказался некрепким и довольно быстро распался. На этом личная жизнь не закончилась. В 1969 году Рождественский женился во второй раз на профессиональной пианистке Виктории Постниковой. Для его избранницы этот брак тоже не стал первым, до этого она состояла в отношениях с Владимиром Спиваковым. Но, расставшись, она ушла именно к Рождественскому, а не просто развелась.
Дирижер, сильно полюбив женщину, усыновил ее сына от первого брака. Благодаря воспитанию отчима мальчик полюбил музыку и даже стал скрипачом. Некоторое время семья давала совместные концерты и срывала зрительские овации. Выступать под руководством мужа Виктория очень любила и считала для себя честью.
Геннадий Рождественский был старше своей второй супруги на тринадцать лет, но разница в возрасте не накладывала негативного отпечатка на семейную жизнь. К сожалению для обоих, у пары так и не родились совместные дети, о которых они так долго мечтали. Эта семья стала для многих настоящим примером: жизнь в мире и согласии, нежное отношение друг к другу даже в пожилом возрасте – не каждому дано такое счастье. Супруги не любили давать интервью и распространяться о личной жизни.
Смерть
Геннадия Рождественского не стало 16 июня 2018 года. Причина смерти — продолжительная болезнь, которую гениальный дирижер так и не смог победить.
Тело покоится в могиле матери.
Интересные факты
- Доска памяти Геннадию Рождественскому установлена на одном из домов Парижа, где дирижер жил во время гастролей.
- Любимым инструментом до самой смерти музыкант считал пианино, пережившее войну в земле.
- По словам руководителя оркестра, иногда ему приходилось быть ласковым диктатором и взглядом убеждать исполнителей в прекрасности выбора музыки.