Генрик Ибсен — биография
Генрик Ибсен — норвежский драматург, чей вклад в мировую литературу неоценим. Он стал основателем европейской «новой драмы» и оказал значительное влияние на развитие театрального искусства.
Свои самые известные пьесы Ибсен создавал в Германии и Италии, где он также получил всемирное признание. Его произведения отличаются глубоким психологизмом, острым анализом общественных проблем и вечными жизненными истинами. Персонажи его пьес всегда оказываются живыми и реальными, будь то герои, столкнувшиеся с внешними обстоятельствами или внутренними конфликтами.
Детство
20 марта 1828 года в состоятельном роду Ибсенов появился на свет мальчик, получивший при рождении имя Генрик. К несчастью, к 1836 году финансовое положение семьи кардинально изменилось: Ибсены потерпели крах и были вынуждены заложить имущество для уплаты долгов перед кредиторами.
Этот перелом в благосостоянии семьи тяжело отразился на юном Генрике, который и до того был довольно замкнутым. События заставили его ещё больше уйти в себя, однако именно в такие моменты наиболее ярко вспыхнул его врождённый талант. Уже в школьные годы Ибсен стал превращать свои фантазии, порой мрачно-фантастические, в литературные произведения.
Несмотря на то, что Норвегия на протяжении 400 лет находилась под датским владычеством, образование там было доступно даже для малоимущих. Однако Генрику пришлось отказаться от дальнейшего обучения в пользу заработка. В 1843 году, будучи пятнадцатилетним, он был отправлен родителями в Гримстад, где начал обучение на аптекаря.
Работа в аптеке не стала препятствием для его литературного творчества. Напротив, жажда самовыражения только усилилась. Ибсен стал известен в Гримстаде среди радикально настроенной молодёжи благодаря своим стихам, эпиграммам и карикатурам на жителей города, что произошло к 1847 году.
Волнения 1848 года, охватившие Европу, подтолкнули Ибсена к созданию политической лирики. В этот период он написал свою первую драму «Катилина», которая, однако, не снискала популярности среди зрителей.
Творчество
Генрик Ибсен вошел в мир в семействе обеспеченного торговца, который потерпел крах в 1836 году. С 1844 года началась его карьера аптекаря, в ходе которой он создал свои первые литературные произведения, в том числе драму, вдохновленную древнеримской историей, «Катилина» (Catilina, 1850), отражающую революционные потрясения 1848 года в Европе. Выпущенная под псевдонимом, эта работа не принесла автору ожидаемого успеха. В 1850 году в Кристиании была поставлена его пьеса «Богатырский курган» (Kjæmpehøjen).
В период с 1852 по 1857 год Ибсен занимался руководством первого национального норвежского театра в Бергене, а с 1857 по 1862 год возглавлял Норвежский театр в Кристиании. Бергенский этап в жизни писателя был отмечен его увлечением политическим национализмом и скандинавским фольклором, что нашло отражение в «средневековых» драмах:
- «Фру Ингер из Эстрота» (Fru Inger til Østeraa, 1854);
- «Пир в Сульхауге» (Gildet paa Solhoug, 1855-1856), принесший Ибсену известность во всей Норвегии;
- «Улаф Лилиенкранс» (Olaf Liljekrans, 1856);
- «Воители в Хельгеланде» (Hærmændene paa Helgeland, 1857).
В 1862 году Ибсен создал «Комедию любви», сатирически отображающую буржуазно-бюрократическую Норвегию. В народно-исторической драме «Борьба за престол» (1864) была изображена победа героя, несущего прогрессивную историческую миссию. Невозможность полного раскрытия человеческих отношений через средневековые образы и романтические клише, а также разочарование в национализме после австро-прусско-датской войны побудили Ибсена отправиться за границу в поисках новых форм выражения.
Прожив четверть века в Италии и Германии, Ибсен обосновался в Риме, Дрездене и Мюнхене. Его первыми произведениями, получившими мировую известность, стали стихотворные драмы «Бранд» (Brand, 1865) и «Пер Гюнт» (Peer Gynt, 1867), демонстрирующие противоположные черты характера автора и его современников. Бранд выступает как серьезный и строгий проповедник свободы и религиозности, в то время как Пер Гюнт представляет собой образ искателя личного счастья.
В последующие годы, на фоне обострения социально-политических противоречий, Ибсен с нетерпением ожидал крушения устаревшего мира и «революции человеческого духа». В драме «Кесарь и Галилеянин» (1873) он заявляет о предстоящем синтезе духовного и материального начал в человеке.
«Кукольный дом» (Et Dukkehjem, 1879) завоевал особую популярность в России, представляя зрителям мещанскую идиллию в декорациях квартиры Хельмеров. Пьеса завершается уходом Норы, однако ее не следует воспринимать исключительно как социальную критику.
В 1880-е годы Ибсен продолжил исследовать темы наследственности, религии и идеализма в «Привидениях» (Gengangere, 1881), а также критически осмыслил идею власти большинства в «Враге народа» (En Folkefiende, 1882). «Дикая утка» (Vildanden, 1884), написанная под влиянием импрессионизма и Шекспира, исследует последствия идеализма через судьбу персонажей.
В позднем творчестве Ибсен обращается к теме «сильного человека», выражая безжалостное отношение к своим героям. «Строитель Сольнес» (Bygmester Solness, 1892) и «Йун Габриель Боркман» (John Gabriel Borkman, 1896) иллюстрируют эту тематику, показывая сложность человеческих стремлений и выборов.
Личная жизнь
Генрик Ибсен прожил жизнь, полную глубоких чувств и верности одной женщине. Его история любви с Сюзанной Торесен началась, когда молодой Ибсен, скромный и робкий перед лицом женского внимания, встретил энергичную и целеустремленную дочь священника. Этот союз стал для него не только источником вдохновения, но и крепким фундаментом для всей его последующей жизни.
В 1858 году Генрик и Сюзанна соединили свои судьбы, вопреки всем социальным и культурным препятствиям того времени. Их брак был ознаменован рождением единственного сына Сигурда в следующем году, что лишь укрепило их семейные узы. Сюзанна стала для Ибсена не только любящей супругой и матерью его ребенка, но и верной спутницей жизни, поддерживавшей его в творческих поисках и испытаниях.
Смерть
В 1891 году, обретя широкую известность на европейском континенте, Ибсен завершил свою 27-летнюю самоизбранную изоляцию, вернувшись в Христианию. На родине он провел последующие 15 лет, в течение которых создал четыре великих произведения, завершающих его драматургический путь. Жизнь выдающегося норвежского драматурга оборвалась 23 мая 1906 года после длительной и тяжелой болезни.
В преддверии кончины Ибсена, когда в его комнате собрались близкие, медсестра выразила мнение о видимом улучшении его состояния, на что драматург с присущей ему ясностью и решимостью ответил: «Наоборот!» – после чего скончался.