Гомер – древнегреческий поэт (VIII-VII вв. до н.э.) – жизнь и творчество которого овеяны тайнами и легендами. Мировую славу автору принесли поэмы «Одиссея» и «Илиада», а также произведения о Троянской войне. Точная дата и место рождения доподлинно неизвестны.
Гомер – известный всему миру древнегреческий поэт. Именно его поэтические произведения стали первыми, которые дошли до наших времен и были расшифрованы. Более того, сегодня две главные поэмы в творчестве Гомера – «Илиада» и «Одиссея» изучаются в общеобразовательных школах и ВУЗах литературоведческой направленности. Помимо создания авторских произведений, Гомер обожал собирать легенды и особое внимание уделял событиям, связанным с Троянской войной.
Несмотря на то что наука движется вперёд быстрыми темпами, до сегодняшнего дня нет точных сведений о дате и месте рождения этого таинственного человека. Историки придерживаются точки зрения, согласно которой Гомер жил в X-VIII веках до нашей эры. Среди предполагаемых мест, где мог родиться Гомер, выделяют шесть городов: Афины, Родос, Хиос, Саламин, Смирна, Аргос.
Стоит отметить, что в трудах разных авторов можно встретить упоминание и о других городах, где мог родиться Гомер: из источников выявлено более десяти наименований предполагаемых населённых пунктов, которые могут быть малой родиной поэта.
Сами греки склоняются к тому, что родина сказителя — город Смирна, несмотря на то что в произведениях Гомера не найти упоминаний о людях, живших с ним в одну эпоху, о достопримечательностях или географических объектах. Все это усложняет задачу и мешает установить точные границы жизни автора. Согласно одной из множества легенд, сложенных о рождении Гомера, автор и сам не знал того места, где он родился. Историю его рождения поведал Оракул, указав на родину матери сказителя — остров Иос.
Биография поэта-сказителя вызывает не только множество вопросов, но и порождает сомнения в среде историков. Согласно одной из гипотез, своё имя Гомер получил после того как ослеп. В переводе «Гомер» трактуется как «незрячий», «ведомый». Мать же дала сыну иное имя – Мелезиген, что расшифровывается «рожденный у реки Мелеса». Как же ослеп древнегреческий поэт? Существует версия, по которой слепота настигла Гомера после того, как перед его глазами предстал настоящий меч Ахиллеса. Чтобы утешить молодого человека, лишившегося зрения, богиня Фетида одарила его стихосложением и песнопением.
Другая версия склоняет исследователей жизни Гомера к тому, что имя он получил после того как прозрел и начал изрекать мудрости, а вот родился мальчик слепым. Античные биографы придерживались позиции, что младенец, нареченный Мелезигеном, был рождён женщиной Крифеидой, молодой женщиной удивительной красоты и острого ума.
Талантливый сказитель часто выступал во время пиршеств знати, посещал городские собрания, ораторствовал на рынках и площадях. Согласно многим источникам, Греция в период жизни Гомера, находилась на пике расцвета, поэтому сказителю доставляло неимоверное удовольствие путешествовать из города в город и читать фрагменты своих сочинений. Гомера радостно встречали, предоставляли ночлег, пищу. Внешне он не был похож на бедного странника, ищущего пристанища, каким иногда его представляют в своих трудах биографы и художники.
Выступления Гомера нравились древним грекам, и многие считают, что это не случайно: есть предположение, что поэт происходил из рода певцов и унаследовал от предков талант воздействия на аудиторию, использовал манеру исполнения, свойственную людям его семейного клана.
Не менее интересные истории того, как Гомер стал поэтом. Самые загадочные из версий принадлежат Геродоту Галикарнасскому, названному Цицероном «отцом истории». Тот поведывал, что Гомера при рождении нарекли Мелезигеном, детство он провел рядом с матерью в Смирне, где обучался у владельца школы Фемия. Мальчик отличался складом ума, красноречием, быстро и с толком постигал науки. Умирая, учитель завещал любимому ученику свою школу. Некоторое время Мелезиген сам работал в школе и учил других детей, а затем необъяснимые тайны мироздания увлеки его, и юноша загорелся желанием расширить представления об устройстве мира, но самостоятельно сделать это он, конечно же, не мог. Увидев огонь желания постигать новое в глазах Мелезигена, над ним сжалился Ментес, уроженец острова Лефкада. Мелезиген решил на время закрыть школу и вместе с Ментесем отправился на его корабле в первое морское путешествие, благодаря чему увидел многие города и страны.
Путешествуя, бывший учитель не только любовался красотами и особенностями новых мест, но и собирал местные легенды, предания и истории, интересовался обычаями и традициями разных народов. Остановившись в Итаке, собиратель легенд сильно простудился, и Ментес был вынужден оставить его и плыть дальше в одиночку, при этом поручил Мелезигена надежному человеку, который его и выходил. Дальнейшее странствие Мелезиген продолжил пешим ходом. По дороге он рассказывал услышанные истории и пополнял копилку новыми, не менее интересными и захватывающими.
Версия Геродота Галикарнасского гласит, что слепота настигла сказителя в Колофоне. Там он взял новое имя Гомер и потом обрёл дар сочинительства. Данная история подвергается критике современными исследователями, как и многие другие версии, принадлежащие античным авторам и повествующие о том, как Гомер стал поэтом.
До конца XVIII столетия в мировой науке не возникало сомнений в том, что именно Гомер – настоящий и единственный автор известных поэм «Илиада» и «Одиссея». Тем более не подвергалось критике и то, что эти произведения дошли до нас именно в первоначальном виде, так, как их когда-то создал автор. Однако с течением времени стали выдвигаться гипотезы о том, что «Илиада» и «Одиссея» – абсолютно не зависящие друг от друга песни, которые создавались разными людьми и были собраны по кусочкам в цельные произведения в Спарте в VIII веке до нашей эры (первым такую теорию выдвинул аббат д’Обиньяк еще в 1664 году в своих трудах).
В 1788 году Ж. Б. Вилуазон опубликовал комментарии к «Илиаде», по объёму превосходящие само произведение. Данная публикация подтолкнула к размышлениям о том, многие строчки из произведения были когда-то позаимствованы у античных филологов: Зенодота, Аристофана и Аристарха. Схожести в «Илиаде» не вычёркивали, но помечали, а впоследствии был сделан вывод о том, что песня Гомера была создана гораздо позже, так как во времена жизни автора не было письменности, и сочинить произведение такого объёма, руководствуясь только памятью, практически невозможно.
Фридрихом Августом Вольфом в книге «Пролегомены к Гомеру» была обнародована гипотеза о том, что с течением времени оба произведения существенно видоизменялись, переходя от сказителя к сказителю. Получается, что просто невозможно утверждать, что и «Илиада», и «Одиссея» принадлежат авторству одного конкретного человека.
Окончательно «Илиада» сформировалась и приняла вид, схожий с современным в VI веке до нашей эры. Согласно записям античных авторов (среди них Цицерон), поэмы были собраны воедино не случайно, а по распоряжению афинского тирана Писистрата или его сына Гиппарха.
Опираясь на различные предположения, невозможно прийти к чёткому выводу о том, когда и как именно формировались оба произведения. Карл Лахман утверждал, что «Илиада» родилась из нескольких песен малого объёма. Готфрид Германн противостоял этой точке зрения и настаивал на том, что основой каждой поэмы послужила одна коротенькая песня, которая впоследствии «разрослась».
Исследовательская работа над двумя поэмами, причисляемыми авторству Гомера, велась на протяжении не одного столетия. В 1795 году Фридрихом Августом Вольфом была опубликована теория с символическим названием «Гомеровский вопрос». Суть точки зрения наталкивала на размышления о том, что во времена жизни Гомера поэзия существовала в устной форме и являлась искусством устным. Слепой человек вряд ли мог сочинить такое сложное по структуре художественное произведение. Вероятней всего сочинительству Гомера принадлежат короткие песни, эпосы, которые послужили основой для «Илиады» и «Одиссеи». А вот свои законченным художественным видом поэмы обязаны другим авторам, сложивших их по кусочкам и расположившим части в определённой последовательности. В связи с контрастными точками зрения о корне происхождения двух древнегреческих поэм, известных всему миру, аналитики античного творчества разделились на две группы, получившие названия «Аналитики» (сторонники идеи Вольфа) и «Унитарии» (придерживающиеся точки зрения о строгом единстве эпоса).
Одной из ярких содержательных особенностей «Илиады» считают нарушение закона хронологической совместимости. Повествование в произведении Гомера не возвращается к месту, откуда она берет свои истоки. Поэтому вполне справедлив вывод о том, что техника песнесложения Гомера имеет исключительно линейное строение. Что приводит к искажению событий: то, что происходит одновременно, в песне излагается последовательно или одно событие вовсе исключается. Именно этим можно объяснить некоторые несостыковки в сюжете поэмы.
Современные литературоведы, занимаясь исследованием поэтики античных и современных сказителей, выявляют общие черты. Например, все большие произведения представляют собой непрерывный рассказ, на пение которого требуется не один десяток часов. В таких произведениях сказители подробно перечисляют наименования городов, состав героев, перечень подвигов и битв. При этом определённый сюжет, связанный с биографией главного героя, вовсе отсутствует
То, насколько велико влияние «Илиады» и «Одиссеи» на древних греков, можно понять, сопоставив с тем, как Библия повлияла на евреев. Классическое образование Древней Греции было построено на изучении поэм Гомера. Их заучивали наизусть, обсуждали. Впоследствии эту систему позаимствовали римляне, вот только вместо произведений Гомера они читали Вергилия, так как считали себя потомками побежденных троянцев.
В послеклассическую эпоху стали создаваться поэмы на гомеровский лад с использованием диалектов. Практически все произведения античной литературы были созданы под влиянием двух поэм Гомера.
О Гомере много знали в Византии, где его творчество изучалось наряду с местными авторами.
Образ Гомера ввел в свою «Божественную комедию» Данте Алигьери. Сказитель попадает в первый круг ада, так как являлся добродеятельным нехристианином.
В составе книг библиотеки, предназначающейся супруге Ивана III Софье, поэмы Гомера попали в Россию. Работой над переводом «Илиады» занимался М.В. Ломоносов. А первый полный перевод завершил Ермила Костров в 1787 году. Также переводом текстов Гомера занимались В.А. Жуковский, В.В. Вересаев.
О личной жизни Гомера ничего не известно. И даже не сложено легенд на эту тему. А вот вопрос смерти волновал историков издавна и не оставляет в покое по сей день. Как и с версиями о рождении, уход Гомера из жизни породил множество легенд и историй.
Самая популярная повествует о том, что, будучи старым, слепой странник отправился на родину своей матери, остров Иос. Во время путешествия он повстречал двух рыбаков, загадавших такую загадку: «Мы имеем то, что не ловили, а что было поймано, мы выкинули». Мудрец очень долго размышлял над головоломкой и не нашел ответа. Оказалось, что эти люди ловили вшей, а не рыбу, как подумал старец. Раздосадовавшись своей несообразительностью, Гомер поспешил удалиться, но вдруг поскользнулся, упал и сильно ушибся головой. После чего скоропостижно умер.
Другая версия гласит, что Гомер к старости выжил из ума, и для него это было куда хуже смерти, поэтому он окончил жизнь самоубийством. Среди большого числа биографий Гомера трудно найти такую, которая не содержала бы сказочных элементов и сомнительных фактов.
Гомер оставил не только яркий след в литературе и истории. В честь него был назван кратер на Меркурии.
Комментарии
как он писал стихи если был слепой?
он был поэтом-сказителем песен, т.е сам он их не писал, за ним просто записывали другие люди
Я хочу выебать это го Гомера вот но жаль что онь умир он би мини жистко насасывал.
Яб его чпокнул
Насколько я помню, произведения Гомера попали на Русь гораздо раньше Софии Палеолог. В Житии прп. Евфросинии Суздальской сказано: «Она познала все книги Вергилийски и витийски, сведуща была в книгах Аскилоповых и Галеновых, Аристотелевых и Омировых и Платоновых...». Это XIII век.