Густав Малер — биография


Густав Малер – австро-венгерский музыкант, симфонический дирижер, композитор. При жизни имел славу выдающегося дирижера, а его композиторский талант был признан лишь спустя десятилетия после смерти.

Современники Густава Малера знали его, как гениального симфонического режиссера, а вот о композиторском таланте музыканта догадывались лишь избранные поклонники. Великим симфонистом ХХ -го века Малер стал лишь спустя десятилетия после смерти.

Творческая биография композитора стала связующим звеном между уходящим романтизмом 19-го и модернизмом 20-го столетий. Произведения австрийского музыканта вдохновляли Дмитрия Шостаковича и выходцев из Новой венской школы, а его симфоническое наследие стало неотъемлемой частью репертуаров современных исполнителей.

Детство и юность

Гений музыки родился 7 июля 1860 года в Богемии – исторической области Центральной Европы, входившей тогда в состав австро-венгерского государства. В еврейской семье Бернхарда Малера и Марии Герман он был вторым ребенком из четырнадцати родившихся. Восемь братьев и сестер будущего композитора скончались еще в младенчестве, не перенеся бедности и болезней. Отец Густава заправлял небольшим трактиром, мать занималась домашним хозяйством и воспитанием детей. Откуда у ребенка из простой рабочей семьи взялось творческое начало, историкам до сих пор выяснить не удалось.

Когда мальчику исполнилось четыре года, Малеры сменили место жительства, переселившись из провинции в Йиглаву – старинно чешский город с преимущественно немецким населением. Здесь юноша впервые познакомился с искусством, услышав звуки духового оркестра в местной опере. Услышанное так поразило Густава, что он стал пытаться воспроизводить композиции на губной гармошке – единственном музыкальном инструменте, который парень тогда мог себе позволить.

Густав Малер в молодости

К счастью, родители мальчика быстро смекнули, что талант их чада необходимо развивать. В шестилетнем возрасте юноша стал заниматься с учителем по фортепиано, и уже через несколько лет он представил свои дебютные сочинения. Вскоре подающего надежды музыканта пригласили выступить на местном концерте самодеятельности, где он произвел первый в своей жизни фурор.

Во время учебы в гимназии молодой человек полностью погрузился в музыку и чтение литературы, другие предметы его просто не интересовали. В 1874 году скончался 13-летний брат Густава, после чего опечаленный подросток сочинил свою первую оперу. Сведения об этом сохранились в дневниках композитора, а вот сама рукопись произведения до наших дней не дошла.

Отец семейства поддерживал увлечение сына искусством, однако мечтал, чтобы тот освоил более «практичные» науки и стал удачливым продолжателем семейного бизнеса. Молодого человека перевели в более престижную гимназию Праги, но все затраты оказались напрасными. Признав, что сын целиком и полностью поглощен музыкой, Малер-старший сдался и отправил наследника в австрийскую столицу к известному педагогу Юлиусу Эпштейну. После нескольких занятий мэтр убедился в наличии у мальчика таланта и посоветовал ему сдать экзамены в Венскую академию. После успешного прохождения вступительных тестов Густав стал студентом одного из престижнейших музыкальных учреждений страны.

Находясь в Вене, Малер чувствовал себя в центре культурной вселенной. В 1875 году город посетил Рихард Вагнер, вызвав огромный ажиотаж среди почитателей искусства. За три месяца пребывания в столице композитор дал несколько десятков концертов, на каждом из которых неизменно присутствовал восторженный Густав. В те годы Вена находилась под влиянием творчества Шуберта, Брамса и Бетховена, оказавших колоссальное влияние на становление молодого Малера.

Звездами европейской оперы в конце 19-го века были великолепные Паолина Лука и Аделина Патти, на дирижерском мостике блистал Ханс Рихтер, а знаменитый композитор Антон Брукнер проводил увлекательные лекции, на которые стремился попасть юный Густав. Кантата Малера «Жалобная песнь», появившаяся спустя четыре года его пребывания в Вене, ярко подчеркивает влияние двух гениев – Брукнера и Вагнера.

Еще одним увлечением композитора была философская наука, которую он дополнительно изучал в Венском университете. На тот момент студент имел весьма скромный достаток, поддерживать который помогали частные уроки игры на фортепиано. В учебном заведении высоко ценили талант Густава, как пианиста, а вот к его композиторским изысканиям относились с изрядной долей скепсиса.

Творчество

Малер всем сердцем полюбил Вену, она стала для него вторым домом. Именно здесь сформировался стиль будущего композитора и определилась его дальнейшая судьба. В 1881 году Густав представил свою «Жалобную песнь» на конкурсе Бетховена, однако тогда его творение по достоинству не оценили. Первое место жюри присудило австрийцу Роберту Фуксу.

Эта неудача сильно задела молодого творца и во многом повлияла на дальнейший ход его жизни. Забросив работу над оперой-сказкой «Рюбецаль», композитор устроился дирижером в городской оркестр Лайбаха (современная Любляна). Позже перевелся на дирижерскую должность в Ольмюц, а еще через несколько лет стал хормейстером венского Карл-театра.

В начале 1880-х Малер выступал в Королевском театре города Кассель. Здесь он встретил свою первую возлюбленную – оперную диву Иоганну Рихтер, которой посвятил музыкальный цикл «Песни странствующего подмастерья». Произведение считается одним из самых романтичных из всего творческого наследия автора.

Взаимоотношения Малера с руководством театра Касселя не сложилось. Получив приглашение в Немецкую оперу г. Прага, в середине 1880-х композитор отбыл на новое место работы. Чешская столица приняла Густава с распростертыми объятьями, а руководство театра очень гордилось важным приобретением в лице талантливого австрийца. Прага дала Густаву возможность ощутить себя значимым и нужным – именно здесь он перешел на совершенно иной уровень профессиональной карьеры.

В 1886-м Малер заключил соглашение с оперой Лейпцига, из-за чего он с огромным сожалением покинул радушную Прагу.

В начале 1888 года состоялась премьера оперной постановки «Три Пинто», принесшая композитору признание во всей Европе. В том же году Густав, под влиянием любовных переживаний, создал свою «Первую симфонию», покорившую сердца тысяч ценителей прекрасного. Это произведение сегодня является самым исполняемым из всего наследия автора.

В Лейпциге Малер проработал два сезона, после чего контракт продлевать не стал. Дирижер получил ангажемент в театр Будапешта, где он возглавил Королевскую оперу. Здесь музыканту наконец предложили приличную зарплату, и он смог решить некоторые финансовые проблемы семьи. После смерти родителей Густав остался главным опекуном братьев и сестер.

Поначалу будапештский театр представлял из себя убыточное заведение, и Малеру пришлось трудиться практически без отдыха, чтобы превратить его в национальный театр. Для начала новый руководитель избавился от гастролеров и создал оркестровый коллектив, исполняющий произведения Вагнера и Моцарта. Малеру удалось заманить в театр несколько знаменитостей, среди которых была оперная исполнительница Лилли Леман – обладательница уникального сопрано.

В 1891-м Густаву вновь предложили новую должность, на этот раз в оперу Гамбурга. В те годы это была третья по значимости театральная площадка Германии после сцен Берлина и Мюнхена. Густав с радостью согласился занять должность капельмейстера и режиссера, тем более, что будапештской опере у него назревал конфликт с новым интендантом.

Концерт Густава Малера

Вскоре музыкант представил постановку «Евгений Онегин» по одноименной опере Петра Чайковского. Премьера состоялась на сцене гамбургской оперы, куда прибыл и сам автор произведения. Предполагалось, что за дирижерский пульт встанет Чайковский, однако, увидев на этом месте Густава, мэтр от участия отказался. Петр Ильич преклонялся перед гением австрийского дирижера.

Продолжая работать в Гамбурге, Малер выпустил сборник произведений «Волшебный рог мальчика», в основу которого легла поэзия немецких романтиков. Позже эти тексты композитор использовал для создания Второй, Третьей и Четвертой симфоний.

Тем временем за успехами соотечественника наблюдали руководители венских театров. Густав неоднократно получал от них ангажементы, но давать согласие не спешил – слишком сильны были в Вене антисемитские настроения. Сладкая мысль о возвращении в любимую столицу все же победила страхи, и маэстро решился. Приняв католическую веру, зимой 1897 года Малер подписал соглашение с Придворной оперой и занял пост третьего дирижера.

Несмотря на множество перипетий, Густаву удалось стать директором венского театра. Армия поклонников музыканта к тому времени была огромной, хотя, и врагов тоже было немало. В Вене автор закончил работу над «Пятой симфонией», вызвавшей среди искушенных слушателей колоссальный резонанс. Одни посчитали произведение вульгарным и безвкусным, вторые – истинным новаторским шедевром. Позже композитор представил продолжение цикла – Шестую, Седьмую и Восьмую симфонии.

Находясь на должности руководителя, мэтр внедрил ряд нововведений, которые пришлись по нраву далеко не всем театралам. Согласно одному из новых правил, было запрещено свободное посещение театра, к чему так привыкли знатные театралы.

Закулисные интриги и плотный график измотали знаменитого музыканта. В 1907 году он был вынужден уйти в отставку после десяти лет работы в любимом театре. Густаву назначили скромную пенсию, на которую прожить было крайне тяжело. Именитый композитор продолжил работать в других театрах, чтобы обеспечить безбедное существование своей большой семье.

Личная жизнь

Самые романтичные, трогательные произведения Малер создал под влиянием искренних чувств к возлюбленным. Однако любовь не смогла сделать его личную жизнь счастливой – так уж сложилась судьба.

Первой супругой маэстро стала молоденькая Альма Шиндлер, которую он повел под венец после нескольких свиданий. Несмотря на разницу почти в 20 лет, влюбленные создали довольно прочную семью, где родилось две дочери – Анна и Мария.

Густав Малер с женой Альмой

Беда в дом пришла сразу с двух сторон. Сначала у Густава начались проблемы на работе, затем заразилась дифтерией и умерла младшая дочь музыканта. На фоне переживаний у композитора развилась болезнь сердца, с которой не могли справиться самые опытные врачи. Находясь в подавленном состоянии, Малер написал свой знаменитый вокальный цикл «Песни об умерших детях».

В отношениях с Анной начался разлад. Оправившись после смерти дочери, она вспомнила о собственном таланте художнице, заброшенном в угоду знаменитому мужу. Женщина стала появляться в свете, и, в конце концов, завела роман с представителем богемы. Композитор об измене узнал, но на развод подавать не стал. До самой его смерти супруги прожили под одной крышей.

Смерть

Сердечная болезнь Малера усугубилась несколькими перенесенными в 1910-м ангинами. Мэтр старался держаться и продолжал упорно работать. В начале 1911 года Густав даже встал за дирижерский пульт, отработав обширную программу из произведений итальянских авторов.

Могила Густава Малера

Окончательно музыканта подкосил эндокардит, вызванный инфекцией. Маэстро госпитализировали в венскую клинику, где 18 мая 1911 он скончался. Последним пристанищем гения стало Гринцигское кладбище, где была похоронена его любимая дочь.

Ссылки

Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter.

Share