Гюстав Курбе — французский живописец, пейзажист, жанрист и портретист. Считается одним из завершителей романтизма и основателей реализма в живописи. Один из крупнейших художников Франции XIX века.
Гюстав Курбе появился на свет в 1819 году в маленьком городе Орнан, находящемся в регионе Франш-Конте, недалеко от швейцарской границы, в 25 километрах от Безансона. Орнан тогда был небольшим населенным пунктом с численностью около трех тысяч жителей. Отец Гюстава, Режи Курбе, владел виноградниками поблизости от Орнана. В 1831 году молодой Курбе начал обучение в семинарии Орнана, где его нестандартное поведение столь резко контрастировало с ожиданиями, что приходилось отказывать ему в отпущении грехов.
По настоянию отца, в 1837 году Гюстав поступил в Королевский коллеж в Безансоне. Это учебное заведение должно было подготовить его к будущей карьере в юриспруденции. Параллельно с обучением в коллеже Курбе посещал занятия в Академии изящных искусств, где его наставником стал Шарль-Антуан Флажуло, ученик известного классициста Жака-Луи Давида.
В 1839 году Гюстав отправился в Париж, где обещал отцу заниматься юриспруденцией. Однако столица Франции открыла ему доступ к богатым коллекциям Лувра, где он смог изучить творчество малых голландцев и испанских мастеров, таких как Веласкес, чьи темные тональности оказали значительное влияние на его ранние работы. Вместо юриспруденции Курбе стал заниматься живописью и присоединился к артельным мастерским, в первую очередь к мастерской Карла Карловича Штейбена, выпускника Санкт-Петербургской Академии художеств. Впоследствии Гюстав отказался от формального художественного образования и присоединился к мастерским Суисса и Ляпена, где обучение было более свободным, а студентам предоставлялась возможность рисовать обнаженные натуры, развивая собственный стиль без строгих академических ограничений. Этот подход к обучению идеально подходил характеру и творческим поискам Курбе.
В течение всей своей жизни Гюстав Курбе идентифицировал себя с реализмом, утверждая, что живопись — это искусство изображения того, что художник может видеть и ощущать: «Я всегда придерживался мнения, что живопись должна быть предельно конкретным искусством, ограничивающимся изображением реальных предметов… Живопись — это чисто физический язык».
Среди наиболее значимых произведений Курбе: «Похороны в Орнане», хранящаяся в музее Орсе, личные портреты, «Косули у ручья», «Драка оленей», «Волна» (все находятся в Лувре, Париж), «Послеобеденный отдых в Орнане» (в музее Лилля), «Дробильщики камня» (была в Дрезденской галерее, уничтожена в 1945 году), «Пожар» (уничтожена полицией из-за антиправительственной тематики), «Деревенские священники, возвращающиеся с товарищеской пирушки» (острая сатира на духовенство), «Купальщицы», «Женщина с попугаем», «Вход в долину Пюи-Нуар», «Ораньонская скала», «Олень у воды» (в Марсельском музее), а также многочисленные пейзажи, такие как «Порыв ветра». Эти работы наилучшим образом демонстрируют его яркий и полноценный талант.
Курбе также известен своими провокационными и скандальными эротическими картинами, такими как «Происхождение мира» и «Спящие», которые стали известны его современникам, несмотря на то что они не выставлялись публично. Эти произведения отражают его приверженность концепции натурализма и способность передавать глубокие и часто спорные темы с помощью своего искусства.
В 1844 году Гюстав Курбе впервые представил на Парижском салоне свою работу, автопортрет под названием «Автопортрет с собакой». Однако все остальные его работы были отклонены жюри. С этого момента художник явил себя как сторонник крайнего реализма, последовательно развивая это направление. Он видел свою миссию в искусстве как передачу неприукрашенной реальности и повседневной жизни, игнорируя при этом даже изысканность исполнения.
В период с 1844 по 1847 год Курбе неоднократно возвращался в родной Орнан и путешествовал по Бельгии и Нидерландам. В ходе этих путешествий он установил связи с торговцами искусства, одним из которых стал Хендрик Виллем Месдах, голландский художник и коллекционер, способствовавший распространению известности Курбе за пределами его родины. В те же годы Курбе заручился поддержкой и установил связи в артистических кругах Парижа, регулярно посещая кафе Brasserie Andler, место встречи многих известных деятелей реализма, включая Шарля Бодлера и Оноре Домье.
К 1847 году во французской живописи преобладало направление академизма, и работы реалистов часто подвергались критике и отклонению на официальных выставках. В этом году три картины Курбе были отвергнуты жюри Парижского салона, что привело к обсуждениям среди многих известных художников, включая Эжена Делакруа и Теодора Руссо, о создании собственной галереи, хотя планы были отложены из-за начала революции. В 1848 году все семь работ Курбе были выставлены на Салоне, но ни одна из них не была продана.
В 1855 году, будучи недовольным критикой, Курбе опубликовал свой «Манифест реализма» и в том же году организовал собственную выставку в «Павильоне реализма» во время Второй Всемирной выставки в Париже. Он выставил около сорока своих произведений, включая картину «Похороны в Орнане» и «Ателье», которые были отвергнуты официальным жюри. Эта выставка, несмотря на неоднозначную реакцию публики и критики, получила признание от таких деятелей, как Эжен Делакруа и Шарль Бодлер.
На протяжении своей карьеры Курбе оставался верен реалистическому искусству, что вызывало как восхищение, так и критику. В 1871 году он активно участвовал в деятельности Парижской коммуны, что привело к его аресту и последующей ссылке в Швейцарию после её падения. Гюстав Курбе скончался в 1877 году, не дождавшись амнистии, и был похоронен на родине в Орнане в 1919 году.
Также Курбе поддерживал дружеские отношения с Камилем Коро, с которым они несколько раз работали вместе в Порт-Берто.
Личная жизнь Гюстава Курбе окружена ореолом тайны и предположений, многие детали его частной жизни остаются недокументированными. Известно, что Курбе был связан романтическими отношениями с несколькими женщинами, среди которых были его модели, такие как Джоанн Гифферман и Констанс Кенье. Однако особенно значимой фигурой в его жизни стала Вирджиния Бине, с которой у художника были длительные отношения.
Гюстав Курбе и Вирджиния Бине встретились в Париже в начале 1840-х годов. В 1847 году у пары родился сын, который, к сожалению, прожил всего 25 лет. Несмотря на кажущуюся близость, в 1850-х годах их отношения завершились, и предполагается, что причиной этому послужила усталость Курбе от постоянства в отношениях с одной женщиной. После разрыва Вирджиния взяла на себя всю ответственность за воспитание их общего сына.
Эти отношения оставили заметный след в жизни и творчестве Курбе, возможно, отражаясь в его искреннем и чувственном изображении женских образов в его художественных работах.
В 1871 году Гюстав Курбе активно включился в деятельность Парижской коммуны, став комиссаром по культуре. В рамках своих обязанностей он занимался охраной произведений искусства во время осады Парижа. Курбе предложил снести Вандомскую колонну, утверждая, что она создает диссонанс в окружающем ее пространстве, сравнив колонну с «кровавым ручьем в мирном саду».
18 мая 1871 года колонна была демонтирована, а через десять дней после этого произошел крах Коммуны. Многих её участников арестовали или казнили. Курбе изначально удавалось избежать наказания, но 30 мая полиция провела обыск в его мастерской, конфисковав 106 его картин, и 7 июня художника арестовали. Его приговорили к шести месяцам заключения за действия, связанные с Вандомской колонной, а также обязали возместить расходы на её восстановление.
Финансовые трудности заставили Курбе продавать свои работы, но средств, вырученных от продажи картин, оказалось недостаточно для покрытия долгов. Стремясь избежать банкротства из-за обязательств по выплате 10 тысяч франков ежегодно, 23 июля 1873 года он бежал в Швейцарию.
Последние годы жизни Курбе омрачались тяжелыми заболеваниями — геморроем и водянкой, которые существенно ухудшили его состояние здоровья. Смерть настигла его 31 декабря 1877 года, всего за день до наступления 1878 года, оставив после себя наследие, значительно повлиявшее на развитие живописи и политическую историю Франции.