Ирина Архипова — биография
Ирина Архипова — советская и российская певица, исполнявшая камерные и оперные композиции. Была общественным деятелем, педагогом, занимала пост профессора Московской консерватории. С 1956 по 1988 год была солисткой Большого театра. В 1984 году получила звание Героя Соц. Труда, а в 1966 году — Народной артистки Советского Союза.
Детские и юношеские годы
Будущая звезда оперы появилась на свет 2 января 1925 года в столице России. К этому городу женщина на протяжении всей жизни сохранила трепетное отношение и всегда высказывалась очень тепло.
«Москва — мой родной город. В столице я провела детские и юношеские годы. Несмотря на то, что я имела возможность посетить большое количество стран и видела много удивительных городов, Москва для меня — главный город, я очень его люблю», — говорила Архипова.
Детские годы Архиповой прошли в коммуналке в Романовском переулке. Семья очень любила музыку. Папа девочки, Константин, несмотря на то, что был прекрасным инженером, весьма неплохо владел мандолиной, балалайкой, гитарой и роялем. Мама Евдокия занимала пост солистки хора Большого театра. Есть версия, по которой ей удалось пройти только отбор, так как супруг высказал негодование по поводу построения карьеры возлюбленной в стенах этого заведения.
Возможно, эта версия имеет место быть, однако, несмотря на это, впервые познакомиться с «песенным» творчеством девочке удалось познакомиться благодаря родителям, которые совершали регулярные походы на концерты и в оперу. Конечно же, девочка посещала эти мероприятия вместе с ними. По этой причине неудивительно, что девочка стала посещать музыкальную школу. Из — за недуга, пришлось оставить выбранный класс фортепиано и дальнейшее обучение проходило в «Гнесинке», а преподавателем Ирины была одна из ее создательниц Ольга Гнесина.
Получение высшего образования было обусловлено навыками рисования, войной, эвакуацией в Ташкент и мнением отцовских друзей отца, которые трудились строителями. Поэтому первый ВУЗ, который окончила Ирина — архитектурный институт, который приходилось оканчивать уже в столице, вернувшись из Узбекистана. Дипломной работой Ирины стал проект памятника тем, кто погиб в годы ВОВ. Девушку зачислили в Чайковскую консерваторию, в стенах которой она позднее осуществляла преподавательскую деятельность.
Будучи студенткой второго курса, Ирина успешно исполняла арии в стенах Оперной студии, а также в этот период времени можно было услышать ее выступления на радиостанциях. В течении двух лет девушка была солисткой театра оперы и балета в г. Свердловске, по причине не попадания в состав Большого театра, который еще случится в ее биографии позднее. Причем, их сотрудничество будет серьезным, долгим и продуктивным.
Музыкальное творчество
Дебютная роль Архиповой на сцене театра Свердловска — любовница боярина Грязного по имени Люба. Это было в опере Римского-Корсакова под названием «Царская невеста». В 55 году Ирине удалось покорить жюри престижного международного конкурса, на котором певица выступила настолько убедительно, что «сверху» были возмущены — по какой причине эта талантливая женщина до сих пор не выступает в стенах Большого.
Неприятный инцидент был исправлен достаточно быстро. И вот она в роли Кармен на сцене Большого. Восторженная публика дарит ей несмолкающие аплодисменты, находясь под впечатлением от тембра голоса и искусным перевоплощением артистки, даже не подозревая о том, насколько тяжело ей далась первоапрельская премьера.
Соблазнительница Хозе, цыганка необычайной красоты в исполнении Ирины смогла покорить мировые сцены. Под впечатлением от Кармен оказались Рим, Париж, Неаполь, Нью-Йорк, Лондон и Милан, не смогли устоять перед талантом Архиповой и японские города. Позже, когда наступили 70-е годы ее творческий путь пересекся с именитой оперной певицей Кабалье, сотрудничество с которой произвело на Ирину неизгладимое впечатление.
«Несмотря на ее статус и известность во время нашего сотрудничества над «Трубадуром» ее поведение было весьма достойным. За ней не было замечено «примадонских всплесков». Она очень внимательно относится к тем, кто является ее партнером, проявляя спокойствие и доброжелательность» — так отзывалась о своей работе с именитой певицей Ирина.
Репертуар Архиповой в основном состоял из произведений родных авторов из России. Это поспособствовало повышенной заинтересованности публики и признанию ее таланта, от чего ее известность только росла. Однако вскоре вектор ее творчества немного изменился — женщина начала исполнять романсы и композиции духовного содержания. В 1987 году Архипова выпустила композицию «Аве Мария», которая смогла занять свое место в списке известных в мире записей этого «шлягера».
Кроме основной деятельности женщина активно принимала участие в общественной жизни РФ — являлась членом жюри в весомых музыкальных конкурсах, проводимых в СССР, России и за рубежом. Также занимала пост вице-президента Академии наук и Академии творчества. Была создательницей именного фонда, который оказывал помощь начинающим талантам. Ее концертные выступления пользовались большим успехом. Камерный репертуар Архиповой включал в себя более 800 композиций, авторами которых выступали советские, русские и зарубежные композиторы.
С 1974 по 2003 года была преподавателем Московской консерватории им. Чайковского. В 1984 году стала профессором данного учреждения. Также ее мастер-классы могли посетить жители Америки, Польши, Финляндии и других стран, которые посетила Ирина.
В 1966 — м Ирину пригласили стать членом жюри Международного конкурса им. Чайковского, с которым надолго связала свою творческую деятельность. С 1974 была председателем жюри данного конкурса в номинации «сольное пение». Также она была членом жюри вокального конкурса им. Глинки, который изначально был Всесоюзным, а затем стал Международным. Также была членом жюри большого количества авторитетных мировых музыкальных конкурсов. Из под ее пера в свет вышли книги: «Музы мoи», «Музыкa жизни», «Брeнд по имени „Я“».
Личная жизнь Ирины
Построить личную жизнь Народная артистка, по словам некоторых печатных изданий, пыталась трижды. Впервые Ирина вышла замуж за Евгения Архипова. Это произошло в ранней молодости, когда будущая звезда обучалась в ВУЗе. В этом браке на свет появился сын, которого назвали Андрей. Это ее единственный наследник, подаривший Ирине внука Андрея, который тоже занялся оперным делом, продолжая звездную династию, а также была рождена внучка, которую назвали в честь именитой бабушки, Ириной.
Вторым супруг знаменитости был Юрий Волков, который трудился переводчиком. Третий супруг, по словам очевидцев, был «притянут» Ириной в ее жизнь. Когда будущий тенор был еще курсантом, он имел возможность лицезреть выступление Архиповой. Это его настолько впечатлило и вдохновило, что после демобилизации Владислав Пьявко был твердо уверен, что ему необходимо стать студентом ГИТИСа.
Выпускник ВУЗа, придя в стены театра, поначалу увлекся Вишневской, а затем у него вспыхнули чувства к Ирине. Покорить женщину он решил натиском и упорством, что ему весьма удалось. Несмотря на то, что у пары была солидная разница в возрасте, они прожили счастливую долгую совместную жизнь.
Смерть
Ирина Константиновна была госпитализирована 19 января 2010 года. Женщину поместили в Боткинскую больницу, в которой через три недели женщина отошла в мир иной.
По словам врачей, причиной смерти стали нестабильная стенокардия и сердечная патология. В середине февраля состоялось прощание с «голосом вечной России», на котором присутствовали именитые отечественные деятели культуры, которые отметили, что кончина Ирины — заметная утрата для культурного пространства.
Могила великого меццо-сопрано расположена на Новодевичьем кладбище. 9 июня 2018-го здесь открылся мемориал скульптора Степана Мокроусова-Гульельми.