Джон Локк – английский мыслитель, философ, педагог и врач, сторонник сенсуализма и либерализма. Высказанные им идеи оказали огромное влияние на формирование политической философии.
Английский философ 17 века Джон Локк вошел в историю благодаря своим выдающимся трудам о самых важных для человечества проблемах: межрелигиозных отношениях, воспитании детей и социальном устройстве общества.
Один из ярчайших представителей эпохи просвещения, он стал первым из философов, кому удалось раскрыть личность человека через непрерывность сознания.
Джон Локк родился в графстве Сомерсет 29 августа 1632 года. Отец мальчика успешно работал в адвокатуре, что позволяло ему содержать семью в достатке. Однако настал тот день, когда Локк-старший из-за своей доброты потерял все нажитое, раздав накопленные деньги беднякам. Так родитель хотел приучить сына к добродетели и состраданию к ближним.
О матери будущего философа сведений практически не сохранилось. Известно, что также, как и супруг, к абсолютной монархии она была настроена весьма оппозиционно.
Оба родителя внесли огромный вклад в формирование личности мальчика. От отца он получил свободолюбие и независимость от мирских благ, а от матери – истинную набожность. Женщина потеряла одного из сыновей, когда тот был еще младенцем, поэтому всю жизнь прожила в страхе за других детей. Она бесконечно молилась за их здоровье и старалась жить так, чтобы не прогневать Господа.
Воспитание Локка-младшего было пуританским и религиозным. Большую часть времени Джон проводил с отцом, который занимался становлением его личности по собственной методике. Поначалу родитель не приближал к себе сына, играя роль строгого «начальника», повиноваться которому надо было беспрекословно. Со временем он приблизил к себе «подчиненного», и отношения отца и сына переросли в крепкую дружбу.
С юных лет мальчик много читал и показывал успехи в разных областях знаний. По совету друга семьи родители определили Джона в Вестминстерскую школу, где его считали самым прилежным учеником.
Окончив школу, в 1652 году юноша поступил в Оксфорд, где с увлечением изучал медицинскую науку, осваивал греческий и латынь. Основы естествознания Локк получал у самого Роберта Бойля. Во время учебы студент познакомился с философией Рене Декарта, ставшей основой мировоззрения начинающего мыслителя.
Многое в парня вложил и его преподаватель Бойль, который всегда выделял его из массы других учеников. Джон научился коротко и ясно излагать самую суть своих мыслей, не прибегая к пустым заумным рассуждениям.
В университетские годы у Локка появилось еще два кумира: Ричард Лоуэр, прививший ему тягу к медицине и Джон Уилкинс – священник-полимат, который был специалистом сразу в нескольких областях науки.
Главный труд Джона Локка под названием «Опыт о человеческом разумении» был издан в 1690 году. Эта работа основана на собственных исследованиях автора и на философии Платона, труды которого глубоко изучал Рене Декарт. В книге Локк рассматривал древнюю теорию о «врожденных идеях» — знаниях человека, которые не являются приобретенными, а даются человеку на уровне подсознания.
Теорию Джон не поддержал, а напротив, выступил с ее опровержением. По мнению ученого, человеку свойственно заниматься теми или иными идеями (например, медицинскими открытиями) не на уровне подсознания, а исключительно из-за их пользы. Локк утверждал, что в основе подсознания людей лежит приобретенный опыт, построенный на чувственном восприятии.
В книге автор рассуждал о том, что простые идеи являются «строительным материалом» для создания сложных идей. Возникновение же простых идей происходит по мере созревания личности, начиная с «чистого листа».
Локк оспаривал точку зрения Декарта, по мнению которого мышление является постоянным признаком человеческой души. Идея Джона заключалась в том, что знания постигаются с опытом, тогда как Декарт утверждал, что мышление – это постоянное состояние индивида.
Джона Локка принято считать величайшим английским философом 17 века, но все его открытия не были исключительно самостоятельными. В основе любого его труда лежат разработки других мыслителей, работавших в разные времена. Несмотря на оригинальную трактовку мыслей, Локка нельзя назвать оригинальным создателем концепций в философии. Помимо Декарта и Платона, в «Опыте о человеческом разумении» ученый рассматривал труды Исаака Ньютона и Томаса Гоббса.
Блестяще окончив Оксфорд, молодой специалист некоторое время преподавал древние языки в стенах альма-матер. Однако вскоре он получил приглашение стать домашним врачом графа Энтони Шефстбери, которого незадолго до этого вылечил от тяжелого недуга. Помимо врачебной деятельности в доме Купера, Локк занимался воспитанием двоих его сыновей.
В этот период в научной биографии молодого ученого появилась педагогика. Работая в доме графа, Джон вел переписку с другом Клэрком, в которой делился с ним идеями о воспитании. Приятель аккуратно сохранил все письма, ставшие впоследствии основой большой педагогической работы «Мысли о воспитании».
По убеждению Локка, человек действует тем или иным образом не на основе своего восприятия, а в зависимости от воспитания, вырабатывающего характер, силу воли и нравственные качества индивида. Автор подчеркивал, что физическое воспитание неотделимо от духовного: развивая здоровье человека, не следует забывать о духовной чистоте и нравственности.
В посланиях Клэрку Джон часто прибегал к методике воспитания, разработанной его отцом. Основными принципами ее являлись:
В обучении детей Локк придерживался основного дидактического принципа: использовать заинтересованность и любознательность ребят. Педагог считал, что главным инструментом воспитания являются окружающая среда и живой пример. Для формирования у детей устойчивых положительных привычек Джон призывал применять ласковые слова и кроткие внушения. Развивать силу воли подопечных ученый предлагал с помощью физических упражнений и закаливания.
Главные науки, которые по мнению Локка должен освоить каждый ребенок, это: чтение, правописание, этика, география, история, математика, геометрия, рисование, астрономия, фехтование и несколько иностранных языков. Кроме того, будущему гражданину необходимо обучиться какому-либо полезному ремеслу.
Как автор новой концепции воспитания, Джон выявлял множественные недостатки в образовательной системе тех лет. Например, он был горячим противником латинских сочинений и речей, которые должны были создавать учащиеся. Педагог считал, что обучение должно быть понятным, наглядным и вещным. Он не выступал против сочинения стихов и поэзии в целом, но в силу своей некоторой сухости уделял этим вещам минимальное внимание.
По мнению Локка, физически наказывать детей можно только в самых крайних случаях: когда неповиновение становится систематическим и при особо дерзком поведении.
Политические взгляды в сознание Джона вложили еще родители. Локк был сторонником демократической революции, идеи о которой он изложил в книгах «Размышления о славной революции 1688 года» и «Право народа на восстание против тирании».
Рассуждая о государстве, ученый считал, что оно должно обеспечивать личные свободы и права своих граждан. По убеждению автора, власть должен избирать народ, а каждый отдельный человек должен жить в соответствии с принятым законодательством, а не зависеть от произвола власть имущих.
Государство, как высший орган власти, обязано обеспечить защиту каждому гражданину и его имуществу. Так Локк впервые сформировал такие понятия, как правовое конституционное государство и законодательная власть.
Одним из самых известных философов-затворников считается Иммануил Кант, но Джону Локку удалось превзойти его в одиночестве. Если немецкий коллега в конце жизни все же обзавелся жилищем и прислугой, то Локк до конца своих дней оставался бездомным. Всю жизнь ученый провел в чужих домах, работая преподавателем.
Его деятельность никогда не была централизованной: ни одной из наук он не отдавался полностью, без остатка. Медициной занимался, когда надо было кого-то вылечить, политику исследовал по мере возможности и т.д.
Джон был до глубины души верующим человеком, но в то же время был увлечен наукой. До конца жизни он пытался связать эти два разных понятия – науку и религию. Личная жизнь, судя по всему, у Локка не сложилась – супругой и детьми он так и не обзавелся.
На закате своих дней Джон перебрался в загородное имение женщины по имени Дэмерис Мэшем, которая стала ему, как дочь. Дэмерис была последовательницей его философских взглядов и учений, которые она распространяла на своих домочадцев.
В старости Локк совсем перестал слышать, и этот факт очень его огорчал. Философ любил вести беседы на разные темы, теперь же у него такой возможности не было.
Причиной смерти ученого стала астма. Это случилось 28 октября 1704 года в доме леди Мэшем, которая находилась рядом с ним до последних минут жизни. Похоронили мыслителя неподалеку от дома подруги.
Комментарии
Хз дщещее
а когда он родился
чел там всё написано...
нет
Джон Локк в учебниках психологии сокращают до Дж. Локка. Видимо даже после его смерти люди не ценят его вклад в человечество. Но я теперь узнал для себя что за великий человек скрывается за этим сокращением!
Джон Локк - Человек с большой буквы и истинный философ!