Камиль Сен-Санс — известный композитор эпохи романтизма, сочинивший оперы и симфонические поэмы, не утратившие популярности до сегодняшнего дня: «Самсон и Далила», «Пляска смерти», «Интродукция и рондо каприччиозо» и многие другие шедевры. Его вклад в развитие музыки очень велик: наследие, оставленное композитором, послужило в своем роде хрестоматий для многих состоявшихся музыкантов.
Шарль-Камиль Сен-Санс родился в столице Франции 9 декабря 1835 года. Мальчик стал единственным в семье, глава которой являлся чиновником управления внутренних дел Франции. Мама занималась исключительно домом и воспитанием сына. Будучи младенцем, Камиль потерял отца, поэтому был вынужден недолго пожить в Корбейле, неподалеку от Парижа. Заботиться о мальчике было поручено няне, имевшей медицинское образование. К счастью, женщина души не чаяла в ребёнке, поэтому отсутствие матери он перенёс легко.
Когда Камиля привезли в Париж, его воспитанием занялись мама и бабушка, которая первой разглядела во внуке музыкальный талант и научила играть на пианино. В возрасте семи лет Сен-Санс уже брал уроки у композитора Камиля Стамати, которому в короткие сроки удалось развить гибкость кистей и повысить подвижность пальцев юного ученика. В результате способности, заложенные с природой, удачно слились с приобретённой техникой игры на инструменте, и ещё будучи ребёнком, будущий композитор поражал талантом и демонстрировал определённые успехи.
Уже в пять лет мальчик начал давать первые концерты. Сначала это были выступления перед камерной аудиторией, а в 1845 году он уже играл на сцене «Salle Pleyel» композиции Моцарта и Бетховена. Следующими педагогами Камиля стали композитор Пьер Маледан и органист Александр Пьер Франсуа Боэли, которые занимались подготовкой ученика к поступлению в консерваторию. Мечта подростка осуществилась, и труды принесли ожидаемые плоды: в 1848 году Сен-Санс удачно сдал экзамены и поступил на курс органиста Франсуа Бенуа и Фроманталя Галеви.
Во время обучения Камиль выделялся на фоне сокурсников выдающимися творческими способностями, а наряду с этим отлично успевал в учёбе. Любимыми предметами были археология и астрономия, и даже став взрослым мужчиной, музыкант продолжал интересоваться открытиями в этих областях.
Пробными и еще робкими сочинениями Сен-Санса стали «Симфония ля мажор» и хоровая пьеса «Джинны»,в основу которой лёг сюжет произведения Виктора Гюго. Но в биографии знаменитого музыканта были и «серые страницы»: так, он долго переживал, после того как провалил своё выступление «Prix de Rome». Белая полоса не заставила себя долго ждать, и парень стал победителем в музыкальном конкурсе , организатором которого выступило столичное общество «Sainte-Cécile».
В 1853 году Камиль устроился органистом при церкви Сен-Мерри, что располагалась близ столичной ратуши. В храме часто проводились крупные мероприятия, благодаря чему молодой музыкант имел хорошую прибыль. Единственным, что беспокоило Сен-Санса, был ветхий орган, на котором ему приходилось подолгу играть.
Располагая достаточным количеством свободного от работы времени, Камиль занимался музыкой в свое удовольствие и сочинил несколько произведений, привлекших к себе внимание популярных композиторов Джоаккино Россини и Гектора Берлиоза, пробные произведения не обошла стороной и певица Полина Виардо. После перехода на службу в имперскую церковь Святой Магдалины музыкант удостоился похвалы от знаменитого Ференца Листа, который одним из первых назвал Сен-Санса великим виртуозом.
В 1850 годах органист ориентировался на передовые музыкальные тенденции, находился под впечатлением от работ Роберта Шумана и Рихарда Вагнера, но не спешил подражать им, как это было принято у начинающих композиторов. В это время были созданы «Симфония №1» и «Концерт для фортепиано ре мажор», так и оставшиеся малоизвестными.
С 1861 года церковный виртуоз пополнил ряды преподавателей парижской музыкальной школы Нидермейера. Изучив действующую программу, он понял, что та давно нуждается в корректировке, поэтому включил в неё творчество современных композиторов. Именно в это время его посетила идея создать музыкальный фарс, который бы исполняли студенты. В конечном счёте, «Карнавал животных» стал одним из самых популярных произведений композитора.
Работа учителем отнимала много времени, и Сен-Санс перестал заниматься собственными творениями. Композиторская и исполнительская деятельность взяла новый виток лишь в 1865 году, когда преподаватель добровольно отказался от педагогической деятельности. В творческой биографии Сен-Санса немало выдающихся музыкальных шедевров, среди которых кантата «Les noces de Prométhée», одержавшая победу в рамках проводимого в Париже конкурса «Grande Fête Internationale» из более сотни участников.
В 1968 году было представлено первое оркестровое произведение Сен-Санса, получившее название «Концерт для фортепиано №2 соль минор», которое прочно закрепилось в музыкальном репертуаре Парижа до наступления Парижской коммуны. В этот период Камиль отправился в Англию и был вынужден давать музыкальные представления, чтобы разжиться хоть малейшими деньгами.
После возвращения в Париж в 1871 году композитор выступил одним из основателей общества, задача которого заключалась в «раскручивании» новой французской музыки, называвшейся «Ars Gallica». Новаторские идеи настолько поглотили Сен-Санса, что он попробовал себя в новом для него жанре «симфоническая поэма» и и сочинил «Прялку Омфалы», которую наполняют легкость и изысканность.
Спустя годы, к началу 20-го столетия, Сен-Санс отошел от современной музыки и вернулся к классическим традициям. Однажды, музыкант и вовсе повел себя странно, когда во время показа балета «Весна священная» под руководством Стравинского демонстративно ушел с представления, посчитав его возмутительным.
Самой популярной поэмой стал «Пляска смерти», дата написания которой приходится на 1874 год. Произведение было задумано как пьеса для голоса, сопровождаемая оркестром. Сюжет мифический: появление старухи с косой накануне Хэллоуина сопровождается восстанием мертвецов — это и есть основа музыкальных партий. Композитору удалось мастерски заменить строчки стихотворения на пронзительные ноты скрипки. Зрители, пришедшие на премьеру, были повергнуты в ужас и не оценили по достоинству задумку музыканта. Понимание высокого искусства пришло не сразу: лишь спустя время аудитория прониклась зловещим танцем скелетов в сопровождении грохота костей, воссозданного ксилофоном.
Жанр оперы был покорен Сен-Сансом в 1877 году, к этому времени мастер успел завершить работу над «Серебряным колокольчиком», посвященным меценату Альберту Либону. Его сюжет перекликался с легендой о Фаусте. Премьера проходила в Парижском театре и за все время исполнялась восемнадцать раз. Произведение настолько тронуло покровителя, что тот оставил композитору наследство в виде крупного состояния, что позволило Сен-Сансу не беспокоиться о насущном и заниматься любимым делом.
Маэстро написал «Реквием», посвящённый памяти о друге и благодетеле. Позже родилась опера «Самсон и Далила», которая исполнялась в театрах Франции и зарубежных стран.
Камиль посчитал нужным доказать, что в силах написать сильную оперу вопреки сложившемуся о нем мнению и задумал произведение, посвящённое событиям из жизни одного из самых кровавых королей. Проявляя невероятное трудолюбие и усердие, композитор доводил до совершенства музыкальные партии и сумел передать дух эпохи Возрождения. На этот раз о наличии таланта автора зрителям спорить не пришлось. Публика тепло встретила сочинение, и на представлениях «Генриха VIII» залы всегда были полны.
Это произведение принесло Камилю настоящую славу и признание. Его включили в число самых талантливых композиторов Франции. И уже в 1886 году Лондонская филармония предложила автору написать оркестровое произведение — так родилась «Органная симфония №3 до минор». И теперь слушатели Лондона, где прошла премьера, пришли в восторг. Так же высоко симфония была оценена и на родине автора: критики и обыденные слушатели были покорены талантом гениального композитора.
Наряду с этим Сен-Санс работал над знаменитой инструментальной пьесой «Карнавал животных», которую задумал и начал еще во время преподавательской деятельности в музыкальной школе. При жизни автора пьеса не была издана, сюита обрела популярность и стала узнаваемой гораздо позже. Самыми популярными стали отрывки «Лебедь», «Королевский марш львов» и «Аквариум».
В период 1890-1900 годов Камиль гастролировал по Франции и заграничным странам. В 1913 году состоялся хоровой фестиваль, для которого творец написал ораторию «Земля обетованная». Интересно, что дирижировать на премьерном представлении автор пожелал сам. Камиль часто бывал в Лондоне, а в 1906-1909 годах неоднократно давал концерты в США. Последнее выступление великого композитора прошло осенью 1921 года.
Личная жизнь Камиля Сен-Санса сложилась довольно поздно. До сорока лет маэстро жил в квартире с престарелой матерью и о женитьбе даже не думал. А в 1975 году в его жизнь вошла девушка Мари-Лора Трюффо, она являлась сестрой одной из учениц композитора. Мама была неодобрительно настроена на этот союз и не давала супругам спокойной жизни. У пары родилось двое детей, но оба умерли во младенчестве: старший случайно выпал из окна, младший не перенес воспаления лёгких.
Эти трагические события не могли пройти бесследно — супруги каждый по-своему переживали горе, а через некоторое время расстались. Произошло это спонтанно: отдыхая вместе с женой на одном из крупных курортов Франции, композитор однажды не вернулся в номер, а на столе супругу ждала записка, из содержания которой стало ясно, что маэстро покинул ранее любимую девушку навсегда. Многие исследователи биографии творца сошлись во мнении, что причиной разрыва отношений стал несчастный случай, произошедший с первым ребенком, в смерти которого музыкант винил его мать.
Мари не оставалось ничего другого, как вернуться в родительский дом, но та же участь постигла и самого Камиля, который жил со своенравной матерью еще в течение десяти лет, избегая при этом бракоразводного процесса. Кончина единственного близкого человека, каким для композитора была его мама, привела его к настоящей депрессии. Переживания были настолько сильны, что неоднократно зарождались мысли покончить с собой. Чтобы восполнить силы и поправить здоровье, мэтр отправился в Алжир, где провел несколько лет. В 1900 году автор бессмертных опер и симфоний обосновался в Париже, сняв квартиру, расположенную в доме неподалёку от того, где прошла его совместная жизнь с матерью.
Зимой 1921 года Сен-Санс снова отправился в Алжир, чтобы отвлечься от будничных дел и восстановит внутреннюю гармонию. Смерть композитора была настолько неожиданной, что повергла в шок всех, кто был лично знаком с органистом или хоть однажды слушал его пронзительные произведения. На последних фотоснимках Камиль запечатлён как абсолютно здоровый и счастливый человек. Согласно информации, полученной от врачей, смерть настала в результате сердечного приступа.
Композитор похоронен на кладбище Монпарнас в Париже. Во время прощания с творцом среди скорбящих присутствовала и бывшая жена.