Камилла Клодель была французской скульпторкой и художницей-графиком, наиболее известной как старшая сестра известного поэта и дипломата Поля Клоделя. Она также была ученицей и возлюбленной знаменитого скульптора Огюста Родена. Важно отметить, что Камилла Клодель провела значительную часть своей жизни в психиатрической клинике, где находилась в течение тридцати лет.
Камилла Клодель появилась на свет в декабре 1864 года в маленьком французском населённом пункте Фер-ан-Тарденуа, население которого на сегодняшний день составляет около трёх тысяч человек. Её отец, Луи-Проспер Клодель, зарабатывал на жизнь благодаря торговле недвижимостью, а мать, Луиза Атанис Сесиль Серво, была дочерью деревенского священника.
Камилла стала старшей дочерью в семье после того, как её старший брат Шарль Анри скончался в раннем детстве. Вскоре у неё появились младший брат Поль и сестра Луиза. Из-за частых переездов семьи попытки определить Камиллу в Школу христианских сестёр закончились неудачей, и было принято решение нанять частного учителя, который обучал троих детей арифметике, французскому языку и латыни.
В возрасте двенадцати лет Камилла начала заниматься лепкой, добывая глину, которую очищала от примесей. Она организовала свою первую мастерскую в сарае, где создавала скульптуры и бюсты, используя своих брата и сестру в качестве моделей и помощников.
Хотя её увлечение скульптурой не находило поддержки со стороны матери, отец Камиллы, Луи-Проспер, поддерживал дочь и даже согласился переехать всей семьёй в Париж. Это решение было принято, чтобы Камилла могла учиться в Академии Каларосси. В то время как Луи-Проспер не смог сопровождать семью из-за служебных обязательств, он продолжал оказывать им финансовую поддержку.
Первое произведение Камиллы Клодель, сохранившееся до наших дней, — скульптура «Старуха Элен», созданная в 1882 году. Тем не менее, первое публичное представление творчества Клодель состоялось лишь через шесть лет, когда на выставке была показана скульптура под названием «Забвение». Эта работа вызвала ассоциации у критиков с «Поцелуем» Огюста Родена, отражая компиляцию его стиля.
В их взаимоотношениях Роден и Клодель взаимно вдохновлялись и заимствовали идеи друг у друга, что нашло отражение в их творчестве. Различие в их работах подчёркивается цитатой Овидия, подчеркивающей более целомудренный характер скульптур Клодель по сравнению с произведениями Родена.
Самые известные работы Клодель, такие как «Бронзовый вальс», «Зрелый возраст» (также известный как «Эпоха зрелости») и «Мольба» («Умоляющая»), аллегорически изображают её отношения с Роденом. В скульптуре «Зрелый возраст» изображён мужчина, символизирующий зрелость, который, несмотря на умоляния молодой девушки, уходит к старости, символизирующей старение и увядание.
Тем не менее, коммерческий успех для Клодель оставался недостижимым. Множество почти заключённых контрактов и крупных заказов регулярно срывались, ставя под угрозу её финансовое положение и карьеру скульптора.
В юном возрасте восемнадцати лет Камилла Клодель познакомилась с известным скульптором Огюстом Роденом, который был вдвое старше ее. Их отношения переросли в симбиоз творческого сотрудничества, страстной любви, восхищения и болезненной любовно-ненавистнической связи между наставником и ученицей.
Спустя 135 лет подобная ситуация повторилась в жизни петербургского доцента Олега Соколова и его студентки Анастасии Ещенко. Однако, в отличие от Соколова, Роден не причинил физического вреда своей юной возлюбленной, хотя страсть к наставнику постепенно выжгла душу и разум Камиллы.
Огюст восхищался талантом и трудолюбием ученицы, упиваясь ее телом как любовник и ваятель. Одна из самых известных скульптур Родена «Вечный кумир» («Вечный идол») была слеплена с Камиллы.
Тем не менее, Роден не планировал разрывать отношения со своей фактической женой Розой Берё, с которой он был вместе с года рождения Камиллы. Сын Огюста, который носил имя отца, был всего на два года младше девушки-скульптора. Роза, работавшая портнихой, послужила моделью для ранних работ Родена — бюста «Девушка в шляпке с цветами» и скульптуры «Вакханка». В трудные времена она браласась за грязную и тяжелую работу, чтобы прокормить ваятеля.
Роден мог предложить Камилле лишь встречи в своей мастерской. Отдушиной для влюбленных были совместные поездки в поисках моделей. Огюст познакомил девушку с писателями Альфонсом Доде и братьями Гонкур.
Когда мать Камиллы узнала о ее связи с наставником, она отреклась от дочери. Потрясением для девушки также стали прерывания беременности, которых, по словам ее кузин, было четыре. Кроме того, девушка и ее работы оставались в тени творчества Родена.
В тридцатилетнем возрасте Камилла порвала с Огюстом и в попытке забыть возлюбленного пережила короткий роман с композитором Клодом Дебюсси. Чувствуя вину, Роден пытался продвинуть творения ученицы, однако Камилла обвиняла мастера в коммерциализации искусства. Иногда она приезжала в усадьбу Родена и стояла под его окнами.
С 1905 года Камилла была одержима параноидальными идеями. Женщина была уверена в существовании интриг Родена, целью которых было ее устранение как конкурентки. Клодель обвиняла бывшего возлюбленного в многократном похищении ее идей.
Камилла жила отшельницей, питаясь объедками. В 1910 году ее мастерская подверглась затоплению, а через два года обезумевшая женщина разрушила большинство своих работ.
Весной 1913 года скончался Луи-Проспер Клодель, отец Камиллы, который всегда поддерживал и защищал свою старшую дочь. Спустя всего неделю после его смерти, семья приняла решение о помещении Камиллы в психиатрическую лечебницу, расположенную в городе Вилле-Эдвард. Для 48-летней женщины начался период старения в одиночестве и изоляции.
На протяжении трех десятилетий, что Камилла провела в заточении, ни её мать, ни сестра не навестили её ни разу. Они также отказывались от предложений персонала больницы забрать Камиллу домой, несмотря на то, что она была спокойной пациенткой и не нуждалась в строгой изоляции. Её брат посетил её несколько раз, но упоминал о ней лишь в прошедшем времени.
Камилла Клодель скончалась в октябре 1943 года, в разгар Второй мировой войны, оставшись в памяти как выдающийся скульптор, но одинокая и забытая женщина. Её последний приют нашла на кладбище Монтафет.
Жизнь и творчество Камиллы Клодель нашли отражение в кинематографе. В 1988 году режиссёр Брюно Нюиттен, ранее работавший оператором на картине Бертрана Блие «Вальсирующие» (1974), экранизировал биографию скульптора. В главных ролях снялись Изабель Аджани и Жерар Депардье. Фильм был номинирован на два «Оскара» и получил пять премий «Сезар».
Через четверть века после выхода фильма Нюиттена на экраны вышла картина Брюно Дюмона «Камилла Клодель, 1915» с Жюльет Бинош в главной роли. В отличие от предыдущего фильма, который сосредотачивался на любовной истории Камиллы и Огюста, Дюмон сфокусировал внимание на периоде болезни Камиллы, подчеркивая трагизм и одиночество её последних лет.