Каюм Насыри – известный в Татарстане ученый-этнограф, литератор, просветитель 19-го века.
Творчество каждого ученого-просветителя навсегда остается в истории философии. Не стал исключением и Каюм Насыри, татарский ученый, философ, первый новатор реформистского течения. К концу 19-го века наметилась необходимость формирования национальной татарской школы, и он внес в это дело свой внушительный вклад. Хотя остался чужим среди своих, его считали предателем и отступником. И только спустя много лет после смерти, труды Насыри признали духовным наследием, весомым вкладом в развитие национальной культуры, письменности и языка.
Родился Габделькаюм Габденнасырович Насыров (полное имя ученого) в небольшой деревеньке Верхние Ширданы 2(14) февраля 1825 года. Его отец – известный богослов и мастер каллиграфии Габденасыр бин Хусейн, преподавал в мектебе. Там же получил свое первое образование и Каюм. Позже отец отправил сына в Казань, где он продолжил обучение в медресе. Молодой человек овладел персидским, арабским и турецким языками, отдельно интересовался и русским. После окончания медресе поступил в Казанский университет, посещал его на правах вольного слушателя.
Свою трудовую биографию Насыри начал с должности преподавателя казанского духовного училища. Позже, накопив достаточно педагогического опыта, молодой человек перешел преподавателем в духовную семинарию. Это решение Каюма не нашло поддержки у многих его соотечественников, как и то, что он увлекался изучением культуры России. Ему даже придумали прозвище – Урыс Каюм, что переводилось, как русский Каюм, и зачислили в ряды предателей своего народа.
Не обращая внимания на реакцию общественности, Каюм продолжает работать над совершенствованием своих знаний. Он много читает, особенно восточные рукописи и труды ученых из Европы. Именно в тот период он и начал писать собственные произведения.
В 1871-м Габделькаюм Габденнасырович ушел из семинарии, организовал свою русско-татарскую школу. Это стало возможным, благодаря проведению реформ системы образования. Однако действительность оказалась не такой радужной, как хотелось бы Насыри, очень многие его идеи не находили поддержки, ни моральной, ни материальной. Дошло до того, что педагог содержал школу за свои средства, но и это не спасло ее от закрытия. Спустя пять лет разногласия с инспектором татарских училищ В.Радловым привели к закрытию учебного заведения.
Оставшись вне любимого дела, Насыри решил, что самое время заняться научной деятельностью. Его перу принадлежат несколько трудов, которые по достоинству оценили потомки, назвав их неоценимым вкладом в развитие педагогики. Философ выпустил «Книгу о воспитании», с наставлениями, как для педагогов, так и для родителей.
Каюм внес свой вклад в развитие родного татарского языка, а также стремился сделать все возможное для его сближения с русским языком. Ученый был уверен, что именно благодаря двуязычию культура Татарстана поднимется на небывалый уровень. Темами его трудов стали самые разные науки и отрасли – фонетика, грамматика, физика, история, гигиена, анатомия, математика, и, как ни странно, кулинария. Каюм работал над составлением словарей, стремился к тому, чтобы в лексиконе татар появились новые термины. Важный вклад в эту отрасль внес один из трудов философа – книга под названием «Плоды собеседований», которую считают трудом всей жизни Насыри. В ней содержатся его своеобразные проповеди и наставления. В этом произведении ярко выражена татарская просветительская идеология, оно и сейчас обладает огромным воспитательным и научным значением. Книга вышла в 1884 году в типографии Казанского университета.
Помимо этого, Насыри уделял много времени этнографии, собирал фольклор. В его огромной коллекции стихи, сказки, поговорки, обряды и обычаи, которыми так богат татарский народ. Большую популярность приобрела повесть Насыри «Абугалисина». Он трудился над ней вплоть до 1872 года. Научное сообщество Казани также относилось к Насыри с огромным уважением. Выдающиеся заслуги ученого-просветителя признало Общество археологии и этнографии, членом которого он был долгие годы. Исследования, проведенные ученым в области этнографии и истории, с интересом слушали ученые во время заседаний этого общества.
Популярность ждала и календарь, составленный Каюмом в 1871 году. Он состоял не только из дат, но и полезной информации. Спустя некоторое время за ним закрепилось звание энциклопедического календаря.
Еще одному направлению Каюм Насыри оказывал пристальное внимание – литературному творчеству. Он стал автором поучительных рассказов и повестей, которыми зачитывались не только дети, но и взрослые. Все работы мыслителя выходили на родном языке, чтобы их могли прочесть его соотечественники.
Научное сообщество Казани также относилось к Насыри с огромным уважением.
Точных сведений о личной жизни ученого-просветителя нет. Согласно одним данным, Каюм обладал настолько скверным характером, что не мог найти себе девушку по душе и создать с ней семью. По этой причине он предпочел оставаться в одиночестве. А в других источниках есть данные, что он все-таки был женат, но жена его умерла во время родов. Это и стало причиной того, что Насыри больше не предпринимал попыток жениться. Все свое свободное время мужчина отдавал племянникам, воспитывал их в духе современных тенденций.
В пользу первой версии о личной жизни Каюма свидетельствуют и воспоминания Д.Валиди, который характеризовал Насыри, как человека нервного, чудаковатого, замкнутого, который не любил общения с людьми, и не нажил себе сторонников, впрочем, даже и не стремился. Он писал, что Каюм так и состарился в маленькой квартирке, без жены и детей.
Каюм Насыри скончался 20 августа 1902 года в возрасте 77 лет. К летальному исходу привела старость и ослабленное здоровье. В последние годы жизни мыслитель мучился от паралича, но не сдавался, пытался бороться с недугом при помощи специальных упражнений, которые разрабатывал самостоятельно. Известного ученого похоронили на кладбище Новотатарской слободы. Организацией похорон занимались шакирды медресе «Мухаммадия».
До самой смерти Насыри проживал вместе с родственником, так как у него не было собственного жилья. Все имущество мыслителя умещалось в двух комнатах. Современники свидетельствовали, что Насыри имел большую библиотеку, каждая стена в комнате была заставлена полками с книгами. В 2002-м в этом доме организовали музей. В качестве экспонатов выставлены многочисленные рукописи Габделькаюма Габденнасыровича, а также фотографии его родных и близких.
Молодая татарская интеллигенция конца 19 – начала 20-го веков, Фатих Амирхан, Габдулла Тукай, Галиаскар Камал, Галимджан Ибрагимов, которые стояли у истоков зарождения национальной профессиональной татарской литературы, искусства, театра, науки, считали Каюма Насыри своим кумиром.
Комментарии
да
да