Кен Кизи — биография
Кен Кизи — американский писатель, журналист и общественный деятель, один из ключевых идеологов контркультуры 1960-х годов, автор романа «Пролетая над гнездом кукушки».
Ранние годы
Кизи родился в городке Ла-Хунта, штат Колорадо, в семье владельца маслобойни. В 1946 году его семья переехала в Спрингфилд (штат Орегон), где прошли его детские и юношеские годы. Он рос на ферме в долине Вилламетт в консервативной и глубоко религиозной американской семье, что во многом определило его представления о морали и традиционных ценностях. Учился в школе города Спрингфилд, где проявил себя как талантливый спортсмен. Особенно преуспел в американском футболе и борьбе, став чемпионом штата в весовой категории до 167 фунтов.
После окончания школы Кизи вместе с одноклассницей Фэй Хэксби сбежал из дома. Позднее она стала его супругой и спутницей на протяжении всей жизни, родив четверых детей. Этот эпизод символически обозначил раннюю независимость и стремление Кизи к свободе — черты, которые впоследствии стали основой его мировоззрения.
В 1957 году Кизи окончил факультет журналистики Университета штата Орегон. В студенческие годы он начал активно интересоваться литературой и творчеством. Благодаря выдающимся способностям и успехам в учёбе он получил Национальную стипендию Вудро Вильсона, что позволило ему продолжить образование на курсах писательского мастерства в Стэнфордском университете. Именно в Стэнфорде началось его сближение с кругом молодых американских писателей, формировавших тогда новое направление в литературе, связанное с поиском подлинной свободы личности.
В 1959 году, обучаясь в Стэнфорде, Кизи устроился помощником психиатра в госпиталь ветеранов Menlo Park. Там он участвовал в проводимых под контролем властей экспериментах по изучению влияния психоделических веществ — ЛСД, мескалина и других. Участие в этих исследованиях стало для него решающим опытом, сформировавшим особое восприятие сознания, изменённых состояний и человеческой психики. Позже этот опыт лёг в основу его ключевых литературных произведений и философии контркультуры.
В 1964 году Кизи вместе с группой единомышленников основал коммуну «Весёлые проказники» (англ. Merry Pranksters), ставшую одним из символов американского хиппи-движения. Участники устраивали масштабные хеппенинги под названием «кислотные тесты» (Acid Tests), на которых раздавали ЛСД всем желающим. Эти мероприятия сопровождались живой музыкой группы Grateful Dead, световыми эффектами и импровизационными представлениями.
«Кислотные тесты» стали важным явлением в культурной жизни США середины 1960-х годов. Их посещали поэт Аллен Гинзберг, представители движения битников, а также участники байкерского клуба «Ангелы Ада», о которых позднее писал Хантер С. Томпсон в книге Hell’s Angels. Эксперименты Кизи и его коммуны сыграли значительную роль в формировании психоделической культуры и оказали заметное влияние на развитие американского искусства и общественной мысли того времени.
Литературные начала
Первые литературные опыты Кена Кизи относятся к концу 1950-х годов. В 1959 году он написал новеллу «Зоопарк», посвящённую жизни битников, объединённых в коммуну в районе Норт-Бич (Сан-Франциско). Произведение отражало ранний интерес автора к темам свободы, отчуждения и противостояния традиционным ценностям, однако опубликовано не было. Год спустя Кизи создал повесть «Конец осени» — историю молодого человека, покинувшего рабочую семью после получения стипендии в одном из университетов Лиги плюща. И это произведение осталось неизданным, но в нём уже проявились мотивы, впоследствии ставшие центральными для творчества писателя: конфликт между личностью и системой, бунт против навязанных норм и поиск аутентичности.
«Пролетая над гнездом кукушки»
Идея для главного романа Кизи возникла в 1959–1960 годах во время его работы ночным санитаром в госпитале ветеранов Менло-Парк. В этот период он участвовал в правительственных экспериментах с психоделическими веществами и часто общался с пациентами психиатрического отделения, находясь под действием ЛСД. Эти наблюдения стали основой его взгляда на психиатрию как инструмент общественного контроля. Кизи пришёл к выводу, что многие пациенты вовсе не больны, а просто отвергнуты обществом за несоответствие его нормам.
Роман «Пролетая над гнездом кукушки» (One Flew Over the Cuckoo’s Nest), опубликованный в 1962 году, сразу стал литературной сенсацией. Произведение быстро получило статус знакового текста эпохи, отражающего бунт против безличной системы. Уже в 1963 году драматург Дэйл Вассерман адаптировал роман для театра, где постановка пользовалась значительным успехом.
В 1975 году чешский режиссёр Милош Форман снял одноимённый фильм, принесший роману вторую волну всемирной известности. Картина получила пять премий «Оскар» — за лучший фильм, режиссуру, мужскую и женскую роли первого плана и лучший адаптированный сценарий, а также 28 других наград и 11 номинаций. Впоследствии «Пролетая над гнездом кукушки» вошёл в список 100 лучших книг всех времён по версии журнала Newsweek, заняв 58-е место, и закрепил за Кизи репутацию одного из ведущих писателей американской контркультуры.
Романы и путешествие «Весёлых проказников»
После успеха дебютного романа Кизи купил землю в Ла-Хонде (Калифорния), где поселился с семьёй и друзьями. Здесь он написал вторую книгу — «Порою блажь великая» (Sometimes a Great Notion, 1964). В произведении изображена жизнь семьи лесорубов, охваченной внутренними противоречиями и столкновением двух мировоззрений: независимого индивидуализма Западного побережья и рационального интеллектуализма Востока. Критики отмечали сложность композиции и глубину психологического анализа персонажей, что позволило роману занять прочное место в американской литературе XX века. В 1971 году по книге был снят одноимённый фильм с участием Пола Ньюмена и Генри Фонды, получивший две номинации на премию «Оскар».
Публикация второго романа совпала с началом нового этапа в жизни писателя. В 1964 году Кизи и его соратники из коммуны «Весёлые проказники» (Merry Pranksters) отправились в путешествие по США. Для этого они приобрели школьный автобус International Harvester 1939 года, раскрасили его флуоресцентными красками и дали ему имя Furthur (в русском переводе — «Далше»). Водителем стал Нил Кэссиди — один из главных персонажей романов Джека Керуака и символ движения битников. Их поездка в Нью-Йорк на Всемирную выставку 1964 года превратилась в легенду. Социолог и философ Жан Бодрийяр позднее называл её «самым странным путешествием за всю историю человечества после похода аргонавтов и сорокалетнего странствия Моисея».
Документирование эпохи
Путешествие Кизи и его сподвижников легло в основу документального романа Тома Вулфа The Electric Kool-Aid Acid Test («Электропрохладительный кислотный тест», 1968). Книга стала одним из важнейших свидетельств эпохи контркультуры и хиппи. Газета The New York Times назвала её «лучшим произведением о хиппи». В этот период Кизи и его окружение активно популяризировали психоделическую культуру, однако после запрета ЛСД в США «Весёлые проказники» переехали в Мексику. Вернувшись на родину, Кизи был арестован за хранение марихуаны и приговорён к пяти месяцам заключения.
Отношение к экранизации и дальнейшее творчество
Опыт работы с психоактивными веществами, накопленный в госпитале Менло-Парк, Кизи использовал при создании романа «Пролетая над гнездом кукушки». Писателю удалось соединить реалистическую структуру повествования с метафорической и даже мистической образностью. Особое место в романе занимает фигура Вождя Швабры, от лица которого ведётся повествование и через чьё восприятие раскрывается конфликт между личностью и системой. В экранизации Милоша Формана (1975) этот персонаж оказался второстепенным, что вызвало резкое недовольство автора. Несмотря на это, фильм получил пять премий «Оскар» и стал одним из самых признанных в истории кино.
После тюремного заключения Кизи продолжал писать, но в меньшей степени стремился к общественному успеху. В 1972 году вышел сборник эссе и рассказов «Гаражная распродажа Кена Кизи» (Kesey’s Garage Sale), включавший сценарий «По ту сторону границы», созданный в соавторстве с Полом Фостером, Кати Вагнер и Кенном Беббсом. В последующие годы писатель выпустил несколько художественных и философских текстов: «Демон Максвелла» (1986), «Пещеры» (1990), а также детские книги и сатирическую пьесу «Обманщик» (1994), основанную на сюжетах Лаймена Фрэнка Баума.
В 1992 году был опубликован роман «Песнь моряка» (Sailor Song), над которым Кизи работал в Плезант-Хилле. Книга, посвящённая теме утраты идеалов и поиску гармонии, не повторила успеха его ранних произведений. Несмотря на это, Кизи оставался заметной фигурой в американской культуре, а его творчество продолжало рассматриваться как символ эпохи 1960-х, в которой искусство, психология и социальный протест слились в единое движение за свободу личности.
Арест и ссылка в Мексику
В 1965 году Кен Кизи был арестован за хранение марихуаны, что совпало с ужесточением антинаркотической политики в США. Чтобы избежать преследования, он инсценировал собственное самоубийство: по его просьбе друзья оставили грузовик на скале у побережья города Эврика, рядом с поддельной предсмертной запиской, сочинённой членами коммуны «Весёлые проказники». После этого Кизи тайно пересёк границу и бежал в Мексику, спрятавшись в багажнике автомобиля друзей.
В изгнании писатель прожил восемь месяцев, поддерживая связь с семьёй и соратниками. Его пребывание в Мексике стало символическим финалом эпохи «кислотных тестов» и завершением наиболее яркого периода контркультурной активности. По возвращении в США Кизи вновь был арестован и приговорён к пяти месяцам заключения в тюрьме округа Сан-Матео (штат Калифорния).
Возвращение
После освобождения Кизи окончательно порвал с публичной жизнью и переселился на семейную ферму в Плезант-Хилле (штат Орегон), в долине Вилламетт, где прожил до конца жизни. Здесь он занялся сельским хозяйством, восстановлением фермы и воспитанием детей, сохранив верность своему принципу внутренней свободы. Одновременно он продолжал писать, создавая сборники эссе, рассказы и публицистические тексты, в которых размышлял о пережитом опыте 1960-х и трансформации американской культуры.
В 1990-е годы, когда интерес к наследию контркультуры возродился, Кизи вновь оказался в центре внимания. Его начали приглашать на фестивали, встречи и дискуссии, посвящённые хиппи-движению и психоделической культуре. В 1995 году члены «Весёлых проказников» вновь собрались, чтобы проститься с Тимоти Лири — популяризатором ЛСД и философом психоделического движения, тяжело больным раком. Они нашли заржавевший автобус Furthur («Далше»), восстановили его и вновь украсили флуоресцентными красками. На нём участники отправились на фестиваль Hog Farm Pig-Nick, воссоздав атмосферу своих знаменитых «кислотных тестов».
В 1997 году, во время концерта группы Phish, Кизи в последний раз вышел на сцену вместе с оставшимися участниками «Весёлых проказников», исполнив песню «Восхождение полковника Форбина» (Colonel Forbin’s Ascent). Этот символический жест стал прощанием писателя с публикой и эпохой, которую он во многом сформировал.
Последние годы и смерть
В последние годы жизни Кен Кизи тяжело болел. Долгое время он страдал диабетом, а позже у него был диагностирован рак печени. Перенесённый инсульт значительно ослабил здоровье писателя, но он продолжал работать и принимать участие в культурных мероприятиях, связанных с наследием контркультуры 1960-х годов. Несмотря на ухудшение состояния, Кизи сохранял активный интерес к литературе и общественной жизни, оставаясь символом независимого мышления и творческой свободы.
Осенью 2001 года ему была проведена операция на печени, после которой наступили осложнения. Через две недели состояние резко ухудшилось. Кен Кизи умер 10 ноября 2001 года в возрасте 66 лет в госпитале Sacred Heart Hospital города Юджин (штат Орегон). Его уход ознаменовал завершение целой эпохи американской литературы и культуры, а имя писателя навсегда осталось связано с движением, изменившим духовный облик США середины XX века.
Ссылки
Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter.