Ксенофонт — биография


Ксенофонт был выдающимся древнегреческим писателем, историком и политическим деятелем, родом из Афин. Его важнейшим произведением стало литературное творение «Анабасис», которое получило высокую оценку среди античных риторов и оказало значительное влияние на греческую и римскую прозу.

Ксенофонт также известен как полководец, который участвовал в важных военных кампаниях своего времени. Его работы охватывают широкий круг тем, включая философию, политику, военное искусство, а также быт и обычаи античной Греции.

Детство

Ксенофонт появился на свет в Афинах приблизительно в 445 году до нашей эры, хотя некоторые источники указывают 430 год до н. э. Он происходил из обеспеченной семьи, вероятно, принадлежащей к аристократическому сословию всадников. Его молодость пришлась на период Пелопоннесской войны, что, тем не менее, не помешало ему получить как военное, так и обширное общее образование. С юных лет он стал последователем Сократа.

Жизненный путь

Коллапс демократических устоев Афин, последовавший после поражения в Пелопоннесской войне от Спарты в 404 году до н. э., Ксенофонт пережил уже в зрелом возрасте. В этот период политических потрясений он, по всей видимости, выразил поддержку консервативной реакции. Возможно, именно антидемократические взгляды побудили его покинуть Афины в 401 году до н. э. и вступить в армию Кира Младшего как вольнонаёмный.

После гибели Кира и коварного убийства греческих командиров персами под руководством карийского сатрапа Тиссаферна Ксенофонт, будучи одним из шести новоизбранных стратегов, возглавил арьергард в ходе отступления десяти тысяч греков через враждебные территории.

Вместе с греческими наемниками Ксенофонт участвовал в марше на Вавилон, неудачной битве при Кунаксе и отступлении через Армению к Трапезунту, а затем на Запад — в Византий, Фракию и Пергам. В Пергаме он, уже являясь одним из командующих греческим войском и впоследствии фактическим главнокомандующим во Фракии, передал остатки своих сил (около 5000 человек) в руки Фиброна, спартанского военачальника, который готовил войска к борьбе с сатрапом Фарнабазом. Сам Ксенофонт отправился в Грецию вместе с царём Спарты Агесилаем II.

В Афинах его осудили за государственную измену за присоединение к спартанцам, что повлекло конфискацию его имущества. Это событие определило его дальнейшую жизнь. В Малой Азии Ксенофонт сблизился с Агесилаем и вместе с ним перешёл в Грецию, служа под его руководством и участвуя в военных действиях против врагов Спарты, включая бои против союзников Афин. За заслуги спартанцы наградили его земельным участком у города Скиллунт.

В Скиллунте Ксенофонт провёл многие годы в уединении, посвящая себя литературной деятельности, пока его мирную жизнь не нарушила война фиванцев со Спартой. После поражения Спарты в битве при Левктрах в 370 году до н. э. он бежал из Скиллунта и едва уцелел, укрывшись в Коринфе. Там он возобновил контакты с родиной, теперь союзницей лакедемонян в борьбе против Фив. Смерть Ксенофонта наступила вскоре после отмены приговора о его изгнании.

Философские взгляды и основные труды

Хотя Ксенофонт был учеником Сократа, философские учения его учителя оказали на него ограниченное влияние. Это наиболее заметно проявилось в его религиозных убеждениях, где преобладала вера в прямое вмешательство божеств в дела людские, а также уверенность в существовании знаков и предзнаменований, через которые боги якобы делились своими намерениями с людьми. Этические взгляды Ксенофонта оставались на уровне обыденной морали, а его политические симпатии целиком и полностью были на стороне аристократической модели государственного устройства Спарты.

Литературные труды Ксенофонта, о которых упоминал его биограф Диоген, сохранились до наших дней — явление достаточно редкое для античных авторов и свидетельствующее о высокой популярности и значении его работ как среди современников, так и для последующих поколений.

Среди его сочинений выделяется «Анабасис Кира», описывающий неудачный поход Кира Младшего и отступление 14 000 греков. Ксенофонт, один из участников этой экспедиции, описывает события от лица третьего лица, возможно, используя псевдоним, как указано в его «Греческой истории». Это произведение по правдивости и литературной выразительности сравнивается с «Комментариями о Галльской войне» Цезаря.

«Греческая история» Ксенофонта охватывает период с 411 по 362 год до н. э., включая последние стадии Пелопоннесской войны и упадок гегемонии Спарты. Сочинение проникнуто проспартанским настроением, продолжая линию изложения событий после завершения «Истории» Фукидида.

«Киропедия», или «О воспитании Кира», представляет собой тенденциозный исторический роман, выставляющий Кира Великого в качестве образца идеального правителя. Однако историческая достоверность этого произведения подвергается сомнению, так как Ксенофонт вольно обращается с фактами, в том числе описывая мирное завоевание Киром Мидийского царства, хотя на самом деле оно было результатом войны.

Помимо исторических трудов, Ксенофонт также автор ряда философских произведений, в том числе «Воспоминаний о Сократе» и «Апологии Сократа», где больше внимания уделяется личности его учителя, чем его философским идеям. «Домострой», или «Экономика», написан в форме диалога между Сократом и Критобулом, посвящен управлению домашним хозяйством, представляя Сократовы взгляды в доступной форме.

Также Ксенофонт был автором работы «О доходах», где предлагал афинскому государству создать крупное предприятие по добыче серебра из лаврийских рудников, что могло бы значительно повысить благосостояние граждан Афин.

Ссылки

Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter.

Share