Ксенофонт был выдающимся древнегреческим писателем, историком и политическим деятелем, родом из Афин. Его важнейшим произведением стало литературное творение «Анабасис», которое получило высокую оценку среди античных риторов и оказало значительное влияние на греческую и римскую прозу.
Ксенофонт также известен как полководец, который участвовал в важных военных кампаниях своего времени. Его работы охватывают широкий круг тем, включая философию, политику, военное искусство, а также быт и обычаи античной Греции.
Ксенофонт появился на свет в Афинах приблизительно в 445 году до нашей эры, хотя некоторые источники указывают 430 год до н. э. Он происходил из обеспеченной семьи, вероятно, принадлежащей к аристократическому сословию всадников. Его молодость пришлась на период Пелопоннесской войны, что, тем не менее, не помешало ему получить как военное, так и обширное общее образование. С юных лет он стал последователем Сократа.
Коллапс демократических устоев Афин, последовавший после поражения в Пелопоннесской войне от Спарты в 404 году до н. э., Ксенофонт пережил уже в зрелом возрасте. В этот период политических потрясений он, по всей видимости, выразил поддержку консервативной реакции. Возможно, именно антидемократические взгляды побудили его покинуть Афины в 401 году до н. э. и вступить в армию Кира Младшего как вольнонаёмный.
После гибели Кира и коварного убийства греческих командиров персами под руководством карийского сатрапа Тиссаферна Ксенофонт, будучи одним из шести новоизбранных стратегов, возглавил арьергард в ходе отступления десяти тысяч греков через враждебные территории.
Вместе с греческими наемниками Ксенофонт участвовал в марше на Вавилон, неудачной битве при Кунаксе и отступлении через Армению к Трапезунту, а затем на Запад — в Византий, Фракию и Пергам. В Пергаме он, уже являясь одним из командующих греческим войском и впоследствии фактическим главнокомандующим во Фракии, передал остатки своих сил (около 5000 человек) в руки Фиброна, спартанского военачальника, который готовил войска к борьбе с сатрапом Фарнабазом. Сам Ксенофонт отправился в Грецию вместе с царём Спарты Агесилаем II.
В Афинах его осудили за государственную измену за присоединение к спартанцам, что повлекло конфискацию его имущества. Это событие определило его дальнейшую жизнь. В Малой Азии Ксенофонт сблизился с Агесилаем и вместе с ним перешёл в Грецию, служа под его руководством и участвуя в военных действиях против врагов Спарты, включая бои против союзников Афин. За заслуги спартанцы наградили его земельным участком у города Скиллунт.
В Скиллунте Ксенофонт провёл многие годы в уединении, посвящая себя литературной деятельности, пока его мирную жизнь не нарушила война фиванцев со Спартой. После поражения Спарты в битве при Левктрах в 370 году до н. э. он бежал из Скиллунта и едва уцелел, укрывшись в Коринфе. Там он возобновил контакты с родиной, теперь союзницей лакедемонян в борьбе против Фив. Смерть Ксенофонта наступила вскоре после отмены приговора о его изгнании.
Хотя Ксенофонт был учеником Сократа, философские учения его учителя оказали на него ограниченное влияние. Это наиболее заметно проявилось в его религиозных убеждениях, где преобладала вера в прямое вмешательство божеств в дела людские, а также уверенность в существовании знаков и предзнаменований, через которые боги якобы делились своими намерениями с людьми. Этические взгляды Ксенофонта оставались на уровне обыденной морали, а его политические симпатии целиком и полностью были на стороне аристократической модели государственного устройства Спарты.
Литературные труды Ксенофонта, о которых упоминал его биограф Диоген, сохранились до наших дней — явление достаточно редкое для античных авторов и свидетельствующее о высокой популярности и значении его работ как среди современников, так и для последующих поколений.
Среди его сочинений выделяется «Анабасис Кира», описывающий неудачный поход Кира Младшего и отступление 14 000 греков. Ксенофонт, один из участников этой экспедиции, описывает события от лица третьего лица, возможно, используя псевдоним, как указано в его «Греческой истории». Это произведение по правдивости и литературной выразительности сравнивается с «Комментариями о Галльской войне» Цезаря.
«Греческая история» Ксенофонта охватывает период с 411 по 362 год до н. э., включая последние стадии Пелопоннесской войны и упадок гегемонии Спарты. Сочинение проникнуто проспартанским настроением, продолжая линию изложения событий после завершения «Истории» Фукидида.
«Киропедия», или «О воспитании Кира», представляет собой тенденциозный исторический роман, выставляющий Кира Великого в качестве образца идеального правителя. Однако историческая достоверность этого произведения подвергается сомнению, так как Ксенофонт вольно обращается с фактами, в том числе описывая мирное завоевание Киром Мидийского царства, хотя на самом деле оно было результатом войны.
Помимо исторических трудов, Ксенофонт также автор ряда философских произведений, в том числе «Воспоминаний о Сократе» и «Апологии Сократа», где больше внимания уделяется личности его учителя, чем его философским идеям. «Домострой», или «Экономика», написан в форме диалога между Сократом и Критобулом, посвящен управлению домашним хозяйством, представляя Сократовы взгляды в доступной форме.
Также Ксенофонт был автором работы «О доходах», где предлагал афинскому государству создать крупное предприятие по добыче серебра из лаврийских рудников, что могло бы значительно повысить благосостояние граждан Афин.