Леонард Бернстайн — биография


Леонард Бернстайн – американский пианист, композитор и дирижер. Бернстайн – автор мюзиклов «Вестсайдская история», «Увольнение в город», а также оперы «Кандид».

Детство и юность

Леонард родился летом 1918-го года в городе Лоуренс в американском штате Массачусетсе. Его родители были эмигрантами из Украины. Бабушка будущего композитора настаивала, чтобы внука назвали Луи. Однако родители называли отпрыска Леонардом и в 15 лет юноша сделал это имя официальным. Сделал это юноша уже после смерти бабушки.

Музыкой Леонард заинтересовался в раннем детстве. Однажды мальчик услышал, как играют на рояле. Услышанное поразило ребенка, и он решил заняться игрой на этом инструменте. Вскоре родители записали сына на уроки музыки, а тетя мальчика отдала ему свой старый инструмент. Малыш усердно занимался, окружающие видели, что у ребенка явный музыкальный талант. Однако далеко не все родственники Леонарда поддерживали его любовь к музыке и стремление стать профессиональным музыкантом.

Отец Бернстайна был предпринимателем. Мужчина не одобрял увлечений сына музыкой. При этом родители часто брали ребенка на концерты симфонической музыки. Первоначально отец отказался платить за уроки сына. Свое мнение мужчина изменил только спустя время. Увидев увлеченность ребенка, родитель сменил гнев на милость и поддержал Леонарда.

После окончания школы Леонард поступил в Гарвардский университет, где продолжил обучение музыке. Молодой человек был принят в местный хор и активно участвовал в выступлениях коллектива. После окончания вуза Леонард брал уроки у самых именитых музыкантов своего времени. Педагоги отзывались об ученике как о невероятно способном и талантливом музыканте.

Музыкальная карьера

После окончания университета Леонард жил в Нью-Йорке месте со своим другом Адольфом Грином. Приятели нередко выступали вместе в комедийной труппе «Революционеры». Будущий великий композитор взял в аренду помещение, создавал аранжировки. Тогда он использовал псевдоним Ленни Амбер. Ленни – дружеское прозвище Бернстайна. Интересно, что друзья из актерской труппы принимали участие при создании первой пластинки начинающего композитора.

К 1940-му году молодой музыкант стал обучаться в институте при Бостонском симфоническом оркестре. Учился Леонард в классе известного дирижера Сержа Кусевицкого. Вскоре между наставником и его студентом завязалась тесная дружбе. Благодаря помощи старшего товарища будущий дирижер научился эмоционально интерпретировать музыку. Серж стал для подопечного «творческим отцом» в противовес биологическому отцу, который не поддерживал музыкальных пристрастий сына. Спустя время Леонард ассистировал Кусевицкому. Своему наставнику и хорошему другу Бернстайн посвятил вторую симфонию под названием «Эпоха беспокойства».

В ноябре 1943-го года недавний выпускник музыкального вуза дебютировал на большой сцене. В то время Леонард работал ассистентом дирижера Артура Родзинского при Нью-Йоркском оркестре. Решающую роль в творческой биографии Бернстайна сыграл случай. Приглашенный дирижер не смог принять участие в концерте, поскольку заболел гриппом. Подменять больного пришлось Леонарду. Без каких-либо репетиций Бернстайн провел концерт, на котором исполнялись лучшие произведения Шумана, Вагнера, Штрауса. Начинающий дирижер настолько хорошо показал себя, что на следующее же утро проснулся знаменитым. Неожиданной славе дирижера способствовало то, что исполнение транслировалось на радиостанциях и о Бернстайне узнала вся Америка.

Спустя сутки на первой странице газеты The New York Times появилась заметка о прошедшем концерте. Триумф Бернстайна в статье назвали настоящей американской историей успеха. На молодого музыканта тут же обратила внимание общественность, концерты дирижера стали транслироваться через радиостанции США. Вскоре каждый оркестр мечтал видеть Бернстайна своим дирижером.

В 1945-м году мужчину пригласили стать музыкальным директором нью-йоркского оркестра под названием «Симфония». Данный оркестр исполнял более современную музыку, да и билеты на концерты стоили гораздо дешевле, чем в филармонии Нью-Йорка.

Бернстайн занимался не только созданием мелодий, но и преподавательской деятельностью. Он преподавал теорию музыки в Университете Брандейса.

Великий композитор и дирижер оказал огромное влияние на популяризацию симфонической музыки в мировом сообществе. Он основал Фестиваль творческих искусств, где ставил различные музыкальные спектакли. Среди таких мероприятий были опера «Беспокойство на Таити», а также американизированная версия «Трехпенной оперы» авторства Курта Вайля. В 2005-м году, уже после смерти Бернстайна, фестиваль был переименован в честь своего создателя.

Слава Бернстайна только возрастала год от года. Он стал первым американским дирижером, который удостоился чести выступать в Ла Скала в Милане. Именно Бернстайн стал дирижером на концерте Марии Каллас. Мария и Леонард в дальнейшем нередко сотрудничали. Бернстайн вообще быстро стал одним из самых желанных гостей в оперных театрах мира. Его приглашали с выступлениями во многие страны. В 1947-м году мужчина побывал в Тель-Авиве. Будучи евреем по национальности, композитор всегда поддерживал тесную дружескую связь с народом Израиля. В 1967-м году музыкант даже провел концерт на горе под названием Скопус. Это мероприятие было посвящено воссоединению Иерусалима.

Бернстайн ездил в зарубежные турне. В 1959-м году вместе с артистами Нью-Йоркской филармонии дирижер отправился в турне по Советскому союзу и станам Европы. Лучшим моментом турне признано выступление дирижера, на котором он исполнял 5-ю симфонию Шостаковича. Интересно, что на том концерте присутствовал сам Дмитрий Шостакович.

Известен Бернстайн не только как блестящий дирижер, но и как великолепный композитор. Самым знаменитым произведением американца исследователи называют «Вестсайдскую историю». Постановка до сих пор пользуется огромной популярностью. Мюзикл представляет собой американизированную версию известной истории о любви Ромео и Джульетты.

Композитор выпустил серию телеконцертов для популяризации симфонической музыки среди молодых людей.  50 фильмов с концертами, многочисленные лекции композитора о теории музыки были выпущены отдельными записями. Некоторые фильмы даже получили награды Грэмми. Интересно, что цикл концертных выступлений из 50 фильмов Бернстайна до сих пор считается лучшей программой о классической музыке. Передачи выходили с конца 50-х годов и до 1972-го года.

В 1960-м году с подачи великого дирижера был проведен фестиваль известного композитора Малера. Торжество было приурочено к столетию Густава Малера. Алма, вдова великого композитора, присутствовала на некоторых репетициях. В этом же году Бернстайн завершил работу над первой записью четвертой симфонии Малера. Следующие семь лет мужчина посвятил работе над оставшимися произведениями композитора, которые исполнялись оркестром Нью-Йоркской филармонии. Коммерческая запись имела грандиозный успех. Культурное сообщество Америки проявило огромный интерес к творчеству Густава Малера.

Дирижер считается первым, кто открыл миру творчество многих американских композиторов. Леонард первым исполнил произведения любимых музыкантов, тем самым, обеспечив им славу среди меломанов других государств.

Бернстайн старался возродить интерес к творчеству композиторов, которые импонировали ему больше всего. Среди фаворитов дирижера значились Жан Сибелиус и Карл Нильсен. Леонард создал запись цикла произведений своих любимых композиторов. Выступал дирижер и с материалом, который создавали его ближайшие друзья – Дэвид Даймонд, Аарон Копленд, а также Уильям Шуман.

О собственных произведениях великий Бернстайн также не забывал. Он активно сотрудничал с компанией Columbia Records. Звукозаписывающий лейбл выпустил записи композитора, которые включали в себя балеты, симфонические танцы из «Вестсайдской истории», а также три симфонии авторства дирижера. В 1944-м году Бернстайн издает первый музыкальный альбом.

Симфонической музыкой и балетом интересы композитора не ограничивались. В свое время он сотрудничал с экспериментальным джазовым композитором и пианистом Дейвом Бубеком.

С 1966-го года композитор провел свой первый концерт в Венской опере. Бернстайн дирижировал во время исполнения «Фальстафа» Верди. В дальнейшем сотрудничество Бернстайна и Венской оперы продолжилось серией концертов.

Спустя четыре года Леонард принимает участие в постановке «Фиделио». В 1986-м году он был дирижером во время исполнения собственной оперы под названием «Тихое место». С 1970-го года американский дирижер руководил оркестром Венской филармонии. Вместе с венскими музыкантами он перезаписал многие произведения Малера, Бетховена, Шумана и Брамса.

В этом же году Бернстайн подготовил и озвучил текст для программы, в которой были представлены знаменитейшие люди мира классической музыки, в том числе и Пласидо Доминго.

Спустя три года Бернстайна приглашают в Гарвардский университет. Дирижер подготовил и прочитал 6 лекций, посвященных музыке. Данный цикл получил название «Неотвеченный вопрос» и представлен как в книжном формате, так и в видео.

Конец 70-х Леонард посвятил любимому дирижированию. В начале следующего десятилетия мужчина работал над программой о жизни и музыке Бетховена – Бернстайн выступил и в качестве дирижера, и диктора.

Личная жизнь

Личная жизнь Леонарда Бернстайна была полна трагедий и конфликтов. Композитор был женат. Осенью 1951-го года мужчина сочетался узами брака с актрисой из Чили по имени Фелиция Монтеалегре. Спустя время женщина родила мужу троих детей. Старшие дочери получили имена Джейми и Нина, сын композитора был назван Александром.

Несмотря на наличие детей брак музыканта трудно было назвать счастливым. Дело в том, что мужчина был скрытым геем. Брак с женщиной помог композитору в карьере, поскольку консервативная Америка тех лет не принимала людей нетрадиционной сексуальной ориентации. Благодаря женитьбе на Фелиции Бернстайн обрел благосклонность со стороны представителей власти. Интересно, что романтические отношения, если судить по слухам, связывали Леонарда и его хорошего друга дирижера Димитриса Митропулоса. В письмах Филиция писала о том, что она прекрасно понимала, что ее супруг испытывает сексуальное влечение к представителям своего пола. Между тем, она также понимала, что мужчина с этим сделать ничего с не сможет. Корреспонденция актрисы позже вошла в биографию композитора под названием «Письма Леонарда Бернстайна».

Несмотря на различные обстоятельства, Леонард испытывал к жене искреннюю привязанность. Филиция была для него лучшим другом. По словам приятельницы композитора, Ширли Роудс Перл, мужчина нуждался в эмоциональном контакте с представительницами прекрасного пола, а сексуальное удовлетворение испытывал в отношениях с мужчинами. Перл рассказывала, что дирижер имел романы с мужчинами, о которых Филиция была прекрасно осведомлена.

Леонард Бернстайн с семьей

В 1976-м году композитор решился на каминг-аут – он больше не мог скрывать своих сексуальных предпочтений и не хотел мучить жену. Леонард покинул Филицию и поселился в одном доме со своим возлюбленным Томом Контраном. Мужчин связывала любовь к музыке – Том работал музыкальным директором.

Однако уже спустя год Леонарду пришлось вернуться к жене. Филиции был поставлен страшный диагноз – рак легких. Леонард стал ухаживать за экс-супругой. В 1978-м году женщины не стало. По слухам, Леонард до конца своих дней чувствовал вину перед умершей женой.

Последний концерт и смерть

Один из последних концертов в биографии Бернстайна состоялся в канун Рождества в 1989 году. Композитор дирижировал во время исполнения девятой симфонии Бетховена. Концерт проводился в Восточном Берлине и был посвящен падению Берлинской стены. Выступление музыкантов транслировалось в прямом эфире 20 государств, зрительская аудитория концерта составила 100 млн человек. Самый последний концерт дирижер провел летом 1990-го года.

Леонард Бернстайн на последнем концерте

Вскоре музыкант объявил о своем уходе из концертной деятельности. Спустя пять дней великий композитор скончался. Его не стало в середине осени 1990-го года. Дирижер был похоронен рядом с супругой на нью-йоркском кладбище Грин-Вуд. Интересно, что у самого сердца покойному положили партитуру Симфонии № 5 авторства Густава Малера.

Спустя месяц в память о великом композиторе в Карнеги-холл состоялся большой концерт. Огромное состояние Бернстайна было разделено между тремя его отпрысками.

Память

Леонард Бернстайн считается одним из самых известных композиторов мира. Согласно результатам народного опроса, в 2010-м году американский композитор занял вторую строчку в списке самых выдающихся дирижеров мира.

Имя дирижера внесено в музыкальные Залы славы многих стран.

Ссылки

Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter.

Share

Комментарии

  • Напишите дату смерти, а то получается он жив до сих пор и ему уже 104 года