Леонардо да Винчи – итальянский деятель эпохи Ренессанса, проявивший свой гений в науке, искусстве, инженерном деле. Автор знаменитой «Мона Лизы» и один из самых известных «универсальных людей».
Самым известным «универсальным человеком» принято считать Леонардо да Винчи – гениального изобретателя, скульптора, живописца, философа и ученого. Разброс интересов великого итальянца поражает воображение, а его личность и биография вот уже несколько сотен лет вызывает неподдельный интерес как историков, так и обычных обывателей.
Леонардо ди сер Пьеро да Винчи родился 15 апреля 1452 года во флорентийском селении Анкиано, расположенном неподалеку от города Винчи.
Отец мальчика, Пьеро, был представителем знатного рода, а вот мать, Катарина, происходила из бедных крестьян. О браке молодых людей не могло идти и речи, поэтому после рождения сына Пьеро женили на знатной особе, а его возлюбленную отдали замуж за простого ремесленника.
Первые три года Лео воспитывали мать и отчим, но вскоре его забрал к себе родной отец, так как в браке с аристократкой детей у него так и не появилось. Через десять лет скончалась мачеха будущего инженера, и его родитель вновь женился. Всего в жизни Леонардо было четыре мачехи и дюжина братишек и сестренок по линии отца.
Пьеро постарался дать незаконнорожденному сыну достойное образование. Юноша обучался под руководством уважаемого тосканского мастера Андреа Верроккьо, который познакомил его со скульптурой и искусством живописи. Помимо этого, мэтр преподавал гуманитарные и технические дисциплины, учил выделывать кожу и создавать изделия из металла. Эти обширные знания да Винчи использовал всю оставшуюся жизнь.
В двадцатилетнем возрасте Лео стал дипломированным мастером и продолжил работать под началом своего наставника. Основным направлением деятельности Верроккьо была живопись, и юное дарование помогал ему в оформлении мелких деталей картин. Например, дорабатывал фоны и создавал одежду для второстепенных героев. Собственной студией да Винчи обзавелся только в середине 1470-х годов.
Вскоре у Леонардо появился покровитель в лице Лоренцо Медичи, который в 1482 году командировал его в Милан. В итальянской столице юноша был принят ко двору и зачислен в штат инженеров. Здесь молодой изобретатель работал над созданием оборонительных приспособлений и устройств для проведения увеселительных мероприятий. Высокопоставленные особы были поражены способностями провинциального паренька, чьи разработки во много раз превосходили изобретения именитых современников.
Главным покровителем Лео в те годы был герцог Сфорца, которому ученый прослужил без малого 20 лет. Работая при дворе, да Винчи написал свои самые известные шедевры: «Даму с горностаем», «Витрувианского человека», «Мадонну в гроте». В это же время автор занимался созданием памятника своего шефа Франческо Сфорца, делал фреску «Тайная вечеря» для монастыря доминиканцев и разрабатывал чертежи невиданных до той поры приборов.
В конце 15-го века Лео вернулся во Флоренцию, где пригодился накопленный им инженерный опыт. Его взял на работу герцог Чезаре Борджиа, который был увлечен созданием современных вооружений. После семи лет работы во Флоренции мастер вновь перебрался в Милан. На тот момент уже был готов его знаменитый шедевр, изображающий женщину с самой загадочной на свете улыбкой.
Проработав в главном северной городе Италии еще шесть лет, да Винчи переехал в Рим. Позже судьба занесла его во Францию, где он и провел остаток своей жизни. В путешествиях мастера сопровождал ученик и главный продолжатель его дела Франческо Мельци.
Рим отблагодарил своего знаменитого соотечественника, построив музей его имени. В галереях здания выставлены копии его полотен, фотографии бесценных рукописей и модели различных аппаратов.
Основную часть научной биографии гений посвятил инженерным разработкам как для военных, так и для мирных целей. В своей мастерской итальянец создавал прототипы танков, летательных аппаратов, катапульт, мобильного моста и даже пулемета. Многие чертежи ученого до сих пор до конца не разгаданы.
В 2009-м на канале «Discovery» был показан многосерийный проект «Аппараты да Винчи». В каждой из девяти серий увлекательного цикла зрителям предлагали понаблюдать за созданием аппаратов и механизмов по оригинальным проектам мастера. Кинематографисты постарались воссоздать шедевры Леонардо, применив современные ему материалы.
Как и многие чертежи да Винчи, подробности его личной жизни остаются загадкой. Записи в дневниках он вел с использованием особого шифра, который удалось расшифровать лишь частично. Полученных исследователями данных все равно недостаточно, чтобы воссоздать подлинную картину внутреннего мира этого человека. Есть мнение, что скрытность итальянского гения объясняется его нетрадиционной ориентацией.
О принадлежности изобретателя к сексуальным меньшинствам свидетельствуют лишь косвенные факты. В молодости живописец был участником судебного процесса о содомии, однако в каком качестве – точно неизвестно. После этого дела Леонардо перестал комментировать свою частную жизнь и, в целом, стал очень скрытным человеком.
Ученому приписывают ряд романов с его учениками. Называют несколько имен, но самым известным стал юноша по имени Салаи, наделенный утонченной, почти женской внешностью. Именно его чаще всего изображал автор на своих бессмертных полотнах. Произведение «Иоанн креститель» — одна из сохранившихся картин художника, натурщиком для которой выступил Салаи.
Некоторые исследователи склоняются к мнению, что легендарная «Мона Лиза» также была написана с этого подопечного. Действительно, люди на полотнах «Иоанн Креститель» и «Мона Лиза» имеют поразительное внешнее сходство. Официально этот факт не доказан, однако стоит отметить, что свой самый известный рисунок мастер завещал именно этому загадочному юноше.
Среди возможных любовников да Винчи числится и его друг Франческо Мельци.
О романтических отношениях художника с женщинами тоже есть немало слухов. Одной из возлюбленных Леонардо называют Чечилию Галлерани, предположительно позировавшую для работы «Дама с горностаем». Это была очень известная в аристократических кругах женщина: она владела литературным салоном, покровительствовала людям искусства. Считается, что именно Чечилия познакомила молодого да Винчи с видными представителями богемы.
На любовную связь да Винчи и Галлерани указывает найденный черновик письма со словами «Возлюбленная моя богиня…». Многие искусствоведы утверждают, что по полотну «Дама с горностаем» можно судить о наличии в душе автора страсти по отношению к натурщице.
А вот ряд историков считает, что знаменитому итальянцу плотская любовь была и вовсе незнакома. По их мнению, Леонардо не привлекали ни женщины, ни мужчины – он был увлечен только наукой и изобразительным искусством. Гений вел монашескую жизнь, целиком посвященную созданию великого наследия для потомков.
По мнению большинства историков, итальянский живописец умер от инсульта. Это произошло 2 мая 1519 года, когда 67-летний мастер находился в замке Кло-Люсе в окрестностях Амбуаза.
Сохранились записи современников мастера, свидетельствующие о том, что в последние годы жизни он был частично разбит параличом. Несмотря на это, да Винчи продолжал творить с помощью своего последователя и близкого друга Франческо Мельци. Постепенно изобретателю становилось все хуже, и за несколько месяцев до смерти он уже не мог передвигаться без посторонней помощи. Исследователи предполагают, что приступ 1519 года был далеко не первым, но именно он стал причиной ухода великого итальянца.
Незадолго до кончины ученый успел составить завещание, где просил похоронить его в храме Сен-Флорантен. Воля усопшего была выполнена, однако во время гугенотских войн его могилу жестоко разграбили, как и саму церковь. После этих событий последнее пристанище да Винчи пришло в упадок, и в 1807 году его окончательно снес новый владелец земли.
Все, что осталось от захоронения гения и других людей, смешали в одно и закопали в саду. В середине 19-го века ученые неоднократно пытались найти и идентифицировать останки изобретателя, однако задача была не из простых.
За основу для поисков археологи взяли прижизненные описания гения и отделили из сотен костей наиболее подходящие образцы. Во главе исследовательской группы стоял ученый Арсен Уссэ, которому удалось обнаружить, предположительно, часть скелета Леонардо и осколок его надгробия. После изучения останки перезахоронили на территории замка Амбуаз – в часовне Святого Губерта.
Исследования могилы мастера попытались провести в 2010 году под руководством итальянского археолога Сильвано Винчети. Команда ученого планировала эксгумировать останки гения эпохи Возрождения. Для проведения процедуры уже был взят генетический материал родственников покойного по линии отца, но современные владельцы Амбуаза разрешение на раскопки не дали.
В честь четырехсотлетнего юбилея со дня смерти прославленного итальянца на месте бывшего храма Сен-Флорантен был возведен большой гранитный памятник. Композиция с каменным бюстом гения и реконструированное захоронение стали главными достопримечательностями местечка Амбуаз.
Изучение работ великого мастера не теряет актуальности вот уже более 400 лет. Историки, религиозные исследователи и искусствоведы до сих пор бьются над расшифровкой его загадочных произведений. Сложилось много версий, объясняющих тайны полотен гениального художника. Самая громкая и известная теория гласит, что при создании своих шедевров итальянец использовал некий графический код.
Интересное исследование с применением нескольких зеркал провели с картинами «Иоанн Креститель» и «Джоконда». Эксперимент позволил установить, что герои полотен устремили взгляды на загадочное существо в маске, похожее на инопланетного гостя. С помощью зеркал также был разгадан и уникальный код да Винчи.
Биография художника обросла огромным количеством мистификаций, что привело к созданию десятков книг, художественных и документальных фильмов. Самым известным автором произведений о Леонардо стал литератор Дэн Браун, книги которого считаются абсолютными бестселлерами.
В 2006 году в прокат вышел нашумевший проект «Код да Винчи», в основу которого легли сочинения Брауна. Кинофильм критиковали религиозные организации, но это не помешало ему стать рекордсменом по кассовым сборам в первые же месяцы проката.
К сожалению, далеко не все шедевры гения дожили до наших дней. Время не пощадило скульптуру коня герцога Сфорца, голову Медузы, полотно «Леда и лебедь», изображение Мадонны с веретеном и фреску «Битва при Ангиари».
О некоторых работах автора мы знаем благодаря дубликатам, сохраненным современниками художника. Так, о судьбе оригинала холста «Леда и лебедь» практически ничего не известно, есть лишь его копия. Искусствоведы предполагают, что шедевр мог быть уничтожен по распоряжению супруги короля Людовика XIV в середине 17 столетия.
На полотне создатель изобразил прекрасную обнаженную женщину, которую нежно обнимает лебедь. В ногах красавицы играют детишки, только что вылупившиеся из гигантских яиц. К работе над картиной живописец приступил, вдохновившись известной мифической историей. К слову, тему совокупления Леды и Зевса в облике голубя затрагивали и другие знаменитые художники.
Как известно, прижизненным конкурентом да Винчи был Микеланджело, также посвятивший этому сюжету одну из своих самых гениальных работ. Шедевр Буонарротти был также утерян французскими монархами.
Автор оставил после себя несколько незаконченных работ. Одной из них стала картина «Поклонение волхвов», заказанная в 1841 году монахами-августинцами. Когда мастер вынужденно приостановил работу и отбыл в Милан, заказчики не стали дожидаться его возвращения и отдали проект другому исполнителю.
На этом холсте изображена Дева Мария с Иисусом на руках, окруженная волхвами. За спинами старцев расположились всадники на фоне руин древнего языческого храма. По одной из версий, среди всех этих мужчин есть изображение самого Леонардо в 29-летнем возрасте.
Комментарии
очень понравилось читать содержание данного сайта
Да имне
Да очень у него жизнь была очень весёлая
Замечательный сайт всегда беру биографию известных людей с него!!!
Согл
Нужный текст
Нет