Марсель Пруст — французский писатель и поэт, внесший существенный вклад в развитие модернизма в зарубежной литературе. Вошел в мировую литературу многотомным произведением «В поисках утраченного времени».
Валентен Луи Жорж Эжен Марсель Пруст — так звучит полное имя писателя и философа, родившегося в пригороде Парижа 10 июля 1871 года. Семья Пруста была на хорошем счету города и входило в число состоятельных домов. Адриан Пруст, отец, мальчика работал в министерстве здравоохранения, мама Жанна Вейль происходила из богатой семьи.
Мальчик много болел в детстве и рос очень слабым, а в девять лет его начали мучить приступы астмы, что сказалось на формировании его характера и появлении некой замкнутости. Заболевание не оставило писателя до конца дней.
Получать образование Пруст начал в старейшем лицее Парижа — Кондорсе. Ребёнок рос спокойным и отчасти замкнутым, а среди предметов ему больше всего нравились философия и литература. Юноша мог по несколько часов «просидеть» над понравившейся книгой, предпочитая чтение общению со сверстниками.
Во многом судить о характере юноши стало возможным благодаря тому, что он заполнил опросник, где подробно ответил на вопросы о себе. На тот момент Марселю было 13-14 лет, и среди его ровесников было модно вести что-то наподобие современных анкет. Информация, данная юным Прустом, позволяет говорить о нем как о человеке глубоких суждений. Для подростка он продемонстрировал редкое качество — рассудительность.
Далее биографию Марселя Пруста продолжает служба в армии вплоть до 1890 года. Отдав долг родине, будущий писатель продолжил учёбу в Сорбонне на юридической специальности. В этот период Марсель Пруст часто становился гостем модных салонов в числе знатных и интеллигентных людей того времени.
На один из тех творческих вечеров пришел писатель Анатоль Франс, вдохновивший робкого Марселя, после чего тот решился опубликовать свой первый сборник, в который вошли рассказы и этюды. Книга вышла под названием и датируется 1896 годом. А Франс придумал вступление к этому изданию. Кроме этого писатель отметил, что Марсель имеет стиль и высоко мыслит для автора того времени.
Чуть позже, в 1892 году Пруст основал собственный журнал «Пир». В 1984 году автор попробовал себя в качестве поэта, выпустив первый поэтический сборник. Критики не обратили внимания на это издание, а Пруста все чаще стали называть дилетантом. Самые колкие комментарии принадлежали популярному поэту того времени Жану Лоррену, Пруста глубоко задели несправедливые высказывания поэта, и он вызвал критикующего на дуэль.
Такая слава не сломила творческую натуру, и писатель не думал отказываться от любимого дела. В 1985 году он начал работ над своим первым объёмным произведением, которым стал роман «Жан Сантей». Через четыре года запал автора погас, и роман так и не был закончен, хотя многое из него он использовал в последующих произведениях.
В 1907 году газета «Фигаро» опубликовала статью Марселя Пруста, где молодой писатель рассуждал о чувстве вины и секретах человеческой памяти. Эти вопросы не на шутку волновали автора и часто поднимались в нескольких романах, объединённых в единое произведение «В поисках утраченного времени». Эта эпопея была начата в 1907 году, планируя разделить произведение на три части, чтобы издать в двух томах.
В течение четырёх лет Пруст создавал на первый вариант романа- эпопеи. В 1911 году завершилась работа над циклом романов, названным «Перебои чувства». Произведение включало в себя три части: «Утраченное время», «Под сенью девушек в цвету», «Обретенное время». Однако предложение об издательстве эпопеи не приняли ни в одной фирме, лишь Бернар Грассе не ответил отказом при условии, что объем будет значительно сокращён.
Спустя год из-под пера Марселя Пруста вышел следующий роман «По направлению к Свану». После прочтения читатели не выказали ожидаемого восторга, но автор все же решил продолжить работу и дополнил роман ещё двумя частями «Пленница» и «Беглянка».
В 1919 году автор ещё раз переиздал роман «Под сенью девушек в цвету», и как оказалось, не зря. Произведение принесло писателю Гонкуровскую премию.
В конечном итоге цикл романов «В поисках утраченного времени» выдался поистине монументальным. Семь произведений, страницы которых таят порядка двух тысяч персонажей, вместе создают ни с чем несравнимую картину. Полностью завершить работу над последними томами автор не успел, поэтому завершал редакцию его брат.
Так вышло, что при жизни Пруст не купался в лучах славы. Признание пришло к нему посмертно. По утверждению писателя Сомерсета Моэма, цикл «В поисках утраченного времени» — гениальное произведение современности. Грэм Грин отзывался о писателе, называя его лучшим из романистов XX столетия.
По признанию Пруста, среди писателей и поэтов она выделяла для себя Федора Достоевского и Льва Толстого. Эти люди глубоко воздействовали на его мышление, дарили силы на написание собственных произведений.
Долгое время личная жизнь Марселя Пруста не подлежала обсуждению, поскольку писатель не интересовался женщинами, но содержал публичный до, где часто бывал. Однако находился не в обществе девушек легкого поведения, а в компании молодых людей. Возлюбленным писателя был Альбер ле Кузье, помогавший вести дела в доме терпимости. Помимо этого Марсель Пруст состоял в отношениях с известным композитором Рейнальдо Аном.
Пристрастие к мужскому полу не могло не отразиться в произведениях автора. Многие читатели и критики сходятся во мнении, что прообразом борделя в романе-эпопее и стал публичный дом, поэтому писатель смог так правдоподобно описать ряд сцен. На страницах многотомника представлен не один эпизод бичевания обнажённых мужчин, а также и прочие пикантные подробности — все это, скорее всего, не было художественным вымыслом Пруста, любившего мазохистские услады.
Марсель Пруст первым среди творцов той эпохи заговорил гомосексуалистах на страницах произведений, не побоялся нелестных отзывов о неприкрытой правде.
В 1922 году писатель занемог от сильной простуды. Очень быстро на фоне этого развился бронхит, осложнившийся в свою очередь пневмонией. Врачи не смогли спасти творца, и 18 ноября его не стало. Похоронили Марселя Пруста в Париже, на кладбище Пер-Лашез.
Многие творения автора при его жизни не нашли положительного отклика, но спустя годы были возведены на пьедестал почета, как эпохальные. Строчки стали цитироваться, а философские вопросы активно обсуждаться.