Марта Аргерих — биография
Марта Аргерих — аргентинская пианистка, известная своими выдающимися музыкальными способностями и яркими выступлениями.
Детство
Мария Марта Аргерих, родившаяся 5 июня 1941 года в Буэнос-Айресе, Аргентина, принадлежит к каталонскому происхождению. Сегодня она проживает в Брюсселе. Ее родители встретились, будучи студентами экономического факультета, и, несмотря на частые политические разногласия, полюбили друг друга. В 1945 году у Марты появился младший брат Хуан Мануэль.
Свою музыкальную одаренность девочка проявила в возрасте двух лет и восьми месяцев. Один пятилетний мальчик стал дразнить Марту, утверждая, что она никогда не сможет сыграть ни одной ноты. В ответ на это Марта, к удивлению окружающих, воспроизвела на слух мелодию, которую ранее играл преподаватель, используя игрушечное пианино. Ее страсть к музыке была так сильна, что инструмент не выдержал и сломался. Впечатленные этим проявлением таланта, родители без промедления решили приобрести для нее настоящее пианино.
Первой учительницей Марты стала Эрнестин Курова, применявшая в обучении игровые элементы, такие как фигурки животных. Под ее руководством Марта уже в три года смогла исполнить на слух концерт Вольфганга Амадея Моцарта, так как еще не умела читать ноты.
Дебютное выступление Аргерих состоялось в 1949 году, а уже в 1954-м она исполнила произведение в престижном театре «Колон» перед президентом Аргентины Хуаном Доминго Пероном. В знак признательности за выдающийся талант пианистки, Перон предложил ее родителям дипломатические должности в посольстве Аргентины в Австрии. В 1955 году семья переехала в Вену, где Марта стала ученицей известного пианиста и педагога Фридриха Гульды, которого восхищала ее способность быть новатором в классической музыке, сохраняя верность традиционному репертуару. Позже Аргерих училась у таких мастеров, как Мадлен Липатти, Никита Магалофф, Мария Курсио и Артуро Бенедетти Микеланджело.
В юном возрасте Марта Аргерих достигла значительных успехов, одержав победу в конкурсе в Женеве и завоевав приз Бузони де Больцано в течение трех недель.
Музыкальное творчество
Профессиональная музыкальная карьера Марты Аргерих началась в 1965 году, когда она одержала победу на 7-м Международном конкурсе пианистов имени Фридерика Шопена в Варшаве. Этот триумф превратил Аргерих в фигуру, обладающую исключительным влиянием в мире классической музыки, позволив ей диктовать свои условия, выбирать звукозаписывающие лейблы, оркестры и концертные площадки. Марта не боялась отстаивать свою независимость и противостоять политическим и профсоюзным структурам Аргентины, если того требовали обстоятельства.
Аргерих исполняла произведения таких композиторов, как Доменико Скарлатти и Фридерик Шопен, при этом одной из ее самых знаменитых интерпретаций стала Партита № 2 Иоганна Себастьяна Баха. В 1989 году пианистка посетила СССР и дала концерт совместно с латвийским скрипачом Гидоном Кремером. На этом выступлении они исполнили авангардные композиции венгерского композитора Белы Бартока, произведения которого Аргерих считала исключительными. В интервью она призналась, что никогда не слушает собственные записи, кроме как пластинку с этим выступлением. В Москве она также встретилась с молодым Евгением Кисиным, а на встрече присутствовал кубинский музыкант Маурисио Валлина, который исполнял роль переводчика, обучаясь в то время в России.
Со временем у Аргерих развился страх перед одиночными выступлениями, и она начала избегать сольных концертов. Чтобы сохранить возможность творческого самовыражения, пианистка основала камерный ансамбль в Лугано, где собирала талантливых музыкантов. Среди ее партнеров были скрипач Рене Капусон и виолончелисты Миша Майский и Готье Капю, а также другие выдающиеся исполнители, с которыми она нашла вдохновение и поддержку.
В 2004 году Аргерих выпустила совместный альбом с российским пианистом Михаилом Плетневым, на котором были представлены произведения Сергея Прокофьева и Мориса Равеля. Одной из наиболее примечательных записей в ее дискографии стала пластинка с произведениями Дмитрия Шостаковича, изданная в 2007 году лейблом EMI.
1 января 2014 года Марта Аргерих, вместе со своим другом детства и известным дирижером Даниэлем Баренбоймом, выступила на сцене Берлинской филармонии. Они представили зрителям произведения Вольфганга Амадея Моцарта и Франца Шуберта, вызвав неизменное восхищение публики своим мастерством и взаимным пониманием на сцене.
Личная жизнь
У Марты Аргерих было три брака. Ее первый супруг, композитор и дирижер Роберт Чэнь, стал отцом ее первой дочери Лиды, которая впоследствии выбрала карьеру альтистки, продолжив музыкальные традиции своей семьи.
С 1969 по 1973 год Аргерих была замужем за швейцарским дирижером Шарлем Дютуа, и от этого союза у нее родилась вторая дочь — Энни. Имя для дочери пианистка выбрала в честь жены польско-бельгийского музыканта Стефана Аскеназе, который сыграл важную роль в ее жизни, поддержав в сложный период творческого кризиса и вдохновив вернуться на сцену. В 1970-е годы Аргерих вступила в третий брак, на этот раз с пианистом Стивеном Ковачевичем, от которого у нее родилась третья дочь — Стефани.
Несмотря на всемирное признание и блистательную карьеру, Аргерих не раз признавалась, что всегда боролась с чувством неуверенности в себе. Каждый раз, выходя на сцену, она слышала аплодисменты публики, но в глубине души ощущала страх, что после концерта зал погрузится в тишину, и никто не захлопает.
Среди композиторов, которые особенно дороги сердцу Аргерих, — Иоганн Себастьян Бах, Людвиг ван Бетховен и Роберт Шуман, чья музыка сопровождала ее на протяжении всей творческой жизни и глубоко влиянияла на ее уникальный стиль исполнения.
В настоящее время
12 декабря 2020 года Марта Аргерих выступила на концерте «в четыре руки» вместе с португальской пианисткой Марией Жуан Пиреш в Лиссабоне. Этот совместный концерт привлек большое внимание публики, а Пиреш поделилась фотографией с выступления в своем аккаунте в Instagram, что позволило многим поклонникам увидеть мгновение их творческого союза.
В 2021 году, несмотря на почтенный возраст, Аргерих продолжала активно планировать гастроли, включающие концерты в Швейцарии, Германии, Испании и Франции. Ее неугасимая энергия и преданность музыке вдохновляли зрителей, а каждый новый концерт служил свидетельством ее мастерства и любви к своему искусству.