Мартин Хайдеггер — биография
Мартин Хайдеггер — немецкий философ-экзистенциалист, автор учения о Бытии, изложенного в его наиболее известной работе «Бытие и время». Существенно повлиял на онтологию и континентальную философию XX века.
Ранние годы
Мартин Хайдеггер родился 26 сентября 1889 года в городке Месскирхе, расположенном примерно в 80 километрах к югу от Штутгарта, в небогатой католической семье. Его отец, Фридрих Хайдеггер, был ремесленником и служил низшим церковнослужителем в костёле святого Мартина, а мать, Иоганна Кемпф, происходила из крестьянской семьи. Помимо Мартина в семье был ещё один сын — Фриц.
С детства Хайдеггер воспитывался в строгой католической традиции, что оказало влияние на его мировоззрение. Его школьное образование проходило в гимназиях: сначала в Констанце (с 1903 года), затем во Фрайбурге (с 1906 года). Обладая выдающимися интеллектуальными способностями, он с юных лет проявлял интерес к философии и богословию.
Осенью 1909 года, следуя своим религиозным убеждениям, Хайдеггер намеревался принять монашеский постриг и вступить в иезуитский орден. Однако его планы прервала болезнь сердца, что вынудило его отказаться от этой идеи и переосмыслить жизненный путь. Это событие стало ключевым моментом в его биографии, предопределив его дальнейший интерес к философии и метафизике.
Образование и становление философа
В 1909 году Мартин Хайдеггер поступил на теологический факультет Фрайбургского университета, однако спустя два года, в 1911 году, перешёл на философский факультет, где и завершил обучение в 1915 году. За этот период он защитил две диссертации: «Учение о суждении в психологизме» (1913) и «Учение Дунса Скотта о категориях и значении» (1915).
С началом Первой мировой войны, 10 октября 1914 года, Хайдеггер был призван в армию, но из-за слабого здоровья — проблем с сердцем и неврастении — был признан ограниченно годным. В боевых действиях он не участвовал, оставаясь тыловым ополченцем-ландштурмистом.
После завершения обучения, в 1915 году, он начал преподавательскую деятельность в Фрайбургском университете в качестве приват-доцента на теологическом факультете. Здесь он читал курс «Основные линии античной и схоластической философии», однако вскоре его независимая позиция привела к конфликту с католическими теологами, и он начал отходить от христианской философии. В это же время на него оказала значительное влияние феноменология Эдмунда Гуссерля.
Хайдеггер обладал глубокими знаниями древнегреческого языка, что позволило ему изучать философию Платона, стоиков и других античных мыслителей в оригинале.
Работа в Марбурге и мировое признание
В 1922 году философ окончательно порвал с католической теологией и переехал в Марбургский университет, где проработал с 1923 по 1928 год. В этот период его имя стало широко известно в академических кругах. Особенно важным событием в его карьере стал выход в 1927 году фундаментального трактата «Бытие и время», который по праву считается одним из самых значимых философских текстов XX века. Эта работа принесла Хайдеггеру международное признание и оказала влияние на целые философские направления, включая экзистенциализм Жана-Поля Сартра, философскую герменевтику Гадамера и концепцию деконструкции Деррида.
В 1928 году он вернулся во Фрайбург, заняв кафедру ушедшего в отставку Гуссерля. В марте 1929 года он участвовал в известных дебатах с Эрнстом Кассирером в Давосе, что стало одним из значимых философских событий того времени. В этот же период вышли его труды «Кант и проблема метафизики» (1929), «О сущности основания» (1929) и «Что такое метафизика?» (1930), закрепившие его репутацию ведущего мыслителя Европы.
Политическая ангажированность в 1930-е годы
С приходом к власти нацистов в Германии 21 апреля 1933 года Хайдеггер стал ректором Фрайбургского университета, а 1 мая того же года вступил в НСДАП. В этот период он активно использовал нацистскую риторику, произносил речи, поддерживающие интеграцию университета в национал-социалистическую систему. Он оставался членом партии до конца Второй мировой войны.
Во время его ректорства из Фрайбургского университета были уволены еврейские учёные, включая химика Дьёрдя де Хевеши, классического филолога Эдуарда Френкеля и даже его собственного помощника Вернера Готфрида Брока. Хайдеггер также не посетил похороны своего учителя Гуссерля в 1938 году, что часто интерпретируется как политически мотивированный шаг.
Однако начиная с 1935 года в его лекциях всё чаще звучали скрытые критические высказывания по отношению к национал-социализму. В 1936–1940 годах он читал цикл лекций о Ницше, которые позже были опубликованы. В 1966 году в интервью Der Spiegel он утверждал, что те, кто внимательно слушал эти лекции, могли услышать его оппозицию нацизму. Тем не менее он продолжал сотрудничать с властями до 1942 года, оставаясь членом Научного комитета архива Ницше.
В ноябре 1944 года философ был призван в войска фольксштурма, но благодаря вмешательству университета уже в декабре был освобождён от службы.
Философия Мартина Хайдеггера
Философская система Мартина Хайдеггера основывается на соединении двух ключевых наблюдений, которые проходят через всё его творчество.
Во-первых, Хайдеггер утверждал, что западная философия на протяжении более двух тысячелетий изучала сущности, обладающие бытием, но при этом не задавалась вопросом о самом бытии. Этот «бытийный вопрос» стал центральной темой его работ. Источником его размышлений стали труды Франца Брентано, который исследовал различные смыслы понятия «бытие» у Аристотеля. В своём главном труде «Бытие и время» Хайдеггер приводит диалог из «Софиста» Платона, где демонстрирует, что философия игнорировала сам смысл бытия, считая его самоочевидным. Хайдеггер же требует переосмыслить всю историю западной мысли, предложив концепцию «деструкции» (Destruktion), которая подразумевает критический пересмотр традиционных философских концепций и терминологии.
Во-вторых, на его взгляды оказало влияние изучение феноменологии Эдмунда Гуссерля, который рассматривал философию как описание опыта («назад к самим вещам»). Хайдеггер, однако, утверждал, что сам опыт всегда «уже» включён в бытие и мир. Гуссерль трактовал сознание как интенциональное, то есть направленное на что-то. Хайдеггер же вводит концепцию «заботы» (Sorge) как фундаментальной структуры человеческого существования (Dasein). Он выделяет три аспекта заботы:
- «бытие-в-мире» (человек существует в мире как целостная структура);
- «забегание вперёд» (предвосхищение будущего, осознание конечности жизни);
- «бытие-при-внутримировом-сущем» (человек взаимодействует с миром и другими сущностями).
Эти идеи сформировали экзистенциальную аналитику — метод изучения человеческого бытия через его фундаментальные структуры. Для Хайдеггера человек — это не просто «рациональное животное» или субъект, а существо, для которого вопрос бытия является основополагающим. Важнейшей характеристикой Dasein является осознание своей смертности, что, по Хайдеггеру, открывает путь к аутентичности — существованию в соответствии со своей подлинной природой.
«Бытие и время»
Трактат «Бытие и время» (Sein und Zeit), опубликованный в 1927 году, стал его первой академической книгой и принес Хайдеггеру признание. В ней он рассматривает вопрос о смысле бытия через анализ человеческого существования (Dasein).
По Хайдеггеру, Dasein — это существо, которому «открыто» его бытие, оно не просто существует в мире, но и осознаёт своё существование. Мир при этом не является внешним по отношению к человеку, а конституируется через его бытие-в-мире.
Хайдеггер также вводит понятие настроенности (Gestimmtheit, Befindlichkeit) — экзистенциальной характеристики, которая определяет, как человек воспринимает мир. Настроенность не является субъективной эмоцией, а представляет собой фундаментальную открытую связь человека с бытием.
Важным аспектом его анализа становится экзистенциальное понимание, которое предшествует рациональному осмыслению. Это предпонимание (Vorverständnis) выражается в языке, что делает философию неотделимой от исторической трансформации её терминов.
В «Бытии и времени» Хайдеггер намечает вторую часть, в которой планировал подвергнуть критическому разбору всю историю философии, но так и не завершил её. Однако этот труд оказал огромное влияние на экзистенциализм Жана-Поля Сартра, философскую герменевтику Гадамера и концепцию деконструкции Деррида.
«Письмо о гуманизме»
В 1946 году, вскоре после войны, Хайдеггер написал «Письмо о гуманизме» (Über den Humanismus), отвечая на вопросы философа Жана Бофре. Это письмо стало своеобразным манифестом его послевоенной философии, в котором он дистанцировался от экзистенциализма Сартра.
Хайдеггер критиковал традиционное понимание гуманизма, утверждая, что оно сводит человека к сущности, которая уже задана, тогда как подлинное существование Dasein заключается в его открытости к бытию. Он подчёркивал, что человек не должен быть интерпретирован как центр мира, а должен осознавать свою заброшенность в бытие и нести ответственность за своё существование.
Послевоенные годы
После окончания войны, в 1946 году, французские оккупационные власти запретили Хайдеггеру преподавать из-за его связей с нацистской партией. Однако он продолжал философскую деятельность, и в 1947 году опубликовал «Письмо о гуманизме», в котором дистанцировался от экзистенциализма и традиционного гуманизма.
К 1950 году запрет на преподавание был снят, и Хайдеггер вернулся к лекциям во Фрайбургском университете. Он продолжал преподавать до 1958 года, а затем — по приглашению — вплоть до 1967 года.
Среди его поздних работ выделяются сборники «Лесные тропы» (1950), «Доклады и статьи» (1954), «Тождество и различие» (1957), «На пути к языку» (1959), а также курс лекций «Что такое мышление?» (1954) и двухтомник «Ницше» (1961).
Помимо философских трудов, Хайдеггер также писал стихи — его собрание сочинений включает около 500 стихотворений.
Личная жизнь
В 1917 году Мартин Хайдеггер женился на своей студентке Эльфриде Петри (1893—1992), уроженке Пруссии и протестантке по вероисповеданию. Венчание состоялось 21 марта того же года в университетской часовне Фрайбургского собора по католическому обряду, а спустя четыре дня супруги заключили брак по протестантскому обряду в Висбадене.
Брак Хайдеггера и Петри нельзя назвать традиционным. В январе 1919 года у пары родился первенец Йорг († 2019), а в августе 1920 года — второй сын, Герман († 2020). Однако позже стало известно, что его биологическим отцом был семейный врач Фридрих Цезарь — друг детства Эльфриды. Хайдеггер знал об этом, но это обстоятельство не стало причиной разрыва. Лишь в 2005 году, когда были опубликованы его письма к жене, эта информация стала достоянием общественности. Судя по всему, супруги состояли в своеобразном «открытом браке».
Отношения Хайдеггера с женщинами были сложными и противоречивыми. Он поддерживал длительную переписку с педагогом Элизабет Блохманн (1892—1972), с которой был близко знаком с 1918 года. Их связь носила скорее интеллектуальный характер, но имела эмоциональную глубину. После прихода национал-социалистов к власти в 1933 году Блохманн, будучи еврейкой, потеряла работу и подверглась преследованиям. Она была подругой и бывшей одноклассницей Эльфриды Хайдеггер, что добавляло этой истории дополнительный личный оттенок.
Самый известный роман философа развернулся с его студенткой Ханной Арендт, впоследствии ставшей одним из крупнейших мыслителей XX века и основоположницей теории тоталитаризма. Их тайные отношения начались в феврале 1925 года, когда Арендт было 18 лет. Хайдеггер был не только её преподавателем, но и наставником. Их связь отличалась страстью, но также была глубоко философской — их переписка свидетельствует о сильном интеллектуальном и личностном притяжении. Однако в 1928 году Хайдеггер разорвал отношения, и Арендт, по его совету, отправилась в Гейдельберг, чтобы продолжить обучение у Карла Ясперса.
Хотя после войны их пути разошлись, спустя годы они возобновили общение. Несмотря на неоднозначную политическую биографию Хайдеггера, Арендт сохранила к нему тёплые чувства и поддерживала его в трудные послевоенные годы.
Смерть
Мартин Хайдеггер скончался 26 мая 1976 года и был похоронен в родном Месскирхе. На его похоронах его сын Герман Хайдеггер зачитал стихи Гёльдерлина, которые философ избрал для этого случая. В настоящее время его библиотека и архив трудов хранятся в Фонде «Остров Хомбройх».
Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter.