Мераб Константинович Мамардашвили

Мераб Мамардашвили — биография


Мераб Константинович Мамардашвили — советский философ, доктор философских наук, профессор, преподаватель философского факультета Московского государственного университета. Он является одним из самых влиятельных мыслителей в России XX века, автором множества работ, посвящённых философии, экзистенциализму и вопросам познания.

Детство

Мераб Константинович Мамардашвили родился 15 сентября 1930 года в городе Гори (Грузия) в семье военного. В возрасте четырех лет вместе с родителями он переехал в Россию, так как его отца направили на учебу в Ленинград. Позже семья перебралась в Украину, где мальчик пошел в школу.

В начале 1940-х годов отец будущего философа ушел на фронт, а мать с сыном переехала в Тбилиси. Здесь Мамардашвили окончил школу с золотой медалью и выбрал для дальнейшего обучения философский факультет Московского государственного университета. Еще в юности его заинтересовали вопросы сознания и мышления, что определило его дальнейший путь. После получения диплома он решил продолжить изучение философии в аспирантуре.

Работая над диссертацией, Мамардашвили устроился в журнал «Вопросы философии», где не только занимался редактированием и рецензированием материалов, но и начал публиковать собственные статьи. Вскоре он получил направление на работу в Чехословакию. Там он провел пять лет, занимая должность редактора, а затем заместителя заведующего международным журналом «Проблемы мира и социализма», где также печатал свои философские размышления.

Мераб Мамардашвили в молодости

За годы работы за границей Мамардашвили наладил связи с европейскими философами и регулярно ездил во Францию. За это его современники прозвали «гражданином мира», хотя сам он не считал себя таковым. Он отвергал идею деления науки и искусства по национальному признаку, утверждая, что истина не имеет границ.

Незадолго до ввода советских войск в Чехословакию его командировка не была продлена, и он был вынужден вернуться в СССР. После этого ему запретили выезд за границу. Вернувшись, Мамардашвили вновь занял пост заместителя главного редактора в журнале «Вопросы философии» и начал читать лекции по анализу сознания для студентов-психологов в Московском государственном университете.

Именно в этот период он начал записывать свои курсы в форме бесед, фрагменты которых позже разошлись по стране в виде цитат, а сами записи распространялись наряду с произведениями советского андеграунда и самиздата. Он также вел специальные курсы на философском факультете и руководил отделом Института международного рабочего движения Академии наук СССР.

В 1970 году в Тбилиси Мамардашвили защитил докторскую диссертацию, а через несколько лет получил звание профессора. Однако в середине 1970-х его научная деятельность столкнулась с политическими препятствиями. Из-за разногласий в идеологических вопросах он покинул «Вопросы философии» и прекратил чтение лекций в МГУ. Неспособность молчать о своих убеждениях сделала его одной из ключевых фигур независимой интеллектуальной среды.

В последующие пять лет он работал старшим научным сотрудником в Институте истории естествознания и техники Академии наук, продолжая преподавать историю философии, античную философию искусства и анализ сознания в различных вузах, включая ВГИК.

В 1980 году Мамардашвили пригласили в Тбилиси, где он занял должность главного научного сотрудника Института философии. Здесь он преподавал специалистам, а также проводил открытые факультативные лекции для всех желающих. О тбилисском периоде его жизни впоследствии писал его друг, писатель и философ Гиви Маргвелашвили.

Академическая карьера

Мераб Константинович Мамардашвили в 1961 году был направлен Международным отделом ЦК КПСС в Прагу для работы в журнале «Проблемы мира и социализма». В течение пяти лет он занимал должность заведующего отделом критики и библиографии. В этот период он прочитал цикл романов Марселя Пруста «В поисках утраченного времени», который оказал глубокое влияние на его дальнейшие философские размышления. Во время работы в Праге Мамардашвили совершал командировки в Италию, ФРГ, ГДР и на Кипр, однако его попытка продлить командировку в Париж не увенчалась успехом. Он был отозван в Москву и на несколько лет получил статус «невыездного».

С 1966 по 1969 год Мамардашвили заведовал отделом в Институте международного рабочего движения АН СССР, где работал вместе с такими философами, как П. П. Гайденко, Ю. Н. Давыдов, Э. Ю. Соловьев и А. П. Огурцов. В 1968 году по приглашению И. Т. Фролова занял пост заместителя главного редактора журнала «Вопросы философии» и параллельно читал лекции на психологическом факультете МГУ, посвященные проблемам анализа сознания. В эти годы он подружился с Юрием Сенокосовым и Александром Пятигорским, а также начал читать лекции в Институте кинематографии, на Высших курсах сценаристов и режиссёров, в Институте общей и педагогической психологии АПН СССР, а также в Риге, Вильнюсе и Ростове-на-Дону. Его лекции, зачастую записанные на магнитофон, стали важной частью его творческого наследия.

В 1970 году в Тбилисском государственном университете Мамардашвили защитил докторскую диссертацию «Формы и содержание мышления» и спустя два года получил звание профессора. В 1970–1971 годах он преподавал для иностранных студентов Института общественных наук при ЦК КПСС. В 1973 году выступил с докладом «Наука и ценности — бесконечное и конечное» на круглом столе по вопросам науки, этики и гуманизма. В 1976 году представил доклад «Обязательность формы» в рамках дискуссии о взаимодействии науки и искусства, организованной журналом «Вопросы философии».

С 1974 по 1980 год Мамардашвили работал старшим научным сотрудником в Институте истории естествознания и техники АН СССР. В этот период он читал лекции по ряду ключевых философских тем, среди которых:

  • Проблемы анализа сознания (Институт общей и педагогической психологии АПН СССР),
  • Введение в философию (1978–1980, ВГИК),
  • Современная европейская философия XX века (1978–1980, ВГИК),
  • Лекции по античной философии (1979–1980, ВГИК),
  • Философия искусства (Высшие режиссёрские курсы),
  • Аналитика познавательных форм и онтология сознания (1979–1980, Рига, Ростов-на-Дону, Вильнюс).

В 1980 году философ вернулся в Тбилиси, где был приглашён академиком Нико Чавчавадзе на должность главного научного сотрудника Института философии АН Грузинской ССР. До 1990 года он преподавал в Тбилисском государственном университете, читал курсы в Союзе аспирантов Грузии, Театральном институте, а также в Институте общей и педагогической психологии. Его лекции охватывали темы, связанные с Декартом, Кантом, Прустом и феноменологией. Он также проводил семинары в разных городах Грузии, включая Боржоми.

В 1981–1982 годах Мамардашвили прочитал курс «Картезианские размышления» о философии Декарта и курс «Кантианские вариации», которые позже были опубликованы. В это же время он начал читать лекции о Прусте в Тбилисском университете. Он также участвовал в работе Межведомственного совета по проблеме сознания при Госкомитете по науке и технике СССР.

В 1983 году философ выступил с докладом «Классический и неклассический идеал рациональности» на Второй Всесоюзной школе по проблемам понимания сознания. В 1984 году он опубликовал книгу «Классический и неклассический идеал рациональности», а его лекции о Прусте стали основой для работы «Психологическая топология пути: М. Пруст, „В поисках утраченного времени“». В том же году он выступил с докладом «Сознание и цивилизация» в Батуми.

В 1986 году Мамардашвили участвовал в телемосте «Москва — Бостон», где обсуждал тему «Ядерный век. Культура и бомба» с американскими учеными и писателями, среди которых были Курт Воннегут и Эдгар Доктороу. В 1986–1987 годах он читал лекции по эстетике мышления, позднее изданные в книгах «Беседы о мышлении» (1991) и «Эстетика мышления» (2000).

В 1987 году он впервые за 20 лет выехал за границу, посетив Италию. В том же году он выступил с докладом «Проблема сознания и философское призвание» в Институте философии АН СССР. В конце 1980-х Мамардашвили активно участвовал в политической жизни Грузии, открыто выступая против национализма и экстремизма Звиада Гамсахурдия. В 1990 году в интервью «Верю в здравый смысл» он заявил: «Если мой народ выберет Гамсахурдиа, тогда мне придется пойти против собственного народа в смысле своих взглядов и настроений. Я не хочу в это верить».

В 1988 году он принял участие в международных конференциях «Человек Европы» в Париже и Дортмундская конференция в США. В декабре того же года он выступил с докладом «Феноменология — сопутствующий момент всякой философии» на круглом столе, посвящённом феноменологии и её роли в современной философии.

Философские идеи

Мераб Мамардашвили видел смысл жизни в самореализации, в том, чтобы человек «исполнялся в качестве Человека». Он считал, что существование человека — это непрерывный процесс его становления (аутопоэзис), а осознание своей уникальности и незаменимости — важнейшая характеристика человеческой природы. Как и Кант, он подчеркивал достоинство человека, используя в гуманистическом ключе библейскую идею о человеке как «образе и подобии Божием». При этом он критиковал подмену реальности абстрактными идеалами, считая такой подход «роковой ошибкой мышления». В социальной сфере философ полагал, что главным источником зла является инфантилизм, выражающийся в недостаточной зрелости общества.

Философ Мераб Мамардашвили

Его философия, известная как «живая философия», требовала от слушателей и читателей активного размышления и самостоятельной работы над собой. Многие его идеи, не будучи записанными систематически, сохранились благодаря аудиозаписям лекций, интервью и докладам на конференциях. Сам он называл свое философствование «сократическим» в том смысле, что оно основывалось на диалоге и не оставило после себя большого письменного наследия.

Реальная философия против философских систем

Мамардашвили разграничивал «реальную философию» и философские системы. Реальная философия, по его мнению, занимается осмыслением фундаментальных вопросов человеческого существования, а не созданием догматических конструкций. Он предлагал несколько определений философии:

  • «Сознание вслух» – способность человека формулировать и осознавать собственные мысли.
  • «Узнавание того, что есть на самом деле» – философия помогает человеку понять, что происходит в реальности и даже предсказать собственные будущие чувства после осознания истинного значения происходящего (идея, развитая в его лекциях о Прусте).
  • «Орудие самоконструирования человека» – поскольку человек, по Мамардашвили, не является чисто природным существом, его развитие и самоосознание выходят за рамки биологических законов.
  • «Учение о бытии» – философия отвечает на вопросы о том, почему мир устроен именно так, почему существует человек и каковы его отношения с миром.
  • «Учение о мышлении» – Мамардашвили утверждал тождество бытия и мышления: человек существует как мыслящее существо, а его бытие – это его осмысленная деятельность.
  • «Учение о тайне бытия» – в центре философии находится проблема совести и различения добра и зла, что составляет основу человеческой этики.
  • «Учение о свободе» – философия исследует условия, при которых возможно свободное существование человека.
  • «Гигиена мышления» – в условиях информационного хаоса философия служит защитой от интеллектуального давления, не давая человеку потерять разум.
  • «Машина переживания» – философия является инструментом осмысления человеческого опыта и эмоций.
  • «Учение о вечных проблемах» – философия изучает саму себя, постоянно возвращаясь к извечным вопросам.

Мамардашвили видел в философии не просто интеллектуальную дисциплину, а способ существования. Его идеи, несмотря на трудность восприятия, продолжают вдохновлять и переосмысляться последующими поколениями мыслителей.

Личная жизнь

В личной жизни Мераб Мамардашвили слыл человеком страстным и увлекающимся. Он каждый раз влюблялся так, словно это происходило в последний раз, а после расставания стремился поддерживать дружеские отношения со своими бывшими возлюбленными, иногда даже сближая их между собой.

Говорят, что на протяжении всей жизни философ испытывал глубокие чувства к женщине по имени Зельма, которая была значительно старше его. Именно она, по слухам, стала его музой. Среди его возлюбленных также называют режиссера Наталью Рязанцеву, которая поделилась воспоминаниями о знакомстве с философом в программе «Ещенепознер».

Будучи студентом второго курса, Мамардашвили влюбился в свою однокурсницу Нину Мордасову. Их роман был бурным и страстным, и философу удалось покорить избранницу своим темпераментом. Одна из близких подруг Нины — Раиса Титаренко, в будущем ставшая женой Михаила Горбачева, — также была вовлечена в любовные события того времени. В 1953 году обе пары зарегистрировали свои браки в одном из загсов на берегу Яузы.

Спустя некоторое время у Мамардашвили и Мордасовой родилась дочь Алена (Елена). В детстве она часто бывала в Грузии, а в 1967 году, по рекомендации врачей, осталась жить в Тбилиси, где провела девять лет. В 1976 году она вернулась в Москву. О других детях философа ничего не известно.

Сегодня Елена Мерабовна занимается наследием своего отца. Благодаря её усилиям были изданы книги «Психологическая топология пути» и «Беседы о мышлении». Она активно публикует архивные материалы, лекции и редкие фотографии на сайте Фонда Мамардашвили, который служит важным ресурсом для изучения его философии и интеллектуального наследия.

Смерть

Мераб Мамардашвили скоропостижно скончался 25 ноября 1990 года в московском аэропорту Внуково, откуда собирался вылететь в Тбилиси. Официальной причиной смерти назван сердечный приступ, однако его близкие и друзья связывали ухудшение здоровья философа с травлей, которой он подвергался в последние годы. Мамардашвили открыто выступал против националистической политики Звиада Гамсахурдия и критиковал его идеи, что сделало его мишенью нападок в Грузии. В ходе президентских выборов он оказался среди оппозиционеров, что лишь усилило давление.

Памятник Мерабу Мамардашвили

После смерти философ был похоронен в Тбилиси рядом с могилой своего отца. Несмотря на сложные обстоятельства последних лет, его интеллектуальное наследие продолжает жить, оказывая влияние на последующие поколения мыслителей.

Ссылки

Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter.

Share