Мирра Лохвицкая – «русская Сафо», одна из самых значимых поэтов и литераторов XIX и начала XX века. Сестра Надежды «Тэффи» Лохвицкой. Считается основоположницей женского направления в русской лирике. Обладательница Пушкинской премии.
19 ноября 1869 года в семье Лохвицких родилась девочка, которую назвали Марией. Родители были известными в Петербурге людьми. Отец, Александр Владимирович, имел успешную адвокатскую практику, был доктором юридических наук. Мать, француженка по происхождению, Варвара Гойер, получила хорошее образование, увлекалась литературой.
Машу крестили 30 ноября, в Сергиевском соборе Санкт-Петербурга, неподалеку от дома Лохвицких (они жили на примыкающей улице, были прихожанами этого храма). До рождения Марии семья часто переезжала. Лохвицкие жили в Москве и Одессе, в Германии и других странах. Но осесть решили в Петербурге.
Правда, спустя 5 лет снова засобирались в Москву. Здесь, спустя некоторое время, Мария поступила в гимназию, а затем в Александровское училище, оставаясь на полном пансионе у родителей. К несчастью, в семье в тот период не все было благополучно. Ее отец умер, когда девушке не исполнилось и 15 лет. Мать с младшими сестрами уехала в Петербург. А Мария осталась, чтобы окончить образование. С дипломом домашней учительницы, в 1888 году она тоже приезжает в город своего детства.
Брат Марии, Николай Лохвицкий, был старше ее на 2 года. Впоследствии он тоже войдет в историю, как генерал-лейтенант, белоэмигрант, председатель общества монархистов в Париже.
Младшая сестра Маши, Надежда, тоже сыграла значительную роль в русской литературе. Под псевдонимом Тэффи ее будут знать как писательницу и переводчицу. Но предадут забвению после эмиграции.
Стихи в семье писали все, кроме отца. Но среди детей (шестерых сестер и брата) это дело считалось постыдным секретом. Поэтому вирши слагали скрытно, и от родственников их прятали. Так, о том, что Николай пишет стихи, Маша и Надя узнали уже после его отъезда на учебу.
Сама Мирра сочинять стихи начала достаточно рано. Но всерьез погрузилась в творчество уже после смерти отца. С 15 лет она пишет стихи, сначала в стол, а затем пробует их публиковать. Первые литературные опыты Лохвицкой выходят в печать в 1888 году, еще во время учебы. Выпустившись, она активизирует свою деятельность. Вскоре стихи, подписанные «М. Лохвицкая» можно увидеть в журнале «Север» и «Труд», а также в других периодических изданиях.
Интересно, что сама поэтесса к тому времени уже именовала себя Миррой. Это имя прижилось в литературных кругах, о нем узнали читатели. Девушка получает доступ туда, где обычного человека не примут: в богемную среду. Она проводит время в компании литератора Немировича-Данченко и писателя Всеволода Соловьева, историка Гнедичем. Стихи двадцатилетней Мирры удивительно зрелы. И все они посвящены любви.
Не зря Мирру сравнивали с греческой поэтессой Сафо. В ее стихах была жажда любви – к детям, к мужчине. События в произведениях разного времени развивались сюжетно, сценами. И читатели следили за ними, как за увлекательным сериалом. Вот героиня черпает личное счастье в материнстве. А вскоре уже терзается муками неразделенной любви.
Первый сборник Лохвицкой «Стихотворения», в который вошли произведения 1889-1895 годов, имел огромный успех. Она получила Пушкинскую премию, довольно быстро обрела настоящую славу. Первый сборник стал посвящением мужу, поддерживавшему жену-поэтессу на ее литературном пути. Второй издали в 1898 году. В него вошли произведения прошедших двух лет.
В 1890 годы Мирра с матерью и сестрами часто ездила на дачу в места между Ораниенбаумом и Петергофом, на берегу финского залива. Здесь Лохвицкая пишет поэму «У моря», а также ряд других произведений.
К началу XX века не было в России более известной и успешной поэтессы, чем Мирра. Ее охотно печатают, а книги раскупают мгновенное, переписывают в дневники и тайные тетради, цитируют в любовных записках. Удивительно, но собратья-литераторы такому успеху не завидовали. Возможно, не видели в женщине конкурентку, или просто щадили слабую здоровьем мать четверых детей.
Единственное, что критики не могли простить Лохвицкой – отсутствия в ее стихах гражданской позиции. На фоне поэтов-народников, входивших в моду, она была орхидеей – экзотическим цветком, особенно бросающимся в глаза. Прекрасное образование позволяло Мирре создавать стихи на известные всем сюжеты красивым и живым языком.
С 1898 года Лохвицкая возвращается в Петербург после 6 лет отсутствия. Ее с радостью принимают в местном литературном сообществе. Она входит в кружок поэта Константина Случевского, общается с Федором Сологубом, Иваном Буниным, другими писателями и поэтами.
В 1900 году в печать вышел третий сборник произведений Мирры. Здесь были опубликованы ее знаменитые произведения «Венделин», «Он и она. Два слова», и другие, повлекшие за собой слухи о романе с тем, кто был умело скрыт за этими строками – с Константином Бальмонтом.
Четвертый том ее стихотворных сочинений, со сказками и даже пятиактной драмой, вышел в 1902 году. Здесь исследователи творчества Лохвицкой находят и автобиографические совпадения, и мистицизм – отголосок знакомства с Брюсовым.
Пятый сборник вышел уже после смерти поэтессы в 1905 году. За него Мирра Лохвицкая получила половинную Пушкинскую премию. А двумя годами позже произошло издание ранее неопубликованных произведений. В сборник вошли не только стихи, но и пьесы. Книга «Перед закатом» раскрывает читателю совсем другую Мирру. С глубокими мистическими откровениями и переживаниями, со страхом неизвестности.
Вообще, тема мистики и драматизма в ее позднем творчестве прослеживается достаточно явно. Начиная с рождения четвертого ребенка 1900 году строки Лохвицкой становятся все мрачнее, обнажая проблему ее психологического состояния. В строках поэтессы возникают библейские и средневековые сюжеты.
Мирру Лохвицкую называли одной из самых красивых женщин своего времени. Даже в сравнении с родными сестрами она выделялась особым очарованием. Но внешняя привлекательность сыграла с Лохвицкой злую шутку. Ее банально не воспринимали всерьез. Приглашали на поэтические вечера как «украшение», а не полноправного литератора.
Кроме того, Мирра была довольно застенчива. И при публичных выступлениях смущение девушки, а затем и молодой женщины, сильно портило впечатление. А позже у нее развилась базедова болезнь, и былая красота исчезла. В конце жизни Мирра избегала появляться на публике.
По воспоминаниям Ивана Бунина – великого русского поэта, не особенно щедрого на комплименты, в Лохвицкую были влюблены все. Она поражала красотой голоса и сиянием глаз, открытостью и живостью характера. А цвет лица поэтессы Бунин и вовсе сравнивает с оттенком крымского яблока с безупречной нежной кожицей.
На даче по Ораниенбаумом Мирра познакомилась с сыном соседей, Евгением Жибером. Завязался роман, окончившийся вскоре браком. Мирра выходила замуж не по огромной любви, но ее чувства к мужу были крепки. В течение всей жизни эта красивая женщина оставалась ему верна, вопреки слухам.
Свадьба пары прошла в Петербурге. А вскоре родился и первенец пары, сын Михаил. Молодой муж завершил свое образование, получил специальность инженера, и отправился по России в командировки. Молодая семья успела пожить в Тихвине и Ярославле, затем в Москве. В Петербург пара переехала только в 1898 году. Уже с тремя сыновьями
Состоялась Мирра Лохвицкая в личной жизни и как мать – у них с Жибером было пятеро сыновей. Младшему к моменту смерти мамы было около года, старшему 14. Детей она очень любила, нередко удостаивала их своим вниманием в стихах.
Но их ждала трагическая судьба. Двое сыновей покончили жизнь самоубийством в эмиграции. Старшие, Владимир и Евгений, не пережили блокаду Ленинграда. Самый младший, Валерий, в 70 годы XX века все еще жил в Париже. Но затем и его след затерялся.
Поэтическая дуэль посвящений, которая происходила между Лохвицкой и Бальмонтом, достойна отдельного внимания. Конечно, современники много говорили об их тайном романе. Но друзья Лохвицкой, в том числе Бунин, называют ее самой добродетельной женой и матерью. Грешницей Мирра была только в своих стихах.
В одном из своих биографических очерков Константин Бальмонт упоминает поэтессу как своего друга, собрата по перу. Но не более. В архиве Лохвицкой есть личное письмо от Бальмонта. Из его текста можно понять, что переписка между литераторами им не ограничивалась. Но, вероятно, остальные отправления уничтожили.
Достоверно известно лишь то, что познакомились поэты предположительно в Крыму, не позднее 1896 года, еще до женитьбы Константина. В творчестве обоих литераторов этот период отражен почти сотней перекликающихся стихов. Словно Мирра и Бальмонт таким образом ведут игру, невидимую для читателя.
В 1903 году выходит сборник Константина «Будем как солнце». Он посвящен Лохвицкой. Тем больнее станет для нее предательство Бальмонта, который вскоре женится по расчету, и уедет. Эту историю она выводит в своих поздних произведениях.
Некоторые биографы считают именно Константина виновником ухудшавшегося душевного состояния поэтессы. Тому нравилось ощущать себя кукловодом, дергающим за нитки. А Лохвицкая, влюбленная, но несвободная, терзалась чувством вины перед мужем и детьми. Фактически, она даже пережила некую форму душевного расстройства.
И даже после смерти поэтессы, драма с Бальмонтом не прекратилась. Константин назвал свою дочь Миррой. В эмиграции, в Париже, в 1922 году девушка познакомилась с Измаилом Жибером, сыном Лохвицкой. Бальмонт тепло принял молодого человека, отметив его сходство с матерью. Измаил ухаживал за Миррой около двух лет. Но затем покончил жизнь самоубийством, оставив в наследство дочери Бальмонта портрет своей матери и стихи, написанные им.
Более 10 лет Мирра Лохвицкая-Жибер страдала мигренями, бессонницей, у нее случались депрессии. На творчество сил оставалось все меньше. Начались проблемы с сердцем. Все чаще повторялись приступы стенокардии. Временами боль становилась нестерпимой. Одновременно у Мирры были проблемы эндокринного характера, диагностированная Базедова болезнь, и дифтерит. Но основной проблемой была именно стенокардия, истощившая, подорвавшая силы Лохвицкой.
Декабрь 1904 года Мирра пережила новый виток болезни. Но оправилась, и даже поехала на дачу в Финляндию, намереваясь провести там лето. Правда, этим планам не суждено было сбыться. Короткое облегчение сменилось новыми острыми приступами боли. Лохвицкую перевезли в город, затем поместили в клинику, чтобы обеспечить необходимый покой.
25 августа 1905 года приступы боли стали невыносимыми. Мирре кололи морфий, но даже он не помогал до конца. Поэтесса погрузилась в медикаментозный сон лишь после увеличения дозы. А спустя 2 дня умерла, так и не придя в сознание. Поэтессе, матери пятерых детей, было всего 35 лет.
Хоронили Мирру Лохвицкую по церковному обряду. С отпеванием в одной из церквей Александро-Невской лавры. При этом событии присутствовали лишь самые близкие. Похороны состоялись 29 августа, в Санкт-Петербурге, на Никольском кладбище.