Мирра Александровна Лохвицкая

Мирра Лохвицкая — биография


Мирра Лохвицкая – «русская Сафо», одна из самых значимых поэтов и литераторов XIX и начала XX века. Сестра Надежды «Тэффи» Лохвицкой. Считается основоположницей женского направления в русской лирике. Обладательница Пушкинской премии.

Ранние годы

19 ноября 1869 года в семье Лохвицких родилась девочка, которую назвали Марией. Родители были известными в Петербурге людьми. Отец, Александр Владимирович, имел успешную адвокатскую практику, был доктором юридических наук. Мать, француженка по происхождению, Варвара Гойер, получила хорошее образование, увлекалась литературой.

Машу крестили 30 ноября, в Сергиевском соборе Санкт-Петербурга, неподалеку от дома Лохвицких (они жили на примыкающей улице, были прихожанами этого храма). До рождения Марии семья часто переезжала. Лохвицкие жили в Москве и Одессе, в Германии и других странах. Но осесть решили в Петербурге.

Молодая Мирра Лохвицкая

Правда, спустя 5 лет снова засобирались в Москву. Здесь, спустя некоторое время, Мария поступила в гимназию, а затем в Александровское училище, оставаясь на полном пансионе у родителей. К несчастью, в семье в тот период не все было благополучно. Ее отец умер, когда девушке не исполнилось и 15 лет. Мать с младшими сестрами уехала в Петербург. А Мария осталась, чтобы окончить образование. С дипломом домашней учительницы, в 1888 году она тоже приезжает в город своего детства.

Брат Марии, Николай Лохвицкий, был старше ее на 2 года. Впоследствии он тоже войдет в историю, как генерал-лейтенант, белоэмигрант, председатель общества монархистов в Париже.

Младшая сестра Маши, Надежда, тоже сыграла значительную роль в русской литературе. Под псевдонимом Тэффи ее будут знать как писательницу и переводчицу. Но предадут забвению после эмиграции.

Стихи в семье писали все, кроме отца. Но среди детей (шестерых сестер и брата) это дело считалось постыдным секретом. Поэтому вирши слагали скрытно, и от родственников их прятали. Так, о том, что Николай пишет стихи, Маша и Надя узнали уже после его отъезда на учебу.

Поэтическое творчество

Сама Мирра сочинять стихи начала достаточно рано. Но всерьез погрузилась в творчество уже после смерти отца. С 15 лет она пишет стихи, сначала в стол, а затем пробует их публиковать. Первые литературные опыты Лохвицкой выходят в печать в 1888 году, еще во время учебы. Выпустившись, она активизирует свою деятельность. Вскоре стихи, подписанные «М. Лохвицкая» можно увидеть в журнале «Север» и «Труд», а также в других периодических изданиях.

Интересно, что сама поэтесса к тому времени уже именовала себя Миррой. Это имя прижилось в литературных кругах, о нем узнали читатели. Девушка получает доступ туда, где обычного человека не примут: в богемную среду. Она проводит время в компании литератора Немировича-Данченко и писателя Всеволода Соловьева, историка Гнедичем. Стихи двадцатилетней Мирры удивительно зрелы. И все они посвящены любви.

Сборник стихов Мирры Лохвицкой

Не зря Мирру сравнивали с греческой поэтессой Сафо. В ее стихах была жажда любви – к детям, к мужчине. События в произведениях разного времени развивались сюжетно, сценами. И читатели следили за ними, как за увлекательным сериалом. Вот героиня черпает личное счастье в материнстве. А вскоре уже терзается муками неразделенной любви.

Первый сборник Лохвицкой «Стихотворения», в который вошли произведения 1889-1895 годов, имел огромный успех. Она получила Пушкинскую премию, довольно быстро обрела настоящую славу. Первый сборник стал посвящением мужу, поддерживавшему жену-поэтессу на ее литературном пути. Второй издали в 1898 году. В него вошли произведения прошедших двух лет.

В 1890 годы Мирра с матерью и сестрами часто ездила на дачу в места между Ораниенбаумом и Петергофом, на берегу финского залива. Здесь Лохвицкая пишет поэму «У моря», а также ряд других произведений.

К началу XX века не было в России более известной и успешной поэтессы, чем Мирра. Ее охотно печатают, а книги раскупают мгновенное, переписывают в дневники и тайные тетради, цитируют в любовных записках. Удивительно, но собратья-литераторы такому успеху не завидовали. Возможно, не видели в женщине конкурентку, или просто щадили слабую здоровьем мать четверых детей.

Единственное, что критики не могли простить Лохвицкой – отсутствия в ее стихах гражданской позиции. На фоне поэтов-народников, входивших в моду, она была орхидеей – экзотическим цветком, особенно бросающимся в глаза. Прекрасное образование позволяло Мирре создавать стихи на известные всем сюжеты красивым и живым языком.

С 1898 года Лохвицкая возвращается в Петербург после 6 лет отсутствия. Ее с радостью принимают в местном литературном сообществе. Она входит в кружок поэта Константина Случевского, общается с Федором Сологубом, Иваном Буниным, другими писателями и поэтами.

В 1900 году в печать вышел третий сборник произведений Мирры. Здесь были опубликованы ее знаменитые произведения «Венделин», «Он и она. Два слова», и другие, повлекшие за собой слухи о романе с тем, кто был умело скрыт за этими строками – с Константином Бальмонтом.

Четвертый том ее стихотворных сочинений, со сказками и даже пятиактной драмой, вышел в 1902 году. Здесь исследователи творчества Лохвицкой находят и автобиографические совпадения, и мистицизм – отголосок знакомства с Брюсовым.

Пятый сборник вышел уже после смерти поэтессы в 1905 году. За него Мирра Лохвицкая получила половинную Пушкинскую премию. А двумя годами позже произошло издание ранее неопубликованных произведений. В сборник вошли не только стихи, но и пьесы. Книга «Перед закатом» раскрывает читателю совсем другую Мирру. С глубокими мистическими откровениями и переживаниями, со страхом неизвестности.

Вообще, тема мистики и драматизма в ее позднем творчестве прослеживается достаточно явно. Начиная с рождения четвертого ребенка  1900 году строки Лохвицкой становятся все мрачнее, обнажая проблему ее психологического состояния. В строках поэтессы возникают библейские и средневековые сюжеты.

Внешность

Мирру Лохвицкую называли одной из самых красивых женщин своего времени. Даже в сравнении с родными сестрами она выделялась особым очарованием. Но внешняя привлекательность сыграла с Лохвицкой злую шутку. Ее банально не воспринимали всерьез. Приглашали на поэтические вечера как «украшение», а не полноправного литератора.

Кроме того, Мирра была довольно застенчива. И при публичных выступлениях смущение девушки, а затем и молодой женщины, сильно портило впечатление. А позже у нее развилась базедова болезнь, и былая красота исчезла. В конце жизни Мирра избегала появляться на публике.

По воспоминаниям Ивана Бунина – великого русского поэта, не особенно щедрого на комплименты, в Лохвицкую были влюблены все. Она поражала красотой голоса и сиянием глаз, открытостью и живостью характера. А цвет лица поэтессы Бунин и вовсе сравнивает с оттенком крымского яблока с безупречной нежной кожицей.

Личная жизнь

На даче по Ораниенбаумом Мирра познакомилась с сыном соседей, Евгением Жибером. Завязался роман, окончившийся вскоре браком. Мирра выходила замуж не по огромной любви, но ее чувства к мужу были крепки. В течение всей жизни эта красивая женщина оставалась ему верна, вопреки слухам.

Мирра Лохвицкая с мужем

Свадьба пары прошла в Петербурге. А вскоре родился и первенец пары, сын Михаил. Молодой муж завершил свое образование, получил специальность инженера, и отправился по России в командировки. Молодая семья успела пожить в Тихвине и Ярославле, затем в Москве. В Петербург пара переехала только в 1898 году. Уже с тремя сыновьями

Состоялась Мирра Лохвицкая в личной жизни и как мать – у них с Жибером было пятеро сыновей. Младшему к моменту смерти мамы было около года, старшему 14. Детей она очень любила, нередко удостаивала их своим вниманием в стихах.

Но их ждала трагическая судьба. Двое сыновей покончили жизнь самоубийством в эмиграции. Старшие, Владимир и Евгений, не пережили блокаду Ленинграда. Самый младший, Валерий, в 70 годы XX века все еще жил в Париже. Но затем и его след затерялся.

Отношения с Бальмонтом

Поэтическая дуэль посвящений, которая происходила между Лохвицкой и Бальмонтом, достойна отдельного внимания. Конечно, современники много говорили об их тайном романе. Но друзья Лохвицкой, в том числе Бунин, называют ее самой добродетельной женой и матерью. Грешницей Мирра была только в своих стихах.

В одном из своих биографических очерков Константин Бальмонт упоминает поэтессу как своего друга, собрата по перу. Но не более. В архиве Лохвицкой есть личное письмо от Бальмонта. Из его текста можно понять, что переписка между литераторами им не ограничивалась. Но, вероятно, остальные отправления уничтожили.

Мирра Лохвицкая и Константин Бальмонт

Достоверно известно лишь то, что познакомились поэты предположительно в Крыму, не позднее 1896 года, еще до женитьбы Константина. В творчестве обоих литераторов этот период отражен почти сотней перекликающихся стихов. Словно Мирра и Бальмонт таким образом ведут игру, невидимую для читателя.

В 1903 году выходит сборник Константина «Будем как солнце». Он посвящен Лохвицкой. Тем больнее станет для нее предательство Бальмонта, который вскоре женится по расчету, и уедет. Эту историю она выводит в своих поздних произведениях.

Некоторые биографы считают именно Константина виновником ухудшавшегося душевного состояния поэтессы. Тому нравилось ощущать себя кукловодом, дергающим за нитки. А Лохвицкая, влюбленная, но несвободная, терзалась чувством вины перед мужем и детьми. Фактически, она даже пережила некую форму душевного расстройства.

И даже после смерти поэтессы, драма с Бальмонтом не прекратилась. Константин назвал свою дочь Миррой. В эмиграции, в Париже, в 1922 году девушка познакомилась с Измаилом Жибером, сыном Лохвицкой. Бальмонт тепло принял молодого человека, отметив его сходство с матерью. Измаил ухаживал за Миррой около двух лет. Но затем покончил жизнь самоубийством, оставив в наследство дочери Бальмонта портрет своей матери и стихи, написанные им.

Смерть

Более 10 лет Мирра Лохвицкая-Жибер страдала мигренями, бессонницей, у нее случались депрессии. На творчество сил оставалось все меньше. Начались проблемы с сердцем. Все чаще повторялись приступы стенокардии. Временами боль становилась нестерпимой. Одновременно у Мирры были проблемы эндокринного характера, диагностированная Базедова болезнь, и дифтерит. Но основной проблемой была именно стенокардия, истощившая, подорвавшая силы Лохвицкой.

Декабрь 1904 года Мирра пережила новый виток болезни. Но оправилась, и даже поехала на дачу в Финляндию, намереваясь провести там лето. Правда, этим планам не суждено было сбыться. Короткое облегчение сменилось новыми острыми приступами боли. Лохвицкую перевезли в город, затем поместили в клинику, чтобы обеспечить необходимый покой.

Памятник Мирре Лохвицкой

25 августа 1905 года приступы боли стали невыносимыми. Мирре кололи морфий, но даже он не помогал до конца. Поэтесса погрузилась в медикаментозный сон лишь после увеличения дозы. А спустя 2 дня умерла, так и не придя в сознание. Поэтессе, матери пятерых детей, было всего 35 лет.

Хоронили Мирру Лохвицкую по церковному обряду. С отпеванием в одной из церквей Александро-Невской лавры. При этом событии присутствовали лишь самые близкие. Похороны состоялись 29 августа, в Санкт-Петербурге, на Никольском кладбище.

Ссылки

Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter.

Share