Морис Дрюон — биография
Морис Дрюон — французский писатель, драматург, публицист, член Французской академии, автор цикла романов «Проклятые короли» и министр культуры Франции в 1970-е годы.
Происхождение и семья
Морис Самюэль Роже Шарль Дрюон родился 23 апреля 1918 года в Париже. Его род имел смешанные русские, литовские, бельгийские и бразильские корни и принадлежал к еврейской диаспоре. В автобиографической книге «Заря приходит из небесных глубин» он подробно проследил свою генеалогию, отмечая связи семьи с выдающимися деятелями культуры, среди которых Альфонс Доде, Жан-Жак Руссо и художник Гюстав Доре. Эти имена в роду Дрюонов упоминались как родственники или близкие друзья семьи.
Прадедом будущего писателя был оренбургский купец Антон Осипович Леск, разбогатевший на торговле и владевший сетью универсальных магазинов. Его дочь Раиса, родившаяся в Мемеле (ныне Клайпеда), уехала во Францию, где изучала медицину в Монпелье. Там она познакомилась с Самуилом Кесселем — уроженцем Российской империи. После свадьбы пара уехала в Аргентину, где родился Жозеф Кессель — будущий писатель, лётчик и член Французской академии, а затем вернулась в Оренбург, где появился на свет отец Мориса, Лазарь Кессель.
Детство и образование
В 1907 году семья переехала во Францию, поселившись в Ницце. Лазарь Кессель женился на внучке директора Гентской консерватории и выступал на сцене под псевдонимом Сибер. В 21 год он покончил жизнь самоубийством, обстоятельства чего мать, Леонилла, скрывала от сына до его совершеннолетия. После повторного брака она дала мальчику фамилию отчима — Рене Дрюона.

Морис с ранних лет проявлял интерес к литературе и истории. Он учился в частном лицее Мишле, а затем окончил Свободную школу политических наук (École Libre des Sciences Politiques), где изучал журналистику. Незадолго до начала Второй мировой войны прошёл обучение в кавалерийской школе в Сомюре — одном из старейших военных учебных заведений Франции, основанном по указу Людовика XV и позднее получившем название Cadre Noir.
В годы войны
С началом войны Дрюон участвовал в боях на Луаре, а после капитуляции Франции присоединился к движению Сопротивления. Через Португалию и Испанию он перебрался в Лондон, где стал участником Свободной Франции — организации, созданной генералом Шарлем де Голлем. Здесь он работал военным корреспондентом и сотрудничал с радиостанцией, вещавшей на оккупированные территории.
Именно в Лондоне он познакомился с русской эмигранткой Анной Бетулинской-Марли, автором «Песни партизан». Совместно со своим дядей Жозефом Кесселем Дрюон создал французский текст песни, которая стала неофициальным гимном французского Сопротивления. Позднее писатель называл это произведение своим самым значимым вкладом в литературу, несмотря на то что оно было создано по заказу.
После войны Морис Дрюон активно участвовал в общественной жизни и поддерживал идеи голлизма — политического направления, основанного на принципах независимости и национального достоинства. Он считал де Голля подлинным освободителем Франции и примером государственного мышления. В 1973 году Дрюон был назначен министром культуры Франции, где занимался вопросами сохранения культурного наследия и реформированием системы образования в сфере искусства.
На протяжении всей жизни он оставался верен идеалам сопротивления и служения Франции, сочетая литературную деятельность с государственной службой.
Литературное становление
Литературные способности Мориса Дрюона проявились ещё в школьные годы. Первое признание он получил, заняв второе место в национальном конкурсе сочинителей с работой, посвящённой изречению Луи Рено — основателя одноимённого автоконцерна. Уже в восемнадцать лет Дрюон начал публиковаться в специализированных изданиях, а в 1938 году выпустил свой первый сборник новелл «Огненная туча» (La Tête de la Gorgone). Эти ранние произведения сочетали философские размышления с реалистическими зарисовками, что впоследствии стало отличительной чертой стиля писателя.
Во время Второй мировой войны он служил военным корреспондентом и провёл последние годы конфликта в Германии и Эльзасе. После освобождения Европы, в 1946 году, Дрюон решил посвятить себя исключительно литературе. Его повесть «Последняя бригада» (La Dernière Brigade) стала художественным откликом на пережитое: автор осмыслил моральное поражение Франции и шок общества, столкнувшегося с коллаборационизмом и слабостью национального духа.
«Конец людей» и Гонкуровская премия
В начале 1950-х годов Дрюон завершил работу над циклом романов «Конец людей» (La Fin des hommes), где использовал реальные прототипы. Первая часть цикла — «Сильные мира сего» (Les Grandes Familles) — принесла автору Гонкуровскую премию 1948 года, высшую литературную награду Франции. В произведении он исследовал моральный упадок буржуазной элиты и кризис традиционных ценностей в послевоенной Европе. Роман отличался масштабностью замысла и тонкой психологической проработкой персонажей, благодаря чему закрепил за Дрюоном репутацию ведущего французского романиста своего поколения.
«Проклятые короли»
Всемирную известность писателю принесла серия исторических романов «Проклятые короли» (Les Rois maudits), над которой он работал более двух десятилетий. В семи томах цикла описаны события XIV века — борьба за французский престол, начавшаяся после проклятия, наложенного Великим магистром ордена тамплиеров на короля Филиппа IV Красивого и его потомков.
Первый роман, «Железный король» (Le Roi de fer), посвящён правлению Филиппа IV, а «Французская волчица» (La Louve de France) повествует о его дочери Изабелле, жене английского короля Эдуарда II, сыгравшей ключевую роль в его свержении. В книгах «Яд и корона» (Les Poisons de la couronne) и «Узница Шато-Гайара» (La Loi des mâles) раскрываются судьбы Людовика X Сварливого и его окружения, а фраза «Негоже лилиям прясть» (La Louve de France), ставшая названием одного из томов, символизирует мысль о невозможности женского правления во Франции. Заключительная часть — «Когда король губит Францию» (Quand un roi perd la France) — стала размышлением автора о пагубных последствиях слабого руководства для государства.
Другие произведения
Помимо исторических романов, Морис Дрюон создал множество произведений разных жанров. В книге «Александр Великий, или Книга о Боге» (Alexandre le Grand ou le livre de Dieu) он исследовал становление личности Александра Македонского как полководца и реформатора. В романе «Сладострастие бытия» (Les Grandes Amours) прообразом героини стала итальянская аристократка Луиза Казати — эксцентричная муза художников и модельеров первой половины XX века.
Для детей писатель создал притчу «Тисту — мальчик с зелёными пальцами» (Tistou les pouces verts), в которой тема человеческого добра воплощена через метафору чудесного дара. В «Дневнике Зевса» (Le Journal de Zeus) он сочетал философскую притчу с политической сатирой, а в «Письмах европейца» (Les Lettres d’un Européen) размышлял о будущем объединённой Европы, предвосхищая многие проблемы интеграции континента.
С 1966 года Морис Дрюон являлся членом Французской академии, а позднее — её постоянным секретарём, отвечавшим за вопросы развития искусства и литературного языка. На этом посту он прославился борьбой за сохранение чистоты французского языка, выступая против чрезмерного заимствования англицизмов. Его публицистика, регулярно появлявшаяся в газете Le Figaro, отражала консервативную позицию в защите национальной культуры, за что в обществе его называли «главным англофобом Франции».
Дрюон также занимал должность министра культуры, избирался депутатом Национального собрания и Европейского парламента. В 2007 году был принят в Российскую академию наук как иностранный член — знак признания его вклада в развитие гуманитарной мысли и укрепление франко-российских культурных связей.
Экранизации его произведений пользовались широкой популярностью: в них снимались Жанна Моро, Софи Лорен, Жерар и Жюли Депардье, Энтони Перкинс, Лайза Миннелли и Ингрид Бергман, что закрепило за Дрюоном статус одного из самых читаемых и экранизируемых авторов XX века.
Личная жизнь
Первой супругой Мориса Дрюона стала Женевьева Грег, с которой он познакомился ещё до начала Второй мировой войны. Их союз был оформлен официальным брачным контрактом — традиционной формой, закреплявшей имущественные права сторон во Франции первой половины XX века. Женевьева оставалась в Париже до 1944 года, отказываясь покидать родителей и брата, но после оккупации столицы была вынуждена бежать в Алжир. Оттуда она сообщила мужу, что намерена присоединиться к нему в Англии, где он находился в рядах Свободной Франции.
Позднее писатель вступил во второй брак. О своей новой избраннице, Мадлен, Дрюон предпочитал не распространяться, и обстоятельства их знакомства остались неизвестными. Известно лишь, что Мадлен была значительно моложе мужа и сопровождала его в поездках и официальных мероприятиях, оставаясь рядом на протяжении последующих десятилетий его жизни.
Помимо литературных занятий, Дрюон был страстным меломаном. Особое место в его вкусе занимала музыка XVII — начала XVIII века, прежде всего творчество Иоганна Себастьяна Баха. Писатель называл гармонию его сочинений «доступной лишь олимпийским богам, слушавшим музыку сфер», подчёркивая тем самым своё восприятие музыки как формы божественного порядка и отражения космической гармонии.
Последние годы и смерть
Морис Дрюон скончался 14 апреля 2009 года, за девять дней до своего девяносто первого дня рождения. Причины смерти официально не разглашались, однако современники предполагали, что она была естественной. К этому времени писатель уже давно отошёл от общественной деятельности, но продолжал поддерживать связь с коллегами по Французской академии и следил за культурной жизнью страны.
Отпевание прошло в парижском соборе Дома инвалидов (Hôtel des Invalides) — месте, традиционно связанном с памятью выдающихся военных и государственных деятелей Франции. Церемония состоялась по католическому обряду, что соответствовало вероисповеданию Дрюона. Сам он с иронией говорил, что «по-еврейски умеет лишь здороваться», подчёркивая культурное, а не религиозное значение своих еврейских корней.
Ранее писатель распорядился относительно своего захоронения: первоначально рассматривалось кладбище Пер-Лашез, где покоятся Сара Бернар, Марсель Марсо и другие выдающиеся французы, однако позднее он решил быть погребённым в собственном имении. На похоронах присутствовали президент Франции Николя Саркози, председатели Сената и Национального собрания, министры, академики и представители культурной элиты. Как ветерану и участнику движения Сопротивления ему были отданы воинские почести.
В 1970-е годы Дрюон приобрёл и восстановил аббатство Фэз в коммуне Артиг-де-Люссак (департамент Жиронда). Средневековое поместье XII века стало для него убежищем, где он писал, принимал гостей и проводил уединённые годы старости. Там, на территории аббатства, и находится могила писателя.
Избранные произведения
- «Песнь партизан» (1943, совместно с Ж. Кесселем)
- «Конец людей» (1948—1951) — трилогия
- «Сильные мира сего»
- «Крушение столпов»
- «Свидание в аду»
- «Тисту — мальчик с зелёными пальцами» (1957)
- «Проклятые короли» (1955—1960, 1977) — серия исторических романов
- «Железный король»
- «Узница Шато-Гайара»
- «Яд и корона»
- «Негоже лилиям прясть»
- «Французская волчица»
- «Лилия и лев»
- «Когда король губит Францию»
- «Мемуары Зевса» (1963—1967)
- «Париж от Цезаря до Людовика Святого» (1964)
- «Заря приходит из небесных глубин» (2006) — мемуары
Ссылки
Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter.









