Ауэзов Мухтар Омарханович – советский писатель казахского происхождения, ученый и драматург. Председатель Союза писателей, академик Лауреат премии имени Сталина.
Вся жизнь и время творчества Мухтара Ауэзова неразрывно связана со становлением литературы в Казахстане. Этот мужчина проживал жизнь полную трудностей и борьбы за простую возможность жить.
Известный советский писатель родился 28 сентября 1897 года в урочище Шынгыстау, на территории российской империи, так называемая Восточно-Казахстанская область. Мухтар остался сиротой в ранний период своей биографии. Сначала, в 1900 году неожиданно для семьи скончался отец. А спустя двенадцать лет из жизни шла и мама будущего поэта. Воспитанием, а позже и образованием полностью занимался его родной дядя Касымбек.
Прежде всего, мужчина отправил племянника в медрес, после которого Мухтар Омарханович поступил в училище расположенное в Семипалатинске. Спустя несколько лет парень уже получал педагогическое образование, проходя первую ступень обучения.
В партию большевиков молодой человек попал в 1919 году по собственной инициативе. Его назначают на одну из руководящих должностей. Дальнейший этап биографии поэта неразрывно связан с карьерным ростом. Прежде всего, в одном из отделов губкома Семипалатинска Мухтар проявил себя как грамотный специалист. Спустя время его перевели в издательство местной газеты под названием «Қазақ тілі», после чего он получил назначение в КазЦИК на должность секретаря. К слову сказать, для данной работы ему пришлось переехать в Оренбург.
Одновременно с развитием официальной карьеры Мухтар Ауэзов пробовал свои силы на писательском поприще. В этот период его жизни стали появляться не только отельные стих и пьесы, но и полноценные сборники казахского автора. К слову сказать, что некоторые из пьес Ауэзова были поставлены на сцене местного театра и пришлись по вкусу зрителю.
В 1922 году поэта за национализм и патриотические настроения исключили из большевицкой партии. А уже к осени того же года молодой человек поступает в Среднеазиатский университет, находящийся в Ташкенте и начинает сотрудничество с периодическим изданием под названием «Шолпан».
Отучившись всего один год, студент переводится в государственный университет Ленинграда, где посещает занятия на факультете социальных наук, кафедры литературы и языка. После того, как обучение в 1928 году подошло к концу, а молодой специалист получил свой заветный диплом, Мухтар Ауэзов возвращается на родину. Здесь он продолжает свое образование в аспирантуре Среднеазиатского университета.
Эти годы жизни известного поэта и прозаика омрачены новыми репрессиями. Власть стала преследовать всех представителей так называемой «осознанной интеллигенции». И каток репрессий добрался до казахской элиты. Мухтар Ауэзов был обвинен в организации оппозиционеров, из-за чего более двух лет провел под следствием. По решению судебного дела писателя лишили свободы на три года.
Уже после освобождения молодой человек устроился преподавателем и углубился в изучение наследия оставленного Абаем. Результатом этих научных изысканий стал напечатанный сборник со стихотворениями. К тому же Ауэзов готовил научное издание, в котором хотел представить общественности труды казахского просветителя и философа. А национальный театр с удовольствием и успехом ставил на своей сцене пьесы авторства Мухтара Омархановича.
В то время как писатель трудился, а труппа театра готовила новые постановки представители НКВД, всеми силами старались препятствовать изданию его творчества. Органы правопорядка изымали из печати рукописи, а из магазинов и библиотек уже изданные экземпляры. По этой и многим другим причинам поэт и прозаик был вынужден оставить родину и отправиться в Москву.
Практически сразу после переезда знаменитый казах стал сотрудничать со своим коллегой Леонидом Соболевым. Результатом этого совместного труда стала трагедия под названием «Абай», небольшой сборник с народными казахскими песнями, а так же научная работа об эпосе и фольклоре Казахстана.
Только в 1941 году Мухтар Омарханович решился вернуться на родину. Через пять лет мужчина получил звание профессора и доктора филологических наук академии АН Каз ССР. Однако все достижения и награды не смогли спасти литературного деятеля от новой волны репрессий. К тому же постоянные преследования ставили под угрозу и всю дальнейшую научную деятельность Ауэзова. Второй раз писателя обвинили в национализме, запретив доступ к архивам и работу в Казахских учебных заведениях. Мухтару Омархановичу вновь пришлось покинуть историческую родину. Обосновавшись в Москве, писатель заканчивает «Путь Абая» состоящий из четырех томов.
Только спустя несколько лет писатель смог отправиться в Казахстан, где ему вернули все награды и восстановили в должностях. С этого момента он ведет сотрудничество с организациями писателями и дважды избирается в Верховный Совет республики.
Пока литературный деятель был жив, все его работы рассматривались сквозь призму коммунистических догматов. Литературные критики относили все творчество Мухтара к категории социалистического реализма. Однако это никак не могло раскрыть жанровое и стилистическое богатство драматургии и прозы. На сегодняшний день творчество Ауэзова рассматривается совершенно под иным углом.
Мухтар Омарханович сочинил более двадцати пьес, повести, рассказы, стихи и романы. Его ранние произведения, появившиеся в двадцатых годах, раскрывают тему духовности и пробуждения народа, идею сплоченности и отторжение распрей. Среди ярких примеров того периода «Серый Лютый», где ярко описана степь и «Сиротская доля», в которой автор предстал как знаток психологии. В «Выстреле на перевале» показана сложная жизнь в ауле в дореволюционное время.
В поздний период творчества было издано «Племя молодое».
Самым большим литературным трудом автора стала эпопея под названием «Путь Абая». Именно за нее в 1958 году писатель был удостоен премии имени Ленина. Многие критики, да и читатели называют этот труд, величайшим романом двадцатого века, отмечая при этом его разносторонность и многоплановость.
Здесь, прежде всего военная тематика, проявившаяся в описании батальных сцен и кровавой реальности. Приключенческая сторона, показанная в виде сложнейших хитросплетений жизненных судеб героев произведения. Психологический аспект выражается в рассмотрении с разных сторон взаимоотношений поколений, противостояния нового и старого. Мифические предания тесно переплетены с захватывающими романтическими чувствами.
Как утверждали многочисленные исследователи творчества писателя, этот роман стал настоящим прорывом для казахской литературы и шагом навстречу к международному признанию. Главная работа в жизни Мухтара Ауэзова был переведен на двадцать языков.
Автор нескольких бессмертных произведений за свою жизнь был женат три раза, а так же жил в одном гражданском браке.
Первой официальной супругой стала юная девушка по имени Райхан, которая подарила мужу дочь. Девочку назвали Мугамиле и после расставания родителей, она осталась жить с отцом.
Второй женой была Камила Магауиякызы, внучка всеми известного Абая. В этом браке детей не было.
В третий раз писатель вступил в официальные отношения с Валентиной Кузьминой. Женщина родила супругу дочь, которую назвали Лейлой и наследник названного Ернаром. Однако и здесь личная жизнь не сложилась, брак не продлился достаточно долго.
Впоследствии мужчина жил в гражданском браке с женщиной известной под именем Фтима Габитова, которая родила Мухару его младшего сына – Мурата.
В 1961 году окружающие и поклонники творчества поэта и писателя узнали о его тяжелой болезни. Лечение проходило в Москве и требовало срочной операции, которую писатель не смог пережить. Он умер на шестьдесят пятом году своей жизни.
В 2006 году поклонники творчества казахского писателя смогли получить книгу от автора Николая Анастасьева в рамках серии «Жизнь замечательных людей», под названием «Мухтар Ауэзов. Трагедия триумфатора». Автором этого издания стал литературовед, профессор, эксперт в области англоязычной литературы. При этом он в своем труде утверждает, что казахский писатель по своей гениальности близок к Джеку Лондону, Уильяму Шекспиру и Джону Голсуорси.
Сегодня в Казахстане писателя чтут и помнят. Его именем названы учебные заведения, улицы и научные учреждения.
Именем Мухтара Ауэзова назван академический театр драмы в Алма-Ате.
В горах Тянь-Шаня есть вершина, которую покорители назвали в честь известного писателя.
Многочисленные памятники из гранита и бронзы можно увидеть в городах страны и по всему миру.
Комментарии
Жаль, что статью о таком писателе написал кто-то неграмотный и небрежный. Множество ошибок, бросающихся в глаза и сбивающих с толка. От грамматических до элементарно логических.
американцы пишут википедию, вот и ошибки и брехня.