Нестор Летописец — биография


Нестор Летописец – древнерусский писатель, агиограф, чьи труды датируются концом 11 – началом 12 века. Предположительно является автором трех фундаментальных произведений: «Повесть временных лет», «Житие Бориса и Глеба», «Житие Феофана Печерского».

«Повесть временных лет» — одно из самых значимых произведений монаха Киево-Печерского монастыря Нестора, ставшее памятником славянской культуры и древнерусской литературы. За этот гениальный труд русского летописца величают «отцом русской истории». Память о Несторе Летописце увековечила Православная церковь, причислив его к лицу святых и объявив 9 ноября праздником в его честь.

Ранние годы и монашество

Точный год рождения историка неизвестен, ученые лишь предполагают, что это произошло около 1056 года. О ранней биографии Нестора данных практически нет. Известно лишь, что в семнадцатилетнем возрасте он пришел в строящийся тогда Киево-Печерский монастырь, чтобы стать послушником и в дальнейшем принять монашество.

После смерти основателя монастыря Феодосия Печерского в 1074-м игуменом стал Стефан Блаженный, при котором состоялся монашеский постриг Нестора. В летописях сказано, что Стефан управлял обителью в течение четырех лет, отсюда историки сделали вывод, что ионический сан юноша принял приблизительно до 1078 года.

Предполагается, что молодой послушник успел лично познакомиться с Феодосием: именно он в конце 11-го столетия показал общественности место упокоения игумена. Эти события Нестор позже описал в «Повести временных лет», где сам он представлен в образе «лаврского инока», но не под своим именем.

Даже если Нестор знал лично основателя монастыря, то общение их было крайне редким. Каждый день послушников обители был расписан по минутам, большую часть времени они проводили в мыслях о Боге и неустанных молитвах. О быте монахов летописец рассказал в своем труде «Житие Феодосия Печерского», работать над которым он начал при игуменстве Иоанна (ориентировочно в 1095 году).

Первая полная версия «Повести временных лет» была закончена в 1113 году. Предположительно, это было последнее произведение святого, после этого он полностью посвятил себя богослужению.

В сохранившемся «Киево-Печерском патерике» описаний внешности инока нет. О том, как выглядел знаменитый летописец, люди узнали только в 20 веке, когда известный столичный судмедэксперт Сергей Никитин смог воссоздать его портрет по найденному черепу. Самое известное на сегодняшний день скульптурное изображение Нестора принадлежит авторству Сергея Алексеевича.

Последователь методики Герасимова, Никитин смог не только увидеть мощи святого, но и определить по ним физиологические особенности этого исторического персонажа. Выяснилось, что рост русского историка едва достигал 160 см. Строение костного каркаса черепа позволило установить, что летописец писал правой рукой. После изучения зубочелюстной системы исследователь сделал вывод, что монах скончался в очень преклонном возрасте. Сергей Никитин утверждает, что причины смерти были естественными и не имели насильственного характера.

Работы летописца

Ученые утверждают, что Нестор является автором по крайней мере трех фундаментальных трудов, главным из которых признана «Повесть временных лет». В кругах литературоведов это произведение еще называют «Первоначальной летописью», так как оно является самым ранним из известных сводов русской истории. Также популярно название «Несторова летопись», образованное от имени автора.

Нестор Летописец

Произведение «Повесть временных лет» охватывает огромный период времени – от библейской эпохи до 1117 года. Известно, что несколько глав летописи Нестор написал в соавторстве с другими историками, имена которых, к сожалению, не сохранились.

Первыми героями произведения стали Ной и трое его сыновей, которые поделили планету. В труде Нестора объясняется происхождение народностей – русских, немцев, варягов, рассказывается об истории возникновения древнерусских городов.

Одной из первых знаковых дат, описанных в летописи, стал 852 год – время появления Русской земли. По данным Нестора, новую географическую точку на карту мира нанесли Рюрик, Синеус и Трувор. Со временем Рюрик стал полноправным правителем. Самый знаменитый эпизод произведения, описывающий гибель вещего Олега от укуса змеи, знаком каждому российскому школьнику.

Повествование продолжает история жизни князя Игоря, его жены Ольги и наследника Святослава, подвиги героического Ярополка и крещение Руси князем Владимиром в конце 900-х годов. Последним из князей, чья биография описана в «Повести временных лет», стал Владимир Мономах.

Как человек истинно верующий, Нестор уделил христианской религии огромное внимание. В самом начале повествования автор обратился к библейским сюжетам, а ближе к концу книги описал чудесные события, сопровождавшие период крещения Руси.

По убеждению святого, Бог живет на небесах, где его окружают ангелы, а состоит он из трех явлений – Отца, Сына и Святого Духа. Отец небесный постоянно противостоит бесам, живущих не в аду, как считается сейчас, а в некой бездне. Нестор уверен, что благодаря Крещению Руси человечество спаслось от таких зол, как соблазн и невежество. Автор неустанно повторяет, что только праведники достойны после смерти оказаться рядом с Богом и занять достойное место на небесах.

Еще одна летопись Нестора – «Чтение о житии и о погублении блаженную страстотерпцу Бориса и Глаба», или как ее называют современные историки, «Житие Бориса и Глеба».

Наследники великого князя Владимира Борис и Глеб предстают воплощением смирения и благочестия, но их святые жизни обрывает сводный брат Святополк. Перед лицом смерти братья не стали молить о пощаде или защищаться: наоборот, они начали молиться о скорейшем принятии мученической кончины. Работа над этой летописью была закончена в 1110 году.

Третий труд Нестора – «Житие Феодосия Печерского» — дошел до наших дней лишь частично. В созданном до 1088 года произведении описывается жизненный путь Феодосия до самого последнего дня. Большое внимание в повествовании уделяется игуменству.

Память о святом

Заслуги русского летописца в сохранении отечественной истории переоценить невозможно. Его причислили к лику святых как в Русской православной, так и в Римской католической церкви. В славянском мире 9 ноября отмечается день памяти святого, в эту же дату проходит празднование Дня украинского языка и письменности. Мощи Нестора хранятся на территории Киево-Печерского монастыря (лавры).

Преосвященного Нестора нередко изображали на старинных иконах, авторство многих из них не сохранилось. Самой известной визуальной работой, посвященной историку, стало полотно Виктора Васнецова «Нестор-летописец», созданное в конце 19-го века. В настоящее время оригинал шедевра находится в Третьяковской галерее.

Памятники летописцу возвели во многих городах: Киеве, Владимире, Борисполе и других. В Киево-Печерской обители построили две церкви в честь знаменитого старца. В 2006 году Национальный Банк Украины выпустил в оборот золотую юбилейную монету в 50 гривен, посвященную памяти Нестора Летописца.

Признание авторства

В научном мире сих пор ведутся дискуссии о признании Нестора составителем летописи «Повесть временных лет». Исследователи приводят несколько противоречий, ставящих под сомнение авторство старца. Некоторые сведения из «Повести» о Киево-Печерской лавре существенно отличаются от тех, что оставил Нестор в достоверно принадлежащих перу Нестора записях, например, в «Житие Феодосия Печерского».

«Повесть временных лет» представлена Московско-Академическим, Радзивилловским и Лаврентьевским списками, в которых последняя запись датируется 1110 годом. После этого повествование начинает игумен киевского Михайловского монастыря Сильвестр, утверждающий, что летопись была написана им в 1116 году во время правления Владимира Мономаха. Сохранилась подпись, которая гласит: «Игумен Селивестр святого Михаила написал книги си летописец».

Памятник Нестору Летописцу

Авторство «Жития Бориса и Глеба» и «Жития Феодосия Печерского» также вызывает ряд вопросов. Найдены записи Нестора-агиографа, достоверно принадлежащие святому. В них слог автора необычайно своеобразен и абсолютно не похож на манеру написания вышеуказанных произведений.

Труды

  • «Житие Феодосия Печерского» (1088);
  • «Житие Бориса и Глеба» (1110);
  • «Повесть временных лет» (1110-1118).

Ссылки

Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter.

Share

Комментарии