Николай Фёдорович Федоров

Николай Федоров — биография


Николай Федоров – русский мыслитель, футуролог, один из родоначальников русского космизма. В кругах ученых и интеллигентов имел прозвище «московский Сократ».

Долгие годы о деятельности видного российского мыслителя Николая Федорова предпочитали умалчивать, однако имя его не забыто. Его идеями вдохновлялись многие прославленные ученые: Владимир Вернадский, Константин Циолковский, Александр Чижевский, Николай Наумов. Его труды высоко ценили русские философы Николай Бердяев, Павел Флоренский, Владимир Соловьев, Сергей Булгаков и Владимир Ильин. Сегодня Николай Федорович по праву считается одним из родоначальников русского космизма.

Детство и юность

В биографии философа множество пробелов. Историки до сих пор не знают, состоял ли он в браке и были ли у него наследники. Достоверно установлена дата рождения мыслителя – 26 мая 1829 года. Сведений о матери мальчика не сохранилось, зато известно, что он и его братья с сестрами был незаконнорожденными наследниками князя Павла Гагарина. Ни дворянский титул, ни свою фамилию отец отпрыскам дать не мог – такая судьба ожидала всех детей, рожденных от межсословных отношений.

Сейчас мало кто помнит, но после 1961 года в иностранной прессе часто мелькали заголовки вроде «Два Гагарина», указывающие на настоящую фамилию русского философа. В кабинете главного конструктора советской эпохи Сергея Королева висел портрет основоположника космизма. Вероятно, при отправке Гагарина на орбиту для руководителя полетом такое совпадение фамилий было добрым предзнаменованием.

Единственным человеком, которому князь Гагарин доверил тайну своих внебрачных детей, был его брат Константин Иванович. Он принимал активное участие в воспитании племянников, помогал им с получением образования. Из родной деревни в Тамбовской губернии Коля уехал еще дошкольником, перебравшись в Тамбов и поступив в городскую гимназию.

Николай Фёдорович Федоров

В 1849 году гимназист получил аттестат о начальном образовании, после чего уехал в Одессу – поступать на юриста в известный на всю страну лицей Ришелье. Статус этого учебного заведения был вторым по значимости после прославленного лицея в Царском селе. Преподавательский состав и уровень образовательной подготовки ставили Ришельевский лицей на один уровень с лучшими университетами России.

Здесь юноша проучился почти три года, пока не скончался дядюшка, оплачивавший учебу. Несмотря на очевидные таланты студента и его безупречное поведение, руководство лицея не нашло возможности субсидировать его дальнейшее обучение. Николаю пришлось покинуть вуз и учиться жить самостоятельно. Годы учебы не прошли даром: полученные в заведении знания в области естественных наук и философии стали фундаментом для становления будущего философа и основоположника русского космизма.

Начало трудовой деятельности

В 1854-м Федоров получил право на преподавание. С этим документом он отправился в Липецк, где устроился преподавателем географии и истории. Более пятнадцати лет он проработал учителем в школах под Тамбовом, Москвой, Тулой и Ярославлем. В конце 1860-х молодой педагог начал ездить в Москву, куда его приглашали давать частные уроки детям состоятельных чиновников и торговцев. В 1869-м Федоров окончательно обосновался в белокаменной, поступив на службу в только что созданную общественную библиотеку.

Николай Фёдорович Федоров

Николай всегда считал, что библиотека – это источник культуры, способный объединять самых разных людей, вне зависимости от их положения в обществе. Он открыто критиковал авторское право и выступал за введение активного книгообмена между гражданами.

Во время работы в библиотеке Федоров сблизился с Константином Циолковским – будущим гением отечественной космонавтики. В Москве Циолковский намеревался поступить в Высшее техническое училище, но не смог сдать вступительные экзамены. Тогда молодой ученый решил получать образование самостоятельно, обратившись за помощью к Николаю Федорову. Тамбовский педагог помог Константину Эдуардовичу изучить такие науки, как физика, химия, астрономия, высшая математика и прочие важные предметы. Вечера учитель и ученик посвящали гуманитарным наукам.

После присоединения библиотеки к музею Румянцева Николай Федорович занялся масштабной каталогизацией книжных изданий. Помимо основной работы деятель занимался со студентами, причем на безвозмездной основе. Заработанные средства Федоров тратил на своих учеников, себе же оставлял лишь самую малость. Биографы отмечают максимальный аскетизм философа: в целях экономии он всегда передвигался пешком, игнорируя существование общественного транспорта.

Теория космизма

Родоначальник русского космизма – такое определение стало главным для личности Николая Федорова. По мнению философа, открытая Коперником геоцентрическая система должна была заставить средневековых ученых поменять взгляды на мироустройство планеты. С появлением космических перспектив у людей появились сложные, но невероятно интересные задачи. Федоров часто вспоминал следующие слова Циолковского:

«Земля – колыбель человечества, но не вечно же ему жить в колыбели!»

Николай Фёдорович Федоров

К науке Николай относился, как к мысли без дела. Он утверждал, что теоретические исследования всегда должны подкрепляться практикой, иначе любая наука становится обособленной и далекой от предмета изучения. Целью исследований окружающего мира, жизни и смерти должна становиться практическая польза для всего человечества. Философ считал, что Вселенная изучена нами всего лишь на доли процента, и это неслучайно. Это значит, что Всевышний создал Космос таким огромным, чтобы в нем могли разместиться миллиарды людей, живших в прошлом, существующих сейчас и тех, кто будет населять пространство в будущем. Другого объяснения мирозданию мыслитель не находил.

Подобные умозаключения привели к зарождению теории космизма. Говоря о Вселенной, как о бескрайнем пространстве, в котором человечеству отведена лишь мизерная часть, Федоров связывал такое положение вещей с христианским учением о бессмертии души и воскрешении. Столько свободного места в пространстве объясняется лишь тем, что Господь специально подготовил его людям, когда-либо жившим на планете. Подробно свою теорию ученый изложил в своем трактате «Философия общего дела». Этот труд содержит рассуждения о том, что развитие нашей цивилизации заключается в изучении космоса и поиске возможности воскрешения умерших людей. Для этого должна быть создана новая этика, основанная на стремлении человечества жить в мире и взаимном согласии.

Рассуждения о новой этике

Федоров очень уважительно относился к религии и всем традиционным христианским обрядам. Он не пропускал ни одной церковной литургии, ходил на исповеди и причастия, держал посты. Философ считал, что основой для новой этики должно стать христианское учение, проповедующее Триединство Господа. Подобно тому, как гармонично сосуществуют три божественные сущности – Отец, Сын и Святой Дух, также мирно должно уживаться разделенное различными распрями человечество. Божественную Троицу автор теории противопоставлял западному индивидуализму и восточному мировоззрению, подразумевавшему растворение индивидуальности в коллективе.

В первую очередь ученый призывал к заботе об экологии. По его мнению, выстраивать новые отношения поможет забота о природе, глубокое изучение ее законов и разумное управление богатствами, данными нам свыше. Это должно объединить людей со всей планеты, независимо от их национальностей, вероисповедания и уровня образования. Федоров утверждал, что наука и религия имеют много общих тезисов, которые следует досконально изучить и использовать во благо человечества. И главное – христианскую доктрину о воскрешении усопших необходимо вывести на научный уровень с тем, чтобы добиться ее практического применения.

Воскрешение усопших

Как и многие ученые, Николай Федорович задавался вопросом о том, что же такое всеобщее воскрешение – возрождение или воссоздание образа человека? По мнению автора теории, смерть является злом, которое подлежит искоренению. Каждому человеку дана жизнь за счет смерти прародителей, а это преступный факт. Такую ситуацию необходимо исправить. Расплатиться за миллиарды смертей предков можно лишь с помощью воскрешения покойных.

Николай Фёдорович Федоров

Всеобщее воскрешение должно объединить представителей научного сообщества по всему миру. Процесс воскрешения вовсе не чудо – он подчиняется законам физики, в которых четко сформулирована мысль о том, что тело состоит из атомов и молекул, которые притягиваются и отталкиваются с помощью энергии. Эту энергию необходимо изучать более тщательно, чтобы найти способы восстановления физической материи из сохранившегося от умерших предков биоматериала. Федоров предполагал, что вариантов воскрешения огромное множество – нужно только уделять подобным исследованиям больше внимания.

В понимании философа, новая модель развития общества строится на воспитании принципиально новых взаимоотношений между людьми. Николай Федорович призывал избавлять человечество от таких пороков, как зависть, злость, ненависть, любовь к роскоши. Именно эти негативные качества сыграют с человеком злую шутку, когда он попадет в мир иной, который не является неким эфемерным пространством, а представляет из себя полноценный физический мир. Чтобы достичь избавления от пороков, человека не должны заботить внешние раздражители в виде болезней, голода, холода, засух и прочего. Эту работу должны вести как ученые, так и священнослужители. Только объединившись, просвещенные люди смогут помочь человечеству и избавить его от негативных проявлений.

Отношения между мужчиной и женщиной

На данный аспект ученый обратил особо пристальное внимание. Философ с сожалением отмечал, что нашим миром правит культ плотской любви, а в основе отношений лежит половой инстинкт. Сочувствие к ближнему при этом заменяется чувствами и кратковременными душевными порывами. Федоров предлагал строить отношения по образцу божественного Триединства, когда в основе отношений лежит не доминирование одного из его членов, а уважение к индивидуальности друг друга. По мнению ученого, лучшим образцом любви между противоположными полами должна стать любовь родителей и детей. Рождение потомков должно восприниматься, как способ сотворения себе подобных для населения новых миров. В представлении людей рождение детей является противоположностью умиранию, а половое влечение – бегством от смерти на уровне инстинкта. Любовь и уважение к праотцам избавит людей от страха перед смертью и преобразится в стремление воссоздавать предков.

Два возможных пути для человечества

Размышляя о своих теориях, Федоров пришел к выводу, что для человечества есть два варианта пути.

В первом случае образованные люди со всей планеты объединятся в стремлении воссоздать человеческий генофонд. Армии мира перестанут ввязываться в завоевательные войны и направят свои усилия на защиту Земли от различных природных катаклизмов. Все производства переместятся в сельскую местность и будут производить продукцию исключительно для мирного использования. За несколько лет такого подхода деревни и села станут намного более развитыми как в экономическом, так и в образовательном плане.

Николай Фёдорович Федоров

Главным помощником в осуществлении проекта всеобщего воскрешения должно стать образование. Устройство государства философ видел исключительно монархическим. При этом единоличный правитель не должен играть роль кесаря, поставленного над подданными, а являться для граждан исполнителем воли Всевышнего.

Второй путь, описанный Федоровым, выглядит куда менее привлекательным. По мнению автора теории, он приведет человечество не к всеобщему бессмертию, а к огненной геенне и Страшному Суду. Это случится, если люди поддадутся гипертрофированному инстинкту самосохранения и забудут о здравом смысле. Такой вариант развития событий вполне реален, если человечество утратит веру в Господа, в его божественный промысел и искреннюю заботу о людях.

Неправильно толкуя чувство собственной безопасности, люди начнут создавать искусственные продукты питания. Главным в отношениях станет не любовь, а удовлетворение плотских желаний. Начнут заключаться браки, не подразумевающие рождение детей (сейчас это называется childfree). Многие представители флоры и фауны будут истреблены, как представляющие опасность для человека. В мире прекратится производство летательных аппаратов. В итоге люди начнут истреблять себе подобных.

Русский космизм – вполне реалистичная концепция мира, не имеющая ничего общего с творчеством писателей-фантастов. Даже сейчас мир глазами Федорова выглядит удивительно правдоподобно, хотя свои мысли философ изложил задолго до наступления научно-технического прогресса.

Науки, основанные на теории Федорова

Труды Николая Федоровича вдохновили немало знаменитых людей. Например, Константина Циолковского, который посвятил всю свою жизнь развитию отечественной космонавтики. Мироустройство по Федорову покорило умы тысяч просвещенных людей начала 20-го века. На основе его теории были созданы такие научные направления, как электрогемодинамика, космическая биология, аэроионификация и многие другие.

В ученых кругах философа называли «московским Сократом». Исследователи сходятся во мнении, что русский мыслитель задал вектор к развитию знаний на много столетий вперед. Благодаря Федорову люди взглянули на эволюцию под другим углом: стало ясно, что этот процесс целиком и полностью зависит от каждого человека.

Наследие философа сохранилось в полном объеме. Свои труды автор никогда не публиковал – они дошли до наших дней только благодаря его верным учениками последователям. Через три года после смерти космиста его работы были систематизированы и изданы стараниями Николая Петерсона и Владимира Кожевникова. Первый тираж разослали по библиотекам и совершенно бесплатно раздали всем желающим.

Сохранилось единственное прижизненное изображение философа, сделанное тайком Леонидом Пастернаком. Автор философской теории позировать для портретов не любил.

Смерть

Николай Федорович скончался 15 декабря 1903 года в клинике для малоимущих. Похоронили русского философа-футуриста в Москве, на кладбище Скорбященского монастыря.

Николай Фёдорович Федоров
Памятник Николаю Федорову

Сейчас этого место застроено и является частью Новослободской улицы.

Труды

  • Авторское право и авторская обязанность, или долг
  • Агатодицея Соловьёва и теодицея Лейбница
  • Аксиомы Канта, как основы его критики
  • Бессмертие, как привилегия сверхчеловеков
  • Бесчисленные невольные возвраты или единый, сознательный и добровольный возврат?
  • Блудный сын философии
  • Бульварная апология смерти
  • чем заключается всеобщий категорический императив?
  • В чем свобода?
  • Вариант статьи «Иго Канта»
  • Властолюбие или отцелюбие?
  • Возможно ли братство? При каких условиях оно возможно и что для этого нужно?
  • Гаман и «Просвещение» XVIII века
  • Где начало истории?
  • Два исторических типа мировоззрения
  • Две противоположности

Ссылки

Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter.

Вам нравится Николай Фёдорович Федоров?

Пожалуйста, напишите комментарий
Пожалуйста, введите ваше имя