Николай Лобачевский – великий русский ученый, физик-математик, основатель неевклидовой геометрии. Являясь профессором и ректором Казанского университета, провел ряд реформ и вывел альма-матер в ряд лучших вузов страны.
Имя математика Николая Лобачевского стоит в одном ряду с великими учеными мужьями, прославившими российскую науку на весь мир. Будучи одним из основателей неевклидовой геометрии, Николай Иванович совершил ряд революционных научных открытий, послуживших во благо всего человечества.
Ученый родился 1 декабря 1792 года в Нижнем Новгороде. Отец мальчика, Иван Максимович, трудился в геодезическом департаменте, а мать, Прасковья Александровна, вела хозяйство и занималась детьми. У супругов подрастало трое сыновей, средним из которых был Николай, будущее светило науки.
Иван Максимович скончался в самом рассвете лет, и все заботы о детях легли на плечи овдовевшей Прасковьи. В начале 19-го века женщине пришлось определить детей в Казанскую гимназию, где они находились на «казенном разночинском содержании».
Коля показывал отличную успеваемость, получая высокие оценки по всем предметам. Особые успехи юноша демонстрировал в точных науках, а также в изучении иностранных языков. Преподавателям уже тогда было понятно, что способный ученик свяжет свою биографию с исследованиями и добьется больших успехов в научной деятельности.
Окончив гимназию, молодой человек стал студентом Казанского университета. Главной его страстью были физико-математические дисциплины, но позже появилось увлечение фармакологией и химией.
Если относительно успеваемости у педагогов к Лобачевскому претензий не было, то его поведение было далеко не всегда прилежным. Вместе с приятелями юноша устраивал всевозможные шалости, из-за чего даже имел проблемы с полицией. Однажды ребята даже угодили в карцер из-за запуска самодельной ракеты.
На последнем году обучения студента чуть не отчислили из университета из-за хулиганских поступков, непослушания и «признаков безбожия». К счастью, этого не произошло и молодой ученый окончил вуз с отличием. Став магистром физико-математических наук, Лобачевский остался при университете и продолжил вести исследовательскую деятельность.
Летом 1811-го взоры российских ученых были прикованы к небу, по которому пролетала комета. Не остался в стороне и Николай: он внимательно наблюдал за небесным телом, записывал увиденное в тетрадку. Вскоре молодой исследователь представил научному миру свою первую статью под названием «Теория эллиптического движения небесных тел».
Через два года Лобачевского приняли на должность преподавателя геометрии и арифметики. В 1814-м педагог стал адъюнктом в области математики, а еще через пару лет его назначили экстраординарным профессором.
Эта должность позволила ученому преподавать студентам тригонометрию и алгебру. Руководство университета оценило блестящие организаторские способности профессора, и вскоре он занял пост декана физико-математического отделения.
Обретя достаточный авторитет среди коллег и студентов, Лобачевский стал критиком существовавшей системы обучения. Его возмущало то, что точным наукам уделялось второстепенное внимание, а на первом месте было богословие.
Именно в тот период Николай Иванович выпустил методическое пособие по геометрии, в котором описывал преимущества метрической системы. В этом труде опровергались Евклидовы каноны, поэтому книга подверглась жесточайшей критике консервативно настроенных ученых.
Когда на русский престол взошел Николай I, университетский попечитель Михаил Магницкий был отправлен в отставку, а вместо него эту должность занял Михаил Мусин-Пушкин. Последний был известен жестким нравом, но одновременно с этим слыл справедливым и занимал умеренную религиозную позицию.
В 1827 году в университете прошло тайное голосование, в результате которого Николай Лобачевский занял должность ректора. На этом посту профессор провел ряд полезных реформ: реорганизовал преподавательский состав, построил новые учебные здания, завез в библиотеку литературу, оборудовал лаборатории. Здесь надо отдать должное Мусину-Пушкину, который очень уважал математика и не чинил препятствий в его работе.
Современники ученого вспоминали, что это был невероятно трудоспособный человек, не боявшийся никакой работы, в том числе и физической. Он спокойно заменял практически любых педагогов, если возникала необходимость: мог вести лекции по алгебре, геометрии, механике, физике, астрономии и многие другие.
Все это время Николай Иванович продолжал развивать неевклидову геометрию. В начале 1830-х он выступил с научным докладом «Сжатое изложение начал геометрии», который вызвал шквал критики со стороны ученого сообщества. Авторитет профессора несколько пошатнулся, но на должности ректора он остался.
В 1934-м Лобачевский стал основателем журнала «Ученые записки Казанского университета», где он публиковал свои научные труды. Коллеги по-прежнему относились к профессору со скепсисом, но вместе с этим вокруг него начали сплачиваться единомышленники. Все это время попечитель Мусин-Пушкин оказывал своему подчиненному всяческую поддержку.
Ближе к концу 1930-х университет посетил государь, который остался доволен увиденным. Самодержец вручил Николаю Ивановичу Орден Анны 2-й степени, что позволило ученому претендовать на потомственное дворянство. Через два года математик стал дворянином и получил герб с надписью «За заслуги в науке».
На должности ректора Казанского университета Лобачевский находился почти два десятка лет. За это время он осуществил ряд существенных преобразований, позволивших учебному заведению стать одним из самых передовых в России.
В 1832 году профессор женился на Варваре Алексеевне, которая была моложе его на двадцать лет. Исследуя личную жизнь ученого, биографы так и не пришли к единому мнению, сколько на самом деле в семье родилось детей.
По мнению многих историков, до взрослого возраста дожили семеро наследников, а вот количество умерших в младенчестве остается под сомнением.
В 1846-м Николай Лобачевский был смещен с должности ректора Казанского университета. После этого события ученого начали преследовать трагические события, подорвавшие его здоровье.
Старший сын Николая Ивановича скончался от туберкулеза, так как не смог получить квалифицированную медицинскую помощь из-за плачевного финансового состояния профессора. К тому моменту Лобачевский был полностью разорен.
Последние годы жизни математик провел практически во мраке, настолько ухудшилось его зрение. Не получив признания в научном мире, великий исследователь скончался 12 февраля 1856 года, ровно через 30 лет после публикации полной версии неевклидовой геометрии.
Труды гения были оценены всего через десять лет после его смерти. Это произошло во многом благодаря исследовательской работе Анри Пуанкаре, Феликса Клейна и Эудженио Бельтрами, доказавших, что учение Лобачевского не является противоречивым и неверным.
Комментарии
Да)
По-моему мнению сайт "биограф" один из самых подробных сайтов( по поводу информации).
Спасибо огромное😍😊🤗
На удивление безграмотный текст, требующий вычитки от редактора.
в двух местах ошибка в указании дат: 1930 и 1934