Николо Амати — биография
Николо Амати – итальянский производитель струнно-смычковых инструментов. Его скрипки и виолончели считаются непревзойденными шедеврами, обладающими огромной ценностью во всем мире.
Николо Амати – скрипичный мастер с мировым именем, создатель музыкальных инструментов, признанных настоящими шедеврами. Именно благодаря великому итальянцу зажглась звезда его ученика и последователя Антонио Страдивари, всю жизнь прославлявшего традиции наставника.
Делом жизни Амати было создание инструментов, в которых гармонично сочеталась идеальная форма и прекрасный звук. Как мастеру удавалось вселять в скрипки столь легкую, пронзительную и нежную музыку – до сих пор остается загадкой.
Ранние годы
Биография творца началась 3 декабря 1596 года в городе Кремон, что расположен в северной части Италии. В семье Джироламо и Лауры Амати подрастало 12 детей, пятым из которых стал будущий скрипичный гений.
Амати является одним из древнейших итальянских родов., первые упоминания о нем встречаются еще в летописях 11-го века. Прославил фамилию Андреа Амати, приходившийся Николо родным дедом. Именно он начал производство виолончелей, скрипок и других струнно-смычковых инструментов, пользовавшихся огромной популярностью в посвященных кругах. За право считаться первым создателем скрипки дедушка конкурировал лишь с другим известным итальянцем по имени Гаспаро да Сало.
В 1620 году Италию охватила эпидемия чумы, унесшая жизни тысяч людей. «Черная смерть» не пощадила и семью мальчика: погибли его отец с матерью и сестры. В живых остались только Николо и одна из девочек, с которой они потом поселились в одном доме.
Шедевры
Андреа Амати подарил миру множество произведений искусств, которые из поколения в поколении совершенствовали последующие представители фамилии. Более всего на этом поприще преуспел Николо.
Предок Николо был прекрасным мастером, исполнявшим заказы для избранных. Чаще всего, удовлетворив свою дорогую прихоть, аристократы попросту забрасывали инструмент. Шедевры старого мэтра оставались пылиться в домах состоятельных людей. Чтобы не допустить повторения ситуации, Николо Амати изготавливал скрипки и виолончели для простых музыкантов. Создателю было важно слышать звуки своего творения, а не созерцать его идеальный внешний вид.
Николо с одинаковым воодушевлением делал инструменты как для бедных людей, так и для монарших особ. Особое внимание мастер уделял выбору древесины и пропитке ее специальными составами. По чистоте и глубине звучания скрипкам Амати не было равных в мире.
«Идеальная скрипка» гения родилась в 1640 году и получила имя Grand Amati Pattern. Шедевр отличался уникальной конструкцией и более мощным звучанием. Корпус инструмента был украшен оригинальным узором и подписью создателя. Поверхность скрипки была покрыта специальным янтарным лаком, произведенным по секретной рецептуре Амати.
Благодаря Grand Amati Pattern известность автора распространилась по всей Европе. Николо стал получать огромное количество заказов, что вынудило его привлечь к работе учеников. Среди них были Андреа Гварнери, Джованни Баттиста, Франческо Руджери и Матиас Клотц. Многие последователи Амати стали родоначальниками известных скрипичных династий.
Считается, что самым талантливым подопечным мэтра стал Антонио Страдивари. На одной из его скрипок значится надпись «Alumnus Nicolais Amati», что переводится, как «Выпускник Николо Амати».
Однако ряд исследователей считает, что Страдивари никогда не обучался у именитого мастера. В пользу этой версии говорит то, что не сохранилось ни одного письменного свидетельства их сотрудничества. Кроме того, ранние шедевры Антонио повторяют стиль Андреа Гварнери и Франческо Руджери, а вот влияния Амати в них не ощущается.
История скрипичных гениев двух поколений обыграна в мини-сериале «Визит к Минотавру». Фильм состоит из двух сюжетных линий, одна из которых происходит в Италии 17-18 века, а другая – в Советском Союзе. Роль Николо Амати досталась артисту Ростиславу Плятту, а персонажа Страдивари сыграл известный исполнитель Сергей Шакуров.
Личная жизнь
О творчестве Амати известно довольно много, чего не скажешь о его личной жизни. Согласно сохранившимся данным, супругой мастера была Лукреция Паглиари, свадьба с которой состоялась 23 мая 1645 года. Свидетелем на церемонии бракосочетания стал ученик Николо Андреа Гварнери.
Несмотря на то, что творец начал семейную жизнь в довольно зрелом возрасте, его мужская сила бурлила едва ли не до последнего дня. Плодами любви итальянцев стали девять наследников, некоторые из которых скончались в раннем возрасте. В историю вошел сын Амати по имени Джироламо, продолживший дело отца. Юноша стал последним представителем знаменитой династии скрипичных мастеров.
Смерть
За почти 90 лет жизни Николо не покидал пределов родного города, здесь же он встретил свои последние часы. Талантливого творца не стало 12 апреля 1684 года. Последним пристанищем Амати стал кафедральный собор Вознесения Девы Марии в Кремоне.
С сохранившихся портретов гения на нас смотрит человек с пронзительным взглядом, решительными чертами лица и неизменной скрипкой в руках.
Интересные факты
- Инструменты, созданные до Амати, отличались более громоздкими размерами и несколько «раздутыми» деками. Мастер совершил в любимом деле настоящую революцию, сделав скрипки намного более изящными, а их звучание – пронзительным и заполняющим пространство. Со времен Амати внешний вид инструмента остается практически неизменным.
- Николо никогда не взымал плату за свое наставничество, если считал ученика способным.
- По одной из версий, мать создателя скрипичных шедевров происходила из рода Медичи.
- В честь Николо Амати был назван один из сортов винограда.