Огюст Конт — французский социолог и философ, основатель позитивизма и социологии как самостоятельной науки. Родился 19 января 1798 года в Монпелье и скончался 5 сентября 1857 года в Париже. Конт разработал теоретическую основу для изучения общества и социального порядка, предложив новый подход к исследованию социальных явлений, который опирался на научные методы и исключал метафизические рассуждения.
Рождение будущего учёного состоялось в католической обители Монпелье. Отцом его был чиновник, занимающийся сбором налогов.
Учёба в лицее выявила его способности к математике, благодаря которым он поступил в престижную Политехническую школу. Там он поражал профессоров и однокурсников своей быстротой ума. Однако в 1816 году произошёл инцидент: студенты, возглавляемые им, выразили недовольство качеством преподавания одного из репетиторов, потребовав его отставки, что привело к временному закрытию учебного заведения. В результате Конт был отправлен обратно в родной город.
Не смотря на сопротивление семьи, спустя год он вернулся в Париж. Там он едва сводил концы с концами, давая частные уроки математики. Поиски стабильной работы не увенчались успехом. В числе прочего, он устроился секретарём к банкиру Казимиру Перье, однако быстро вступил с ним в конфликт и был уволен.
В апреле 1826 года Конт начал читать лекции по позитивной философии прямо в своём доме перед выдающимися учёными, среди которых были такие знаменитости, как Александр Гумбольдт, Блэнвилль, Луи Пуансо и Франсуа Бруссэ. Однако после третьей лекции он перенёс серьёзный нервный срыв и, в состоянии умопомешательства, сбежал из Парижа в Монморанси. Основной причиной его заболевания, по всей видимости, стало избыточное умственное напряжение. Ситуацию усугубляли семейные проблемы, в частности, ревность, вызванная поведением его жены, которая могла быть и необоснованной. Его жена нашла его в Монморанси, где, в порыве ярости, он чуть не утопил её в озере. Впоследствии Конт был помещён в психиатрическую клинику Эскироля, но вскоре его забрали домой под присмотр жены и матери. По настоянию матери, он вступил в церковный брак с Каролиной. Временами его по-прежнему одолевали припадки, в одном из которых он пытался утопиться в Сене, но был спасён. В августе 1828 года Конт полностью выздоровел и в январе 1829 года возобновил и завершил свой курс позитивной философии, который в последствии прочёл перед более широкой аудиторией. В 1830 году его арестовали на несколько дней за отказ служить в национальной гвардии, что он мотивировал своими республиканскими убеждениями. В 1832 и 1833 годах он неоднократно обращался к министру народного просвещения Гизо с просьбой учредить для него кафедру общей истории математических и естественных наук, но без успеха. Гизо позже вспоминал о нём как о убеждённом и добросовестном, но ограниченном и полоумном фанатике.
Считая распространение научных знаний в народе истинным путём общественного прогресса, Конт в 1830 году вместе с другими учёными основал Association polytechnique, которая проводила бесплатные популярные курсы точных наук для рабочего населения Парижа. Конт взял на себя чтение курса астрономии, который продолжал вести многие годы. В то же время он работал над своим «Cours de philosophie positive», избегая чтения литературы, непосредственно связанной с его работой, а также прессы, называя это «мозговой гигиеной». Он также уделял внимание своему эстетическому образованию, читая произведения знаменитых поэтов на их родных языках и посещая оперу и концерты. Параллельно Конт преподавал в Политехнической школе, что позволяло ему жить достаточно обеспеченно. Его попытки вступить в Академию наук так и остались безрезультатны.
1842 год ознаменовался для Конта завершением его основного философского труда и началом активной работы над созданием «позитивной религии», заявляя себя первосвященником новой веры. Он начал активное общение с коллегами и различными политическими и религиозными организациями, стремясь привлечь их к своим идеям.
Первый период творчества Конта (1819—1828 гг.), тесно связанный с его сотрудничеством с Сен-Симоном, отмечен выпуском шести небольших, но значимых программных работ, известных как «опускулы». В этих трудах Конт не только развивает идеи Сен-Симона, но и очерчивает контуры своих собственных концепций, которые он будет разрабатывать в дальнейшем. Особенно значимыми стали его мысли о специфической роли учёных в новом общественном устройстве, разделении исторического развития на критическую и органическую эпохи, а также о принципах «позитивной политики» и знаменитом «законе трёх стадий».
Второй период (1830—1842 гг.) характеризуется изданием шести томов «Курса позитивной философии». Здесь Конт заложил философские и научные основы своего позитивного мировоззрения, доказывая, что человеческий и социальный мир неотделимы от общей системы мироздания и подчинены естественному ходу событий. Он также акцентировал внимание на значении естественных наук для социологии.
Третий период (1845—1857 гг.) ознаменовался публикацией таких значительных работ, как «Система позитивной политики, или Социологический трактат, учреждающий Религию Человечества», «Позитивистский катехизис» и «Субъективный синтез». Конт представил позитивизм как доктрина, в которой научные и интеллектуальные элементы подчинены моральным, религиозным и политическим аспектам, рассматривая социальный мир как результат человеческих чувств, воли и активности.
Основной задачей Конта в обоих его основных сочинениях было создание, через «объективный метод» правильного обобщения фактов из частных наук, единой положительной философии, которую затем, используя «субъективный метод», он стремился превратить в положительную религию. Владимир Соловьёв подчёркивает, что это представление отражает более позднюю точку зрения Конта. В начальный период его работы были направлены на создание системы, объединяющей умственный мир на основе положительных наук и исключение любых теологических и метафизических идей, что противостояло религиозным стремлениям Сен-Симона. Конт видел образованное человечество того времени в состоянии умственной анархии и дезорганизации, которые не могли быть преодолены отдельными науками. Только всеобъемлющая система, сочетающая надёжность точной науки с универсализмом теологии и метафизики, могла бы успешно решить эту задачу. Положительная философия, по мнению Конта, не имела своего особенного содержания, а служила систематизацией данных всех наук, устанавливая их связь и создавая «иерархию» научных дисциплин.
Август Конт разработал учение о трёх стадиях интеллектуальной эволюции человечества, следуя идеям своего учителя Анри де Сен-Симона. В ходе анализа развития человеческой мысли Конт вывел концепцию «закона трёх стадий», согласно которой каждая ключевая сфера знаний последовательно проходит через три теоретические стадии:
Конт считал, что на последней стадии общество должно организовываться вокруг идей порядка и прогресса, с акцентом на роли учёных и предпринимателей в управлении общественными процессами. Социальная структура должна была быть иерархической, с чётким разделением ответственности между управляющими и работающими классами. Капитал, в таком обществе, рассматривается не как право, а как обязанность и долг его владельцев по обеспечению рабочих мест и управлению производственными процессами.
В социологии, которую Конт называл «социальной физикой», он различал два направления:
— **Социальная статика** изучает условия стабильного существования общества, основные институты и стабильные («естественные») условия жизни.
— **Социальная динамика** фокусируется на историческом развитии общества и законах его прогресса.
Целью позитивной философии было создание общества, основанного на научных принципах, которое способствует нравственному совершенствованию и саморегуляции. В таком обществе революции считались патологией, а власть принадлежала просвещённым банкирам и учёным, что обеспечивало бы порядок и прогресс в рамках социократической системы.
Личная жизнь Августа Конта в его молодые годы была довольно бурной и хаотичной. В 1818 году он вступил в отношения с женщиной, значительно старше его, которая впоследствии родила ему дочь. В 1821 году, посещая развлекательное заведение, Конт познакомился с Каролиной Массен, молодой женщиной, чьи отношения с обществом были весьма свободными. Через некоторое время, в 1825 году, они оформили гражданский брак.
Каролина Массен обладала выдающимися интеллектуальными способностями и сильной волей, что, вероятно, привлекло Конта. Тем не менее, Конт отмечал в ней отсутствие женственности и сердечности, а также недостаток нравственных качеств. Эти черты в сочетании с её прошлым создавали определённые трудности в их отношениях. Несмотря на эти вызовы, Каролина оказала значительное влияние на личную жизнь Конта и его работу, внося свой вклад в его интеллектуальное развитие и социальную жизнь.
Философ Огюст Конт скончался 5 сентября 1857 года, причиной его смерти стало ослабленное здоровье. Его могила находится на кладбище Пер-Лашез в Париже.
Прижизненные фотографии мыслителя не сохранились, но его образ запечатлен в ряде портретов, которые напоминают о его вкладе в философию.
Комментарии
умный дядька, жаль судьба не пощадила