Огюст Монферран был выдающимся французско-российским архитектором, оказавшим значительное влияние на петербургскую архитектуру позднего неоклассицизма и ставший одним из основоположников архитектурной эклектики. Ему принадлежат такие знаменитые сооружения, как Исаакиевский собор и Александровская колонна в Санкт-Петербурге. Он также осуществил подъём и установку Царь-колокола на пьедестал.
Анри Луи Огюст Рикар, будущий великий архитектор, увидел свет 23 января 1786 года в пригороде Парижа — Шайо. Он происходил из семьи, глава которой руководил Королевской академией в Лионе, а мать была дочерью итальянского торговца. Фамилия «де Монферран» появилась в биографии Анри по разным причинам. Согласно одной из версий, её начал использовать отец Огюста, который скончался рано, когда мальчику было всего два года, и был уроженцем города Монферран, ныне входящего в состав Клермон-Феррана. Другая версия утверждает, что мать архитектора добавила название для придания статуса и создания мифа о дворянском происхождении.
Огюста воспитывал его отчим, Антуан де Коммарьё, художник и гравёр, который обучил его искусству рисования в детские годы. В возрасте двадцати лет Рикар поступил в престижную школу архитектуры, где его наставниками были Шарль Персье и Пьер Фонтен, известные как пионеры стиля ампир. Образование Огюст завершил лишь в 1813 году, так как совмещал учёбу с участием в войнах наполеоновской эпохи. После сражения под Лейпцигом он ушёл в отставку на пике карьеры, занимая должность квартирмейстера и награждённый орденом Почётного легиона.
Во время послевоенного спада в строительной индустрии Франции, Монферран не мог найти достойных проектов для реализации своего таланта. Однако, с приездом в Париж российского императора Александра I в апреле 1814 года, архитектор увидел в этом шанс для своей карьеры. Он представил императору свой «Альбом различных архитектурных проектов», посвящённых Всероссийскому монарху. В альбом включены эскизы таких значимых объектов, как загородный императорский дворец, публичная библиотека, Триумфальная арка в честь Российского воинства и Колонна, символизирующая всеобщий мир, прототипом которой стала Александровская колонна. Все проекты снабжены аннотациями, перечисляющими необходимые материалы и оценочную стоимость работ. Конкурентные предложения от Персье и Фонтена не заинтересовали императора, в отличие от работ Монферрана, который благодаря своему таланту получил приглашение в Россию.
Прибыв в Санкт-Петербург 16 июля 1816 года, Монферран быстро нашёл поддержку в лице Николая Демидова, с которым он познакомился ещё в Париже благодаря своей матери. В столице России он также встретился с Августином Бетанкуром, к которому его направил часовой мастер Абрахам Брегге. Бетанкур, увидев талант Монферрана, рекомендовал его императору Александру I для реконструкции Исаакиевского собора, проект которого был утверждён 20 февраля 1818 года. Строительство собора продолжалось 40 лет и завершилось уже при Александре II.
Первым значительным проектом Монферрана в России стал дом Лобанова-Ростовского на Адмиралтейском проспекте, за которым последовали особняк графа Виктора Кочубея на набережной Фонтанки и другие знаковые постройки.
В дальнейшем Монферран создал Александровскую колонну и занимался установкой Царь-Колокола на постамент. Его последним, незавершенным при жизни проектом стал монумент императору Николаю I, который впоследствии завершил архитектор Д. Е. Ефимов.
За свои заслуги Монферран был вознагражден чином действительного статского советника, получил орден Святого Владимира III степени и значительные денежные премии, включая 40 тысяч рублей за строительство Исаакиевского собора и 100 тысяч за возведение Александровской колонны.
О своих работах Монферран оставил подробные записи, опубликовав два значительных труда: «Eglise cathédrale de Saint Isaac, description architecturale, pittoresque et historique de ce grand monument» (Петербург и Санкт-Петербург, 1845—1848 гг., с гравюрами) и «Plan et détails du monument consacré à la mémoire de l’Empereur Alexandre» (Петербург и Санкт-Петербург, 1836 г., с литографиями). Эти издания не только продемонстрировали его мастерство в архитектуре, но и подчеркнули его умение в изобразительном искусстве, в особенности в акварельной технике, что видно из великолепно выполненных эскизов Александровской колонны, хранящихся в библиотеке Института инженеров путей сообщения. Таким образом, Огюст Монферран зарекомендовал себя не только как выдающийся архитектор, но и как талантливый художник, оставивший значительный след в культурном наследии России.
Юлия Морне (до замужества Гокерель, фамилия Морне — от первого супруга) стала первой женой архитектора в 1811 году. Однако подробности их развода остаются не до конца выясненными. Предполагается, что разрыв мог произойти уже после переезда Монферрана в Россию, так как в мае 1831 года из Петербурга уехала «Юлия де Монферран, жена архитектора». С другой стороны, по словам Ф. Ф. Вигеля, в первые годы пребывания в России рядом с архитектором находилась «мнимая мадам Монферран», что предполагает её статус сожительницы. Кроме того, в записи о втором браке Монферран указан как холостой, что противоречит обычной практике оформления церковных документов в Российской империи, где обычно отмечались предыдущие браки.
Спорный момент в биографии Монферрана также связан с его конфликтом с архитектором А. А. Модюи в 1823 году, в ходе которого последний обратился к императору с письмом. В этом письме говорилось о запрете французскому посольству принимать Монферрана и его «достойную супругу», что подтверждает официальный статус их отношений.
А. В. Старчевский описал портрет первой жены архитектора как «красивую, круглолицую, молодую и симпатичную француженку, принадлежащую к высшему обществу и воспитанную в состоятельной семье».
Второй брак Монферрана был заключён с Элизой Виргинией Вероникой Пик Дебонье (1797—1868), французской актрисой, которая гастролировала в Санкт-Петербурге с 1826 по 1829 годы и встретила там архитектора. Они поженились 5 ноября старого стиля 1835 года и прожили вместе до конца жизни Монферрана. После его смерти Элиза вернулась во Францию.
У Монферрана также был пасынок — Анри, племянник второй жены, внебрачный сын её сестры Ирмы и русского предпринимателя Анатолия Николаевича Демидова.
Анри Луи Огюст Монферран скончался в 1858 году в Санкт-Петербурге от осложнений, вызванных карбункулом. За месяц до своей кончины архитектор завершил строительство Исаакиевского собора, куда и выразил желание быть похороненным. Однако его последнее пожелание не было исполнено из-за религиозных разногласий — Монферран был католиком, а собор православный. В связи с этим, император Александр II не дал разрешения на захоронение в соборе.
Похоронная церемония прошла в католической церкви Святой Екатерины, расположенной на Невском проспекте. После службы траурный кортеж трижды объехал Исаакиевский собор, символизируя последнее прощание Монферрана с его величайшим творением. Затем его останки были перевезены во Францию и похоронены на кладбище Монмартр в Париже. Там Монферран нашёл свой последний покой рядом с могилами своей матери Луизы Фистоньи и отчима Антуана де Коммарьё, что подчёркивает его неразрывную связь с родиной и семьей, несмотря на долгие годы жизни и работы в России.