Огюст Ренуар — биография
Огюст Ренуар — французский художник-живописец, график и скульптор, чьё творчество оставило непередаваемый след в истории искусства. Великий мастер импрессионизма, он стал одним из ключевых представителей этого художественного направления. В первую очередь известен как талантливый портретист, чьи работы олицетворяют светскую элегантность и гармонию, не лишённые сентиментальности.
Ренуар сумел завоевать признание у состоятельных парижан и стать популярным художником своего времени. В середине 1880-х годов он отошел от импрессионистического стиля, возвращаясь к линейности классицизма, что привело к возникновению направления, известного как «энгризм».
Отец знаменитого режиссёра Жана Ренуара, Огюст Ренуар оставил неизгладимый след в истории искусства, вдохновляя поколения художников и оставляя непередаваемое наследие для будущих поколений.
Детство
Пьер Огюст Ренуар появился на свет 25 февраля 1841 года в Лиможе, очаровательной коммуне на юго-западе Франции. В семье портного Леонарда Ренуара и его супруги Маргариты, профессии швеи, он стал шестым из семи детей. Несмотря на скромные доходы, в семье царила атмосфера любви и внимания к каждому ребенку.
В раннем возрасте Пьер отличался повышенной чувствительностью и нервозностью, однако его родители проявляли понимание и терпимость к его эксцентричностям. Леонард не ругал сына за то, что тот брал без спроса его карандаши и крейда, а Маргарита мирила с тем, что Пьер украшал стены их дома своими рисунками. В 1844 году семейство перебралось в Париж, где юный Ренуар был зачислен в хор при соборе Сент-Эсташ.
Музыкальный регент собора, Шарль Гуно, был поражен талантом Пьера и настойчиво предлагал его родителям дать ему музыкальное образование. Тем не менее, Ренуар с ранних лет проявлял страсть к живописи, предпочитая её музыкальному искусству. В возрасте тринадцати лет, он стал учеником на фарфоровой фабрике «Леви Бразерс», где обучился искусству росписи по фарфору, создавая уникальные узоры и изображения на посуде.
С обанкротившейся в 1858 году фабрикой за плечами, Ренуар искал новые источники заработка, украшая интерьеры кафе, жалюзи и маркизы. В этот период он также копировал произведения художников эпохи рококо, таких как Антуан Ватто, Жан Оноре Фрагонар и Франсуа Буше. Этот опыт оказал влияние на формирование его собственного стиля, отмеченного любовью к ярким краскам и изящным линиям.
В 1862 году Ренуар был принят в Школу изящных искусств, где его наставником стал Марк Габриэль Шарль Глейр, художник, придерживавшийся академических канонов в живописи, предпочитая мифологические мотивы и темные цвета в палитре. В то время во французском искусстве наметилась тенденция к переменам, особенно среди представителей барбизонской школы и реалистов вроде Гюстава Курбе, которые выступали за изображение реальной жизни.
Вдохновленный этими новыми течениями, Ренуар вместе с друзьями и сокурсниками, среди которых были Клод Моне и Альфред Сислей, начал экспериментировать с живописью на открытом воздухе, особенно в лесу Фонтенбло. Этот период оказал значительное влияние на его творчество, особенно после встречи с Курбе, чье влияние прослеживается в Ренуаровской работе 1866 года «Харчевня матушки Антони», отмеченной отказом от академических традиций в пользу изображения неидеализированной повседневной жизни.
Творчество
В начале 1862 года Пьер Огюст Ренуар успешно прошел экзамены и стал студентом Школы изящных искусств, входящей в состав Академии художеств, и присоединился к ателье Глейра. В этот период художник впитывал вдохновение от творчества представителей барбизонской школы, а также от мастерства таких знаменитостей, как Коро, Прюдон, Делакруа и Курбе. После закрытия мастерской Глейра в 1864 году, Ренуар стал активно заниматься созданием собственных произведений и впервые представил свою работу на Салоне — картину «Эсмеральда, танцующая среди бродяг». Несмотря на первоначальное признание, холст был уничтожен художником после возвращения.
Ренуар выделил для себя несколько основных жанров, которым оставался верен на протяжении всей жизни: пейзажи, бытовые сцены, натюрморты и портреты. Среди значимых работ этого периода можно выделить «Жюль ле Кёр в лесу Фонтенбло» (1866), «Лягушатник» (1869), «Понт Неф» (1872), различные натюрморты, например, «Весенний букет» (1866) и портреты, включая «Лиза с зонтиком» (1867). С 1864 года Ренуар также активно обращался к портретной живописи как способу заработка.
В 1872 году Ренуар вместе с друзьями основал Анонимное кооперативное объединение художников и участвовал в Первой выставке импрессионистов, которая, несмотря на провал, оказала значительное влияние на дальнейшее развитие искусства. В эти годы Ренуар создал множество своих знаменитых произведений, включая «Бал в Мулен де ла Галетт» и «Обнажённая в солнечном свете».
После 1879 года, добившись общественного признания и финансовой независимости, Ренуар продолжил свою художественную деятельность, создавая выдающиеся полотна, такие как «Бульвар Клиши» и «На террасе». Поездки в Алжир и Италию оказали значительное влияние на его вкусы и стиль, приведя к так называемому «энгровскому» периоду, отмеченному работами «Танец в деревне» и «Большие купальщицы», в которых Ренуар экспериментировал с композицией и линиями, стремясь к большей четкости и сдержанности в цвете.
Конец XIX века принес Ренуару широкое признание и успех на выставках, а его искусство постепенно эволюционировало, принимая «перламутровые» оттенки в его живописной манере. Период «красного» цвета характеризовался любовью к теплым оттенкам и интенсивному цвету, а также интересом к скульптуре и керамике в последние годы жизни. Ренуар продолжал работать до конца своих дней, оставив после себя богатое наследие и несомненный вклад в мировое искусство.
Личная жизнь
Жизненный путь Огюста Ренуара был не просто маршрутом талантливого художника к вершинам искусства, но и путешествием человека, чьё сердце било в унисон с бесконечным многообразием женской красоты. Любовь к женщинам стала для Ренуара не только источником вдохновения, но и непрекращающейся темой для творчества, превратив его жизнь в бурное море страстей и романтических приключений.
Женский образ в его жизни менялся так же часто, как и на его полотнах, где каждая муза оставляла отпечаток неповторимости и глубины. Среди всех его возлюбленных особое место занимала актриса Жанна Самари, видевшая в Ренуаре не просто художника, но и своеобразного жениха, которому она была обручена через прикосновение кисти к холсту.
Переход Ренуара к новому этапу жизни начался с встречи с Алиной Шариго, молодой белошвейкой, которая стала его опорой и вдохновением в мире, где искусство переплеталось с бытом. Алина, воплощение уюта и домашнего очага, была не только женой и матерью его детей, но и хранительницей его внутреннего мира. Именно с ней Ренуар нашёл гармонию, которая позволила ему отказаться от шумных компаний в пользу тихого семейного счастья.
Несмотря на свой брак и преданность Алине, Ренуар не мог полностью отказаться от привлечения натурщиц, с которыми он продолжал вступать в интимную близость. Однако эти связи не оказывали влияния на его отношения с супругой, которая оставалась неоспоримым авторитетом в доме и верным спутником жизни, особенно в те моменты, когда болезнь приковала Ренуара к инвалидному креслу.
Болезнь и физические страдания не смогли поколебать дух Ренуара, который продолжал творить, несмотря на боль. Его отношение к искусству нашло отражение в словах, сказанных Анри Матиссу: красота, которую он создаёт, останется навсегда, в то время как боль уйдёт. Эти слова стали свидетельством несгибаемой воли Ренуара и его веры в вечность искусства.
Смерть
Первая мировая война внесла коррективы в размеренный ритм жизни выдающегося представителя импрессионизма. Глубокая тревога за судьбу сыновей, отправившихся на фронт, привела к внезапной кончине его супруги Алины. После этой потери, находясь в омуте болезней и страдая от недостатка продовольствия, Огюст Ренуар, однако, не прекратил свою художественную деятельность, продолжая находить утешение и вдохновение в искусстве, несмотря на тяготы окружающего мира. В поисках муз он обратился к натурщицам и живописным уголкам своего сада, раскинувшегося на склонах горы Колетт.
Пьер Огюст Ренуар скончался 3 декабря 1919 года, закончив незадолго до этого своё последнее творение — «Натюрморт с анемонами». Причиной его ухода из жизни стала пневмония. В возрасте 78 лет мастер так и не изменил своей преданности солнечному свету и идеалам человеческого счастья. За несколько месяцев до своей кончины он был доставлен в Лувр на инвалидной коляске, чтобы увидеть одно из своих произведений, вошедшее в коллекцию этого престижного музея.
Теперь произведения Ренуара — это украшение многих европейских галерей. В Эрмитаже можно полюбоваться такими его картинами, как «Девушка с веером» и «В саду», а также другими выдающимися работами. Творчество французского художника широко известно, его иллюстрации включены в учебные программы, освещающие эпоху расцвета импрессионизма, и знакомы даже школьникам.