Пьер Огюст Ренуар

Огюст Ренуар — биография


Огюст Ренуар — французский художник-живописец, график и скульптор, чьё творчество оставило непередаваемый след в истории искусства. Великий мастер импрессионизма, он стал одним из ключевых представителей этого художественного направления. В первую очередь известен как талантливый портретист, чьи работы олицетворяют светскую элегантность и гармонию, не лишённые сентиментальности.

Ренуар сумел завоевать признание у состоятельных парижан и стать популярным художником своего времени. В середине 1880-х годов он отошел от импрессионистического стиля, возвращаясь к линейности классицизма, что привело к возникновению направления, известного как «энгризм».

Отец знаменитого режиссёра Жана Ренуара, Огюст Ренуар оставил неизгладимый след в истории искусства, вдохновляя поколения художников и оставляя непередаваемое наследие для будущих поколений.

Детство

Пьер Огюст Ренуар появился на свет 25 февраля 1841 года в Лиможе, очаровательной коммуне на юго-западе Франции. В семье портного Леонарда Ренуара и его супруги Маргариты, профессии швеи, он стал шестым из семи детей. Несмотря на скромные доходы, в семье царила атмосфера любви и внимания к каждому ребенку.

В раннем возрасте Пьер отличался повышенной чувствительностью и нервозностью, однако его родители проявляли понимание и терпимость к его эксцентричностям. Леонард не ругал сына за то, что тот брал без спроса его карандаши и крейда, а Маргарита мирила с тем, что Пьер украшал стены их дома своими рисунками. В 1844 году семейство перебралось в Париж, где юный Ренуар был зачислен в хор при соборе Сент-Эсташ.

Пьер Огюст Ренуар

Музыкальный регент собора, Шарль Гуно, был поражен талантом Пьера и настойчиво предлагал его родителям дать ему музыкальное образование. Тем не менее, Ренуар с ранних лет проявлял страсть к живописи, предпочитая её музыкальному искусству. В возрасте тринадцати лет, он стал учеником на фарфоровой фабрике «Леви Бразерс», где обучился искусству росписи по фарфору, создавая уникальные узоры и изображения на посуде.

С обанкротившейся в 1858 году фабрикой за плечами, Ренуар искал новые источники заработка, украшая интерьеры кафе, жалюзи и маркизы. В этот период он также копировал произведения художников эпохи рококо, таких как Антуан Ватто, Жан Оноре Фрагонар и Франсуа Буше. Этот опыт оказал влияние на формирование его собственного стиля, отмеченного любовью к ярким краскам и изящным линиям.

В 1862 году Ренуар был принят в Школу изящных искусств, где его наставником стал Марк Габриэль Шарль Глейр, художник, придерживавшийся академических канонов в живописи, предпочитая мифологические мотивы и темные цвета в палитре. В то время во французском искусстве наметилась тенденция к переменам, особенно среди представителей барбизонской школы и реалистов вроде Гюстава Курбе, которые выступали за изображение реальной жизни.

Вдохновленный этими новыми течениями, Ренуар вместе с друзьями и сокурсниками, среди которых были Клод Моне и Альфред Сислей, начал экспериментировать с живописью на открытом воздухе, особенно в лесу Фонтенбло. Этот период оказал значительное влияние на его творчество, особенно после встречи с Курбе, чье влияние прослеживается в Ренуаровской работе 1866 года «Харчевня матушки Антони», отмеченной отказом от академических традиций в пользу изображения неидеализированной повседневной жизни.

Творчество

В начале 1862 года Пьер Огюст Ренуар успешно прошел экзамены и стал студентом Школы изящных искусств, входящей в состав Академии художеств, и присоединился к ателье Глейра. В этот период художник впитывал вдохновение от творчества представителей барбизонской школы, а также от мастерства таких знаменитостей, как Коро, Прюдон, Делакруа и Курбе. После закрытия мастерской Глейра в 1864 году, Ренуар стал активно заниматься созданием собственных произведений и впервые представил свою работу на Салоне — картину «Эсмеральда, танцующая среди бродяг». Несмотря на первоначальное признание, холст был уничтожен художником после возвращения.

Пьер Огюст Ренуар
«Эсмеральда, танцующая среди бродяг»

Ренуар выделил для себя несколько основных жанров, которым оставался верен на протяжении всей жизни: пейзажи, бытовые сцены, натюрморты и портреты. Среди значимых работ этого периода можно выделить «Жюль ле Кёр в лесу Фонтенбло» (1866), «Лягушатник» (1869), «Понт Неф» (1872), различные натюрморты, например, «Весенний букет» (1866) и портреты, включая «Лиза с зонтиком» (1867). С 1864 года Ренуар также активно обращался к портретной живописи как способу заработка.

В 1872 году Ренуар вместе с друзьями основал Анонимное кооперативное объединение художников и участвовал в Первой выставке импрессионистов, которая, несмотря на провал, оказала значительное влияние на дальнейшее развитие искусства. В эти годы Ренуар создал множество своих знаменитых произведений, включая «Бал в Мулен де ла Галетт» и «Обнажённая в солнечном свете».

Пьер Огюст Ренуар
«Бульвар Клиши»

После 1879 года, добившись общественного признания и финансовой независимости, Ренуар продолжил свою художественную деятельность, создавая выдающиеся полотна, такие как «Бульвар Клиши» и «На террасе». Поездки в Алжир и Италию оказали значительное влияние на его вкусы и стиль, приведя к так называемому «энгровскому» периоду, отмеченному работами «Танец в деревне» и «Большие купальщицы», в которых Ренуар экспериментировал с композицией и линиями, стремясь к большей четкости и сдержанности в цвете.

Пьер Огюст Ренуар

Конец XIX века принес Ренуару широкое признание и успех на выставках, а его искусство постепенно эволюционировало, принимая «перламутровые» оттенки в его живописной манере. Период «красного» цвета характеризовался любовью к теплым оттенкам и интенсивному цвету, а также интересом к скульптуре и керамике в последние годы жизни. Ренуар продолжал работать до конца своих дней, оставив после себя богатое наследие и несомненный вклад в мировое искусство.

Личная жизнь

Жизненный путь Огюста Ренуара был не просто маршрутом талантливого художника к вершинам искусства, но и путешествием человека, чьё сердце било в унисон с бесконечным многообразием женской красоты. Любовь к женщинам стала для Ренуара не только источником вдохновения, но и непрекращающейся темой для творчества, превратив его жизнь в бурное море страстей и романтических приключений.

Женский образ в его жизни менялся так же часто, как и на его полотнах, где каждая муза оставляла отпечаток неповторимости и глубины. Среди всех его возлюбленных особое место занимала актриса Жанна Самари, видевшая в Ренуаре не просто художника, но и своеобразного жениха, которому она была обручена через прикосновение кисти к холсту.

Пьер Огюст Ренуар
Огюст Ренуар с Алиной Шариго

Переход Ренуара к новому этапу жизни начался с встречи с Алиной Шариго, молодой белошвейкой, которая стала его опорой и вдохновением в мире, где искусство переплеталось с бытом. Алина, воплощение уюта и домашнего очага, была не только женой и матерью его детей, но и хранительницей его внутреннего мира. Именно с ней Ренуар нашёл гармонию, которая позволила ему отказаться от шумных компаний в пользу тихого семейного счастья.

Несмотря на свой брак и преданность Алине, Ренуар не мог полностью отказаться от привлечения натурщиц, с которыми он продолжал вступать в интимную близость. Однако эти связи не оказывали влияния на его отношения с супругой, которая оставалась неоспоримым авторитетом в доме и верным спутником жизни, особенно в те моменты, когда болезнь приковала Ренуара к инвалидному креслу.

Болезнь и физические страдания не смогли поколебать дух Ренуара, который продолжал творить, несмотря на боль. Его отношение к искусству нашло отражение в словах, сказанных Анри Матиссу: красота, которую он создаёт, останется навсегда, в то время как боль уйдёт. Эти слова стали свидетельством несгибаемой воли Ренуара и его веры в вечность искусства.

Смерть

Первая мировая война внесла коррективы в размеренный ритм жизни выдающегося представителя импрессионизма. Глубокая тревога за судьбу сыновей, отправившихся на фронт, привела к внезапной кончине его супруги Алины. После этой потери, находясь в омуте болезней и страдая от недостатка продовольствия, Огюст Ренуар, однако, не прекратил свою художественную деятельность, продолжая находить утешение и вдохновение в искусстве, несмотря на тяготы окружающего мира. В поисках муз он обратился к натурщицам и живописным уголкам своего сада, раскинувшегося на склонах горы Колетт.

Пьер Огюст Ренуар скончался 3 декабря 1919 года, закончив незадолго до этого своё последнее творение — «Натюрморт с анемонами». Причиной его ухода из жизни стала пневмония. В возрасте 78 лет мастер так и не изменил своей преданности солнечному свету и идеалам человеческого счастья. За несколько месяцев до своей кончины он был доставлен в Лувр на инвалидной коляске, чтобы увидеть одно из своих произведений, вошедшее в коллекцию этого престижного музея.

Пьер Огюст Ренуар
Могила Огюста Ренуара

Теперь произведения Ренуара — это украшение многих европейских галерей. В Эрмитаже можно полюбоваться такими его картинами, как «Девушка с веером» и «В саду», а также другими выдающимися работами. Творчество французского художника широко известно, его иллюстрации включены в учебные программы, освещающие эпоху расцвета импрессионизма, и знакомы даже школьникам.

Ссылки

Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter.

Вам нравится Пьер Огюст Ренуар?

Пожалуйста, напишите комментарий
Пожалуйста, введите ваше имя