Овидий — биография


Овидий — древнеримский поэт, чьё творчество прочно вошло в золотой фонд мировой литературы. Наиболее известен как автор эпических поэм «Метаморфозы» и «Наука любви», а также элегий — «Любовные элегии» и «Скорбные элегии». В его произведениях воплотились вечные истины о человеческих чувствах и страстях, а его слова стали вдохновением для многих поколений писателей и поэтов.

По одной из версий, Овидий был сослан из Рима в западное Причерноморье из-за несоответствия пропагандируемых им идеалов любви официальной политике императора Августа в отношении семьи и брака. В этих условиях он провёл последние годы жизни, однако его творчество не потеряло своей актуальности и значимости.

Овидий оказал огромное влияние на европейскую литературу, вдохновив множество писателей своими произведениями. В частности, Александр Пушкин в 1821 году посвятил ему обширное послание в стихах, выражая тем самым своё уважение и восхищение талантом древнего мастера слова.

Детство

Публий Овидий Назон, будущий знаменитый поэт, появился на свет 20 марта 43 года до нашей эры в Сульмо (ныне Сульмона), живописно раскинувшемся городе Апеннинской долины, к востоку от Рима. Происходил он из семьи эквитов, что обозначало принадлежность к верхним слоям римского общества. Экономическое положение его семьи давало им возможность заниматься коммерцией и вести дела среди городской аристократии, благодаря чему дети имели доступ к качественному образованию.

По настоянию отца, Овидий и его брат приступили к изучению риторики под руководством Арелия Фуска и Марка Порция Латрона, известных учителей ораторского мастерства того времени в Римской империи. Однако, предпочитая эмоции аргументации, Овидий сочел, что навыки, необходимые для карьеры в юриспруденции, ему не по душе. В итоге, он оставил обучение и отправился в путешествие, в ходе которого посетил Афины, Малую Азию и Сицилию.

В юные годы Овидий испробовал себя в нескольких мелких государственных должностях, был частью центумвирии — коллегии, занимавшейся гражданскими делами, а также входил в состав децемвирии, выполнявшей как религиозные, так и светские функции на уровне государства.

Между 29 и 25 годами до н.э. Овидий осознал, что служба империи противоречит его внутреннему миру и склонностям, после чего принял решение уйти в отставку. Этот шаг вызвал разочарование отца и других членов семьи. В тот период его всё сильнее притягивало к литературе, что в итоге привело его к решению стремиться к славе великого поэта. Овидий вошел в круг литературной элиты под покровительством Марка Валерия Мессала Корвина. Первое публичное чтение произведений начинающего элегиста датируется приблизительно 25 годом до н.э., откуда ведётся отсчёт его литературной карьеры и творчества.

Творчество

Первые шаги Публия Овидия Назона на пути к литературному мастерству отмечены созданием «Героид» (Heroides) и серии любовных элегий. Сам поэт признавался, что не раз уничтожал свои ранние произведения, стремясь к совершенству, однако эти труды стали первым значимым вкладом в его творческое наследие. «Героиды» демонстрируют его поэтический талант, но именно любовные элегии, изданные под названием «Amores» и сокращённые автором с пяти до трёх книг, принесят ему широкую известность. В них, возможно, отражены личные переживания Овидия, связанные с вымышленной любовницей Коринной, имя которой, по утверждению поэта, прозвучало по всему Риму (totam cantata per Urbem Corinna). Эти произведения, наполненные точными наблюдениями за жизнью, вниманием к деталям и изяществом стиха, сразу же выдвинули его имя на передний план среди литературной общественности Рима. В последней из элегий Овидий сравнивает свой вклад в культуру своего народа с тем, как Вергилий прославил Мантую, а Катулл — Верону.

Следующее крупное произведение Овидия, «Ars amatoria» («Искусство любви»), также нашло отклик у читателей. Он предвещал его в 18-й элегии второй книги «Amores». Эта дидактическая поэма, состоящая из трёх книг и написанная элегическим дистихом, содержит наставления для мужчин и женщин о том, как завоёвывать и сохранять любовь. Некоторая откровенность произведения вызвала необходимость оправдаться перед официальной моралью, что Овидий делает, указывая на адресатов своих наставлений — вольноотпущенниц и иностранок, для которых не действовали строгие требования поведения. Сочинение, отражающее зрелость таланта Овидия, было написано в 2 — 1 годах до н.э., когда поэту было около 41-42 лет.

Параллельно с «Наукой любви» поэт работал над «Medicamina faciei», фрагмент которого дошёл до нас. В этом небольшом по объёму, но значительном по трудозатратам сочинении рассматриваются средства ухода за лицом. За «Наукой любви» последовало «Лекарство от любви» («Remedia amoris»), где Овидий, продолжая служение Амуру, предлагает советы тем, кто ищет избавления от бремени любви. После этих работ Овидий обратился к мифологии и религии, что привело к созданию его знаковых произведений — «Метаморфоз» и «Фастов».

Личная жизнь

Овидий, один из величайших поэтов Древнего Рима в своих произведениях раскрыл мир своих личных переживаний и отношений. Его жизненный путь в любовных делах был сложным и полным эмоциональных взлётов и падений, отображая все грани чувственного опыта человека, исследующего глубины человеческого сердца.

Первый брак Овидия, заключённый под давлением отцовской воли, должен был стать своего рода спасением для молодого поэта от праздности и легкомысленных увлечений. Однако ирония судьбы заключалась в том, что именно этот союз погрузил его в мир любовных авантюр, дав толчок к созданию стихов и элегий, в которых Овидий возвышал свои страсти и эмоции. Не выдержав неверности и пренебрежения, первая жена поэта предпочла разорвать с ним отношения, оставив после себя лишь горькие воспоминания.

Второй брак, вопреки первому, был основан на искренних чувствах Овидия, которые, однако, оказались мимолётными и не способными выдержать испытание временем. Предполагаемое рождение двух детей не смогло укрепить семейные узы, и вскоре поэт вновь оказался одинок. Этот период его жизни обрамлён тайной, оставляя место для размышлений о сложности человеческих отношений и изменчивости чувств.

Истинное вдохновение и гармонию Овидий нашёл в своих отношениях с Фабией, третьей супругой, которая стала для него не только верной подругой и соратницей, но и источником бесконечного вдохновения. В её обществе поэт отказался от разгульного образа жизни, нашедши уединение и покой в семейном кругу, где искусство и поэзия занимали центральное место.

Однако судьба готовила Овидию новое испытание – изгнание в далёкий город Томы, откуда он уже не вернулся. Фабия осталась в Риме, заботясь о доме и имуществе, став невидимым, но неизменным оплотом поддержки для своего мужа в тяжёлые времена ссылки. Эта история любви и преданности, пережившая разлуку и трагедию, остаётся вечным напоминанием о силе человеческого духа и несгибаемости истинных чувств перед лицом испытаний судьбы.

Смерть

Находясь на чужбине, в городе Томы, изгнанный Овидий испытывал глубокое уныние и депрессию, чувствуя острое одиночество и отчаяние от невозможности вернуться на родину. Ни друзья, ни родные не могли облегчить его страдания или способствовать возвращению в Рим. Изречение поэта о том, что он желал умереть во время работы, нашло своё горькое воплощение в реальности.

Памятник Овидию

Овидий завершил свою жизнь в 17 году нашей эры, вскоре после того как закончил работу над стихотворной серией «Письма с Понта», далёк от дома, в возрасте 59 лет. Обстоятельства его смерти окутали тайной, оставив после себя вопросы без ответов. Этот период его жизни оставил значительный отпечаток в истории литературы, подчеркивая трагизм участи великого лирика древности, чьи произведения продолжают вдохновлять и сегодня.

Избранные произведения

  • Послания героев и героинь
  • Метаморфозы или изменения видов
  • Фасты
  • Искусство любить. Лекарство от любви. Косметики. Фасты. Любовные элегии
  • Любовные элегии. Героиды. Наука любви
  • Превращения
  • Плач Публия Овидия Назона
  • Скорби Овидия

Ссылки

Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter.

Share